Газопроводы России: карта и схема. Газопроводы из России в Европу. Газотранспортные маршруты России. Инфографика. Транзит, который мы потеряли

Новые газопроводы из России в ЕС: у кого шансов больше?

Газопроводы России: карта и схема. Газопроводы из России в Европу. Газотранспортные маршруты России. Инфографика. Транзит, который мы потеряли

19 Апреля 2016 г. 14:24

Стратегической задачей российской энергетической политики является создание системы альтернативных маршрутов доставки газа на европейский рынок.

По причине ограничений Третьего энергопакета ЕС и политического противодействия со стороны США «Газпрому» не удается загрузить на 100% «Северный поток» и пришлось отказаться от строительства «Южного потока».

Решением проблемы мог бы стать проект газопровода через Беларусь в Польшу «Ямал-Европа-2», но Варшава отказывается от его строительства по политическим причинам. В итоге «Газпром» делает ставку на новый проект – «Северный поток-2».

Все привыкли, что российско-украинские отношения в газовой сфере давно превратились в сериал, причем драматический. В последнее время и взаимодействие с Евросоюзом по вопросу поставок «голубого топлива» все больше напоминает многосерийную «мыльную оперу». Это не свойство метана, а проблема политизации рынка газа.

Противоречия у «Газпрома», как монопольного экспортера российского газа, с зарубежными партнерами были всегда. Споры о цене на газ – нормальная экономическая ситуация. Новой «серией» противостояния стал Третий энергетический пакет.

Это комплекс нормативных актов, принятый в ЕС с целью развивать конкуренцию на европейских рынках. В частности, новые правила запрещали поставщикам газа владеть газотранспортной инфраструктурой внутри стран ЕС – одним из наиболее прибыльных активов.

К настоящему времени «Газпром» уже продал свои доли в европейских газотранспортных компаниях.

Интриги вокруг газопроводов в ЕС

Сегодня происходит новый поворот сюжета в российско-европейских отношениях. «Газпром» пытается сократить риски газоснабжения Европы, вызванные ситуацией на Украине. С целью создания альтернативной системы доставки газа европейским клиентам российский концерн инициировал создание «Северного» и «Южного» потоков.

Первый проект был реализован, позволив снабжать Германию без транзитных посредников, т.к. газопровод проложен по дну Балтийского моря. А от создания «Южного потока» пришлось отказаться.

История с «Южным потоком» пролила свет на целый ряд особенностей современных международных отношений. Россия подписала межправительственные соглашения со всеми странами, по территории которых планировалось проложить новый газопровод. Причем это было сделано еще до вступления в силу норм Третьего энергопакета в ЕС.

Но даже новые законы Евросоюза не могли запретить «Газпрому» и партнерам строить газопровод. Третий энергопакет лишь регулирует правила использования инфраструктуры. А решение о строительстве принимает национальное правительство тех стран, где создается объект.

Поэтому подготовка к строительству «Южного потока» продолжалась, несмотря на заявления евробюрократии о несоответствии проекта нормам Третьего энергопакета.

Недовольство Брюсселя было вызвано тем, что единственным поставщиком газа в «Южный поток» должен был стать «Газпром».

Причем госконцерн владел не менее 50% акций в каждой из компаний-собственников участков будущего газопровода (всего было создано 8 компаний для прокладки морского участка газопровода и строительства на территории Австрии, Болгарии, Сербии, Венгрии, Греции, Словении, Хорватии). Такое сочетание, действительно, запрещается нормами Третьего энергопакета, хотя не запрещает само строительство газопровода. Тем более,

конкурент «Южного потока» – проект Nabucco – решением Еврокомиссии был выведен из-под действия этих законов

Создание «Южного потока» в дополнение к «Северному» привело бы к потере необходимости использовать украинскую газотранспортную систему для транзита газа европейским потребителям. В этом случае Киев лишился бы транзитной прибыли, которая в период до «Майдана» составляла около $3 млрд. в год.

ЕС колебался между желанием усилить надежность своего газоснабжения (за счет диверсификации маршрутов поставки российского газа), и нежеланием постоянно дотировать Украину.

Ведь «пересыхание» газового транзита обернулось бы трудностями с наполнением украинского бюджета и потребовало бы от ЕС «вкладываться» в финансирование Украины вместе с Россией.

Сша выступили категорически против «южного потока» как экономического конкурента украинской газотранспортной системы (гтс)

Во-первых, Украина в случае утраты статуса безальтернативного транзитера российского газа утрачивает свое геополитическое значение как потенциальный «рычаг» США по давлению на Россию и ЕС.

Во-вторых, американские компании, в случае получения гарантий сохранения транзита российского газа через Украину, станут собственниками компании оператора «незалежной» ГТС и получат прибыли.

Возможности для привлечения иностранных компаний к управлению газопроводом созданы поправками в законодательство Украины в 2014 г.

В итоге после визита американских конгрессменов в Софию в 2014 г., руководство Болгарии отозвало разрешение на строительство «Южного потока» на своей территории.

Судьбы «Северного потока-2»

Непосредственной причиной фиаско «Южного потока» стала политическая слабость правительства Болгарии. Поэтому для новых проектов нужно выбрать более самостоятельного партнера.

Кто лучше всего подходит на эту роль в Евросоюзе, если не Германия? Руководствуясь этой логикой и данными о падающей добыче газа в Северном море, увеличивающей потребности ЕС в импорте «голубого топлива», компании «Газпром», E.

ON, Shell, BASF/Wintershall, OMV и ENGIE создали консорциум New European Pipeline AG для строительства «Северного потока-2».

Маршруты газопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2»

Gazprom.ru

Против «Северного потока-2» формируется целый «альянс». По неподтвержденной официально информации, правительства Болгарии, Чехии, Эстонии, Греции, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии и Словакии написали в Еврокомиссию письмо с жалобой на «Северный поток-2». Мотивация у подписантов разная.

Прибалтийские страны традиционно занимают антироссийскую позицию, а остальные боятся потерять имеющуюся или потенциальную (Болгария и Греция рассчитывают на реанимацию «Южного» или «Турецкого потока») прибыль от транзита российского газа, ведь реализация «Северного потока-2», как минимум, сократит транзит «голубого топлива» через Украину и соседние страны ЕС.

В 2015 г. через Украину прошел 67,1 млрд. куб. м. российского газа. Мощность «Северного потока-2» составит 55 млрд. куб. м. Кроме того, незадействованными в 2015 г. остались 15,9 млрд. куб. м. мощности в существующем «Северном потоке». Фактически, это позволяет отказаться от транзита газа через Украину,

хотя есть проблемы с ограничениями, накладываемыми Третьим энергопакетом.

Для дозагрузки «Северного потока» необходимо либо получить от Еврокомиссии исключение из норм Третьего энергопакета для газопровода OPAL (одна из 2-х ниток-продолжений «Северного потока» на территории Германии), либо передать права собственности на газ европейским потребителям еще на входе топлива в морской участок газопровода. Первый вариант в условиях нынешнего противостояния Москвы и Брюсселя маловероятен, а вот в рамках второго работа ведется. «Газпром» провел уже два пробных биржевых аукциона с поставкой по «Северному потоку».

Упущенный шанс «Ямал-Европа-2»

Показательно, что в 2013 г. был заморожен проект газопровода «Ямал-Европа-2», который предполагал строительство ответвления от белорусского участка газопровода «Ямал-Европа» (город Кобрин) через Польшу до Словакии (город Вельке-Капушаны). Предполагалось, что его мощность составит не менее 15 млрд. куб. м. газа в год.

Схема проекта «Ямал-Европа-2»

Pro-gas.ru

Этот проект позволил бы запитывать те европейские страны, газ в которые сейчас поступает через Украину. В выигрыше оказалась бы и Беларусь, где разрослась бы газотранспортная инфраструктура.

Несмотря на то, что белорусская газотранспортная система принадлежит «Газпрому», строительство «Ямал-Европа-2» позволило бы Минску повысить поступления в бюджет за счет прямых и косвенных налогов, а также создать новые рабочие места. Но исключительно по политическим мотивам Польша отказалась от реализации «Ямал-Европа-2»

Страна получала бы транзитную плату от «Газпрома», т.е. прибыль просто за то, что газопровод «лежит» на ее территории. Но сотрудничество с Россией противоречило внешнеполитическому курсу Польши.

Более того, польские политики набирали политические очки призывами снизить зависимость от российских энергоресурсов, тем самым загнав себя в ловушку, когда согласие на выгодный проект «Ямал-Европа-2» означало бы «предательство идеалов». В итоге

Польша подписала контракт с поставщиком Qatar gas на поставку сжиженного природного газа (СПГ) по цене вдвое выше, чем стоимость российского газа

Сегодня решение об отказе от «Ямал-Европа-2», даже с точки зрения польских политиков, выглядит неудачным решением. Дональд Туск, еще в должности премьер-министра Польши, предлагал создать Энергетический союз Европы и единого закупщика газа для всех европейских потребителей.

Такую ситуацию монополии легче реализовать, имея в руках большую часть газопроводов, идущих из России. Теперь же Туск опасается, что роль крупнейшего газового хаба ЕС примерит на себя Германия.

Вероятность того, что Польша пересмотрит свое отношение к проекту «Ямал-Европа-2» крайне мала, так как сегодня «российская угроза» является чуть ли не краеугольным камнем внешней политики Варшавы, требующей разместить на своей территории военные базы НАТО.

«Газовые» договоренности с Россией, несмотря на всю выгодность, подорвали бы сегодняшнюю внешнеполитическую концепцию Варшавы.

Недавний кризис транзитных автоперевозок между Россией и Польшей и предложения о проведении нового расследования крушения самолета Леха Качинского под Смоленском являются иллюстрацией сегодняшних подходов Варшавы к отношениям с Россией. Да и российская сторона не станет проявлять инициативу и стучаться в одну дверь дважды. Так польские политики лишают многомиллионных прибылей не только свою страну, но и ближайшего восточного соседа – Беларусь.

Нельзя не признать, что несомненным плюсом проекта «Ямал-Европа-2» является более выгодный маршрут поставки газа в страны восточной и южной Европы, а также в Турцию, в сравнении с «Северным потоком-2». Однако степень реализации последнего проекта уже выше, чем у «Ямал-Европа-2»

Если расширение газопровода через Беларусь только обсуждалось, то для строительства «Северного потока-2» уже создана компания оператор – New European Pipeline AG. Так что потенциал у балтийского проекта выше, хотя противостоять обоим проектам Еврокомиссия будет в одинаковой степени.

Игорь Юшков, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ

Источник: https://eurasia.expert/novye-gazoprovody-iz-rossii-v-es-u-kogo-shansov-bolshe/

Газопроводы России: карта и схема. Газопроводы из России в Европу

Газопроводы России: карта и схема. Газопроводы из России в Европу. Газотранспортные маршруты России. Инфографика. Транзит, который мы потеряли

Трубопроводный транспорт осуществляет передвижение таких важных грузов как нефть и природный газ. Трубопроводы России имеют более чем полувековую историю. Началось строительство с освоения нефтяных месторождений Баку и Грозного. Сегодняшняя карта газопроводов России насчитывает почти 50 тыс. км магистральных трубопроводов, по которым прокачивается большая часть российской нефти.

История газопроводов России

Трубопроводный транспорт газа в России начали активно развивать еще в 1950 году, что было связано с разработкой новых месторождений и возведением нефтеперерабатывающего завода в Баку. Уже к 2008 году количество транспортируемой нефти и нефтепродуктов достигало 488 млн. тонн. По сравнению с 2000 годом показатели увеличились на 53%.

Ежегодно газопроводы России (схема актуализируется и отражает все магистрали) растет. Если в 2000 году длина трубы газопровода составляла 61 тыс. км, в 2008 уже равнялась 63 тыс. км.

К 2012 году значительно расширились магистральные газопроводы России. Карта отображала около 250 тыс. км трубопровода. Из них 175 тыс. км составляла длина газопровода, 55 тыс. км – длина нефтепровода, 20 тыс.

км – длина нефтепродуктопровода.

Газопровод – это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки метана и природного газа. Подача газа осуществляется с помощью избыточного давления.

Сегодня трудно поверить в то, что РФ (на сегодня крупнейший экспортер «голубого топлива») изначально зависела от сырья, купленного за границей.

В 1835 году в Санкт-Петербурге был открыт первый завод по добыче «голубого топлива» с системой распределения от месторождения до потребителя.

На этом заводе добывался газ из заграничного каменного угля. Спустя 30 лет такой же завод построили в Москве.

Из-за дороговизны строительства газовых труб и импортного сырья первые газопроводы России были небольших размеров. Трубопроводы производили больших диаметров (1220 и 1420 мм) и с большой протяжностью. С освоением технологий месторождения природного газа и его добычей размеры «голубых рек» в России стали стремительно увеличиваться.

Крупнейшие газопроводы России

«Газпром» – крупнейший оператор «газовой артерии» в России. Основными видами деятельности корпорации являются:

  • геологические разведки, добыча, перевозка, хранение, переработка;
  • производство и продажа тепла и электроэнергии.

На данный момент существуют такие действующие газопроводы:

  1. «Голубой поток».
  2. «Прогресс».
  3. «Союз».
  4. «Северный поток».
  5. «Ямал-Европа».
  6. «Уренгой-Помары-Ужгород».
  7. «Сахалин-Хабаровск-Владивосток».

Так как в развитии нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей сферы заинтересованы многие инвесторы, инженеры активно разрабатывают и строят все новые крупнейшие газопроводы России.

Нефтепроводы РФ

Нефтепровод – это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки нефти от места добычи к потребителю. Существуют два вида трубопроводов: магистральные и промысловые.

Самые крупные магистрали нефтепровода:

  1. «Дружба» – одна из крупных трасс Российской империи. Сегодняшний объем производства равен 66,5 млн. тонн в год. Магистраль проходит от Самары через Брянск. В городе Мозырь «Дружба» делится на два участка:
  • южная магистраль – проходит через Украину, Хорватию, Венгрию, Словакию, Чехию;
  • северная магистраль – через Германию, Латвию, Польшу, Белоруссию и Литву.
  1. Балтийская трубопроводная система – это система нефтепроводов, которая соединяет место добычи нефти с морским портом. Мощность такой магистрали составляет 74 млн. тонн нефти в год.
  2. Балтийская трубопроводная система-2 – это система, которая связывает нефтепровод «Дружба» с российскими портами на Балтике. Мощность составляет 30 млн. тонн в год.
  3. Восточный нефтепровод соединяет место добычи Восточной и Западной Сибири с рынками США и Азии. Мощность такого нефтепровода достигает 58 млн. тонн в год.
  4. Каспийский трубопроводный консорциум – это важный международный проект с участием крупнейших нефтедобывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации труб длиной 1,5 тыс. км. Рабочая мощность составляет 28,2 млн. тонн в год.

Газопроводы из России в Европу

Россия в Европу может поставлять газ тремя способами: через украинскую газотранспортную систему, а также через газопроводы «Северный поток» и «Ямал-Европа». В том случае, если Украина окончательно прекратит сотрудничество в Российской Федерацией, поставки “голубого топлива” в Европу будут осуществлять исключительно газопроводы России.

Схема подачи метана в Европу предполагает, например, такие варианты:

  1. «Северный поток» – это газопровод, который соединяет Россию и Германию по дну Балтийского моря. Трубопровод обходит транзитные государства: Белоруссию, Польшу и прибалтийские страны. «Северный поток» был введен в эксплуатацию относительно недавно – в 2011 году.
  2. «Ямал-Европа» – длина газопровода составляет более двух тысяч километров, трубы проходят по территории России, Белоруссии, Германии и Польши.
  3. «Голубой поток» – газопровод соединяет Российскую Федерацию и Турцию по дну Черного моря. Длина его равняется 1213 км. Проектная мощность составляет 16 млрд. кубометров в год.
  4. «Южный поток» – трубопровод поделен на морские и сухопутные участки. Морской участок проходит по дну Черного моря и соединяет Российскую Федерацию, Турцию, Болгарию. Длина участка составляет 930 км. Сухопутный участок проходит по территории Сербии, Болгарии, Венгрии, Италии, Словении.

«Газпром» заявил, что в 2017 году будет повышена цена на газ для Европы на 8-14%. Российские аналитики утверждают, что объем поставок в этом году будет больше чем в 2016 году. Доход газовой монополии РФ в 2017 году может вырасти на 34,2 млрд. долларов.

Газопроводы России: схемы импорта

Страны ближнего зарубежья, которым Россия поставляет газ, включают в себя:

  1. Украину (объем продаж составляет14,5 млрд куб. м.).
  2. Беларусь (19,6).
  3. Казахстан (5,1).
  4. Молдову (2,8).
  5. Литву (2,5).
  6. Армению (1,8).
  7. Латвию (1).
  8. Эстонию (0,4).
  9. Грузию (0,3).
  10. Южную Осетию (0,02).

Среди стран дальнего зарубежья российским газом пользуются:

  1. Германия (объем поставок составляет 40,3 млрд куб. м.).
  2. Турция (27,3).
  3. Италия (21,7).
  4. Польша (9,1).
  5. Великобритания (15,5).
  6. Чехия (0,8) и другие.

Поставка газа в Украину

В декабре 2013 года «Газпром» и «Нафтогаз» подписали дополнение к контракту. В документе была указана новая «скидочная» цена, на треть меньше прописанной в контракте.

Договор вступил в силу 1 января 2014 года, и должен продлеваться каждые три месяца. Из-за долгов за газ «Газпром» отменил скидку в апреле 2014 года, и уже с 1 апреля цена выросла, составив 500 долларов за тыс.

кубометров (стоимость со скидкой составляла 268,5 долларов за тыс. кубов).

Планируемые к возведению газопроводы в России

Карта газопроводов России на стадии разработки включает в себя пять участков. Не реализован проект «Южного потока» между Анапой и Болгарией, строится «Алтай» – это газопровод между Сибирью и Западным Китаем.

Прикаспийский газопровод, который будет поставлять природный газ с Каспийского моря, в перспективе должен проходить через территорию РФ, Туркменистан и Казахстан.

Для поставок из Якутии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона строится еще одна трасса – «Якутия-Хабаровск-Владивосток».

Источник: https://FB.ru/article/313445/gazoprovodyi-rossii-karta-i-shema-gazoprovodyi-iz-rossii-v-evropu

Газотранспортные маршруты России. Инфографика

Газопроводы России: карта и схема. Газопроводы из России в Европу. Газотранспортные маршруты России. Инфографика. Транзит, который мы потеряли

Газпром просчитал варианты компенсации объёмов транзита, если произойдут проблемы на украинском маршруте транспортировки.  

На сегодняшний день у России существует три варианта поставок газа в Европу. Это украинская газотранспортная система, а также газопроводы «Ямал – Европа» и «Северный поток».

В случае прекращения Украиной транзита российского газа в Европу «Газпром» планирует осуществлять поставки:

  • через Белоруссию (газопровод «Ямал – Европа»),
  • по дну Балтийского моря в обход транзитных государств (газопровод «Северный поток»).

Проблема с транзитом газа в Европу через территорию Украины для «Газпрома» станет дополнительным аргументом в пользу:

  • скорейшего завершения строительства газопровода «Южный поток»,
  • расширения «Северного потока» в дальнейшем.

В 2013 году Евросоюз приобрёл в России 133 млрд кубометров газа, большая часть этого объёма (около 85 млрд кубометров) поступает через Украину, остальной газ из России транспортируется по газопроводам «Северный поток» и «Голубой поток», которые обходят украинскую территорию.

«Северный поток»

«Северный поток» — газопровод, связывающий Россию и Германию по дну Балтийского моря в обход транзитных государств: Белоруссии, Польши и других восточноевропейских и прибалтийских стран.

Строительство газопровода началось в 2010 году, в эксплуатацию он был введён в ноябре 2011 года.

По состоянию на 2011 год:

  • 51 % акций принадлежал «Газпрому»,
  • по 15,5 % — немецким акционерам E.ON Ruhrgas и Wintershall Holding AG, по 9 % — компаниям N.V. Nederlandse Gasunie (Нидерланды) и GDF Suez (Франция).

Проект газопровода неоднократно вызывал возражения у Польши и прибалтийских государств.

В 2013 году транзит газа составил всего около 12 млрд кубометров при мощности первой ветки более 27 млрд.

Притом что строительство второй ветки газопровода позволило увеличить мощность до 55 млрд кубометров в год.

Использовать обходные ветки газопровода на полную мощность Россия сможет за счёт замещения украинского транзита, но, по прогнозам экономистов, данные объёмы не удовлетворят возросшие потребности Европы в газе.

«Северный поток». РИА Новости / Григорий Сысоев

«Ямал – Европа»

Газопровод «Ямал – Европа» протяжённостью свыше 2000 км проходит по территориям:

  • России,
  • Белоруссии,
  • Польши,
  • Германии.

Газопровод соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями в Западной Европе. 

Его строительство началось в 1994 году, в 2006 году трубопровод вышел на проектную мощность в 32,96 млрд кубометров газа в год.

«Газпром» является единственным владельцем белорусского участка газопровода. Польским участком газопровода владеет EuRoPol Gaz (совместное предприятие «Газпрома» и польской PGNiG). Владельцем германского участка газопровода является WINGAS (совместное предприятие «Газпрома» и Wintershall Holding GmbH).

Транзит природного газа по белорусскому участку «Ямал – Европа» в 2013 году составил 19,5 %. Потребителям Беларуси поставлено 20,3 млрд кубометров газа.

В апреле 2013 года президент России дал поручение руководству «Газпрома» изучить возможность реализации проекта «Ямал – Европа-2», подразумевающего строительство газопровода от границы Белоруссии по территории Польши до Словакии.

Газокомпрессорная станция «Несвижская» — одна из пяти станций на белорусском участке газопровода «Ямал – Европа». РИА Новости / Иван Руднев

«Голубой поток»

«Голубой поток» — газопровод между Россией и Турцией, проложенный по дну Чёрного моря. Предназначен для поставок российского природного газа в Турцию.

Общая протяжённость газопровода — 1213 км.

Сооружение морского участка «Голубого потока» длиной 396 км началось в сентябре 2001 года и полностью завершилось в мае 2002 года.

Сухопутный участок проложен от города Изобильный Ставропольского края до села Архипо-Осиповка Краснодарского края на побережье Чёрного моря длиной 373 км.

Морской участок от Архипо-Осиповки до терминала «Дурусу», расположенного в 60 км от города Самсун (Турция), длиной 396 км.

Сухопутный участок на турецкой стороне от города Самсун до города Анкара длиной 444 км.

Проектная мощность газопровода составляет 16 млрд кубометров газа в год. По состоянию на 11 марта 2014 года, общий объём поставок по «Голубому потоку» (с февраля 2003 года) составил 100 млрд кубометров газа.

Трубопровод «Голубой поток». Компрессорная станция «Береговая», вид с моря. Видна просека, в которой находится закопанный газопровод. Commons.wikimedia.org / Rdfr

«Южный поток»

Запуск газопровода «Южный поток» намечен на 2015 год.

Морской участок газопровода пройдёт по дну Чёрного моря в экономических зонах:

  • России,
  • Турции,
  • Болгарии.

Общая протяжённость черноморского участка составит 930 км.

Проектная мощность — 63 млрд куб. м.

Сухопутный участок газопровода пройдёт по территориям Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении. Конечная точка газопровода — газоизмерительная станция Тарвизио в Италии. От основного маршрута будут построены отводы в Хорватию и Республику Сербскую (государственное образование на территории Боснии и Герцеговины).

В реализации проекта участвуют:

– в Болгарии — South Stream Bulgaria AD (по 50 % у «Газпрома» и «Болгарского энергетического холдинга» ЕАД);

– в Сербии — South Stream Serbia AG (доля «Газпрома» — 51 %, ГП «Сербиягаз» — 49 %);

– в Венгрии — South Stream Hungary Zrt. (по 50 % у «Газпрома» и M (в 2012 году партнёром стала компания MVM Zrt.));

– в Словении — South Stream Slovenia LLC (по 50 % у «Газпрома» и Plinovodi d.o.o.);

 в Австрии — South Stream Austria Gmbh (по 50 % у «Газпрома» и OMV);

– в Греции — South Stream Greece S.A. (по 50 % у «Газпрома» и DESFA).

После завершения строительства газопровода совокупные поставки газопроводов «Северный поток» и «Южный поток» могут составить около 120 млрд куб. м газа в год.

«Южный поток». РИА Новости / Сергей Гунеев

Поставки газа для Украины

«Газпром» и «Нафтогаз» в декабре 2013 года после переговоров глав двух государств подписали дополнение к контракту, которое даёт возможность российскому холдингу поставлять газ на Украину по $268,5 за тысячу кубов — со скидкой примерно на треть к контрактной цене.

https://www.youtube.com/watch?v=zghepASxGys

Скидка начала действовать с 1 января 2014 года, однако это дополнение к контракту должно продлеваться сторонами ежеквартально. В начале марта «Газпром» заявил, что с апреля 2014 года отменит скидку из-за долгов Украины за газ.

Цена российского газа для Украины с 1 апреля может вырасти примерно до $500 за тысячу кубометров.

Гтс украины

Украинская ГТС представляет собой сеть газопроводов и отводов, которые обеспечивают надёжность газоснабжения в случае аварий на отдельных трубопроводах. Природный газ поступает на Украину по 22 магистральным газопроводам («Союз», «Прогресс», «Уренгой – Помары – Ужгород» и др.), а выходит за пределы Украины — по 15.

Это вторая в Европе и одна из крупнейших в мире газотранспортных систем.

Общая протяжённость газопроводов Украины составляет 283,2 тыс. км.

Пропускная способность

  • на границе РФ с Украиной — 288 млрд куб. м в год;
  • на границе Украины с Польшей, Румынией, Белоруссией, Молдавией — 178,5 млрд куб. м в год;
  • со странами ЕС — 142,5 млрд куб. м в год.

Источник: http://maxpark.com/community/politic/content/2631686

Газопроводы России: карта и схема. Газопроводы из России в Европу. Газотранспортные маршруты России. Инфографика. Транзит, который мы потеряли

Газопроводы России: карта и схема. Газопроводы из России в Европу. Газотранспортные маршруты России. Инфографика. Транзит, который мы потеряли

Транзит газа в Калининградскую область через Литву был временно приостановлен. Сейчас регион получает ресурс с помощью СПГ-терминала. Портал Baltnews.lt обсудил с публицистом, журналистом Анатолием Вассерманом произошедшие изменения.

Что случилось

Глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что был временно остановлен транзит газа в Калининградскую область через Литву. Сейчас российский регион получает газ с помощью СПГ-терминала.

«Полностью отключена система поставок газа через магистральный газопровод Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград, и газоснабжение Калининградской области в текущий момент полностью осуществляется через приемный морской терминал», – цитирует Миллера .

Морской терминал по приему природного газа, а также плавучую регазификационную установку «Маршал Василевский» ввели в эксплуатацию во вторник, 8 января. Судно перевозит СПГ, его емкость составляет 174 тысячи кубометров. Также оно выполняет регазификацию, то есть переводит СПГ из жидкого состояния в газообразное.

Что это значит

Публицист, журналист Анатолий Вассерман в разговоре с Baltnews.lt выделил три важнейших составляющих события. Первый – отработка технологий сжижения газа на терминале в недавно построенном порту «Усть-Луга»:

«Это позволит снабжать север Европы российским газом в экономически выгодном варианте. Дело в том, что перевозка сжиженного газа всегда будет существенно дороже, чем перекачка того же объема газа по трубам. Поэтому выгоднее прокачать газ до «Усть-Луги», а там его сжижать только для перевозок на меньшее расстояние».

Второй момент – новый виток обеспечения независимости Калининградской области:

«Обеспечивается независимость Калининградской области от капризов литовских политиков. Напомню, кстати, что сейчас поездки по железной дороге в Калининградскую область требуют получения визы фактически. То есть гражданам РФ выдается упрощенная виза, а гражданам других стран приходится оформлять полноценную транзитную визу.

Литва отказалась предоставлять поездам, идущим в Калининградскую область экстерриториальный статус, хотя юридически и технически это очень несложно, но политически Литва не могла упустить редкий способ как-нибудь напакостить Российской Федерации. Поэтому сейчас развиваются паромная переправа через Балтику, развивается авиационное сообщение. Аэропорт «Храброво» изрядно усовершенствовали к чемпионату мира по футболу».

Таким образом, благодаря новому терминалу, отмечает Анатолий Вассерман, был достигнут еще один аспект независимости как Калининградской области, так и в целом России «от капризов литовских политиков»:

«Вроде, скажем, нынешнего президента Дали Поликарповны Грибовской, пытающейся возместить свое комсомольское прошлое – судя по многим данным, не только комсомольское, но и работу в качестве агента Госбезопасности – путем демонстративной антирусской деятельности.

Насколько я могу судить, эти самые перевозки сжиженного газа, хотя и менее выгодны, чем прокладка газопровода, но поскольку газопровод в Калининград прошел бы через экономические зоны балтийских республик, то проложить его сейчас политически практически невозможно.

Так что мы смогли лишний раз доказать, что серьезно ограничить нас они не могут».

Есть также третий момент, который Вассерман назвал «дополнительным бонусом».

«Насколько мне известно, Литва получала за прокачку нашего газа по своей территории достаточно заметные по их масштабам деньги. Теперь им лишний раз напомнили, что русофобия – это очень дорогое удовольствие», – резюмировал эксперт.

Журналисты давно заметили: белорусские власти очень любят сообщать громкие новости либо в пятницу вечером, либо в субботу.

Так произошло и на этот раз: в субботу, 1 октября, было предано огласке постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли, по которому тарифы на транзит нефти по магистральным трубопроводам через территорию Белоруссии вырастут на 50%. В последний раз расценки на эти услуги повышались 1 февраля 2016 года и в намного меньшем масштабе.

Речь идёт о транспортировке нефти из России в страны Европы по отрезкам магистрального трубопровода «Дружба», которые принадлежат белорусским предприятиям ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба».

Тариф по маршруту Унеча (Высокое) — Адамова Застава вырастет с 267,32 до 400,98 российского рубля за тонну (без учёта НДС). По маршруту Унеча (Высокое) — Броды — со 114,82 до 172,23 российского рубля.

Тариф по маршруту Невель (Великие Луки) — Полоцк — Высокое увеличится с 32,31 до 48,47 российского рубля (по этому маршруту приводится тариф на приём и дальнейшую транспортировку нефти в Германию, Чехию, Словакию, Польшу, Венгрию и на Украину).

Источник: https://www.reaestate.ru/gazoprovody-rossii-karta-i-shema-gazoprovody-iz-rossii-v-evropu-gazotransportnye-marshruty-rossii/

Газопровод через Украину в Европу – схема и маршрут

Газопроводы России: карта и схема. Газопроводы из России в Европу. Газотранспортные маршруты России. Инфографика. Транзит, который мы потеряли

Добыча газа и его использование были начаты еще в древности. В России же история газовой промышленности начинается в 1811 году благодаря создателю термоламп Петру Соболевскому. Время шло, отрасль развивалась.

Было разведано много месторождений, и встал вопрос о транспортировке газа к конечным потребителям. Ведь этот вид топлива использовался не только внутри страны, но и поставлялся на импорт в Европу.

Поскольку наиболее выгодной оказалась транспортировка по трубам, был построен газопровод через Украину.

История возникновения газопровода на Украине

Украина также разрабатывала собственные месторождения. Первый газопровод был построен в 1924 году. После этого в 1948 был создан «Дашава – Киев», впоследствии продленный к Москве (в 1951 году).

То есть уже не Украина сама себя снабжала «голубым топливом», а Россия поставляла его в страну. После этого и начался экспорт газа в европейские государства.

Хотя на Украине есть и собственные месторождения, используется по большей части российское топливо.

Проведение газопровода через Украину в Европу

Первый транзит топлива состоялся в 1967 году. Именно тогда был запущен в СССР газопровод в Европу через Украину «Долина – Ужгород – Западная граница». Союзная республика стала крупнейшим в мире транзитером.

Почему же для экспорта газа была выбрана именно Украина? Прежде всего потому, что при СССР строилась Единая газовая система.

Второй причиной стало ухудшение экономической ситуации в государстве – гонка вооружений, инвестиции в ВПК и противостояние с Китаем давали о себе знать.

В 70-х годах цена на нефть и газ на мировом рынке испытала резкий скачок. Это были как раз те товары, которые быстро мог предоставить СССР, а финансовые средства могли исправить экономическую ситуацию. И тогда было предложено два варианта транзита: украинский и равномерный.

Первый предполагал маршрут газопровода через Украину, второй – через все союзные республики, граничащие с Европой. У каждого варианта были свои сторонники, но группа, поддерживающая первый проект, имела больший вес в правительстве СССР.

Это были руководители, которые либо долгое время работали на Украине, либо являлись выходцами из нее – Брежнев, Черненко, Щербицкий, Тихонов, Кириленко. К тому же республика имела немалый вес в экономике СССР.

В итоге трасса газопровода через Украину была проложена даже в ущерб принципу минимального расстояния.

Состав газотранспортной системы Украины

После распада СССР бывшая союзная республика стала владельцем крупнейшей газотранспортной системы (ГТС). Основной поток поставок проходит через газопровод в Европу через Украину, что позволяло ей диктовать определенные условия странам- импортерам и России.

Транзит газа через страну-соседа – это не только огромная протяженность магистральных труб. Это еще и множество приборов учета, хранилищ, компрессорных станций. Все они выполняют свою роль в перераспределении и транспортировке газа.

Чтобы визуально понять, как проходит газопровод через Украину и какие перевалочные пункты задействованы, лучше всего увидеть его схему.

На первый взгляд она несложная, но если рассмотреть подробнее, то можно увидеть и магистрали, и распределительные трубы.

Основные составляющие магистрального газопровода

Газопровод через Украину проходит через множество городов и населенных пунктов. Основные из них содержат такие важные узлы, как компрессорные станции. Схема газопровода через Украину насчитывает 72 таких пункта.

В ГТС также включено 13 хранилищ, из которых 12 активно эксплуатируются. Также установлены приборы учета. На границе с Россией находится 12 газоизмерительных станций, а на участке, граничащем со странами Европы, – 11 ГИС.

Все это оборудование и станции находятся в управлении компании «Укргазтранс» и ее филиалов, расположенных в Киеве, Львове, Черкассах, Прикарпатье и Донбассе. Хранилища, в которые закачивают газ на Украине для дальнейшей транспортировки и распределения, расположены на Западе страны, Донбассе, в Киевской и Черниговской областях, а также в Днепропетровской.

Если взглянуть на схему и посмотреть, как проходит газопровод через Украину, можно увидеть, что это не одна труба протяженностью несколько тысяч километров. Это целая сеть разветвлений и соединений с обслуживающими пунктами.

Транспортировка газа в Европу через Украину

Поскольку основной газопровод через Украину для транзита был построен еще при СССР, то после распада страны экономические связи остались. На сегодняшний день транзит газа осуществляется по следующим магистралям:

  • Оренбург – Западная граница.
  • Уренгой – Помары – Ужгород.
  • Ямбург – Западная граница.
  • Торжок – Долина.
  • Долина – Ужгород.

Все они переплетаются либо идут параллельно на некоторых участках. И если говорить в общем о том, как проходит газопровод через Украину, то получим два основных потока. Первый из них – «Уренгой – Помары – Ужгород», который на территории страны объединяется с «Прогрессом».

Второй – «Союз», который начинается от Оренбургского месторождения и был основным экспортным газопроводом при СССР. Собственно говоря, нет ни одной точной схемы, которая бы показала, как идет газопровод через Украину.

Основными экспортными являются магистрали «Союз», «Дружба», «Прогресс» и «Уренгой – Помары – Ужгород».

Газопровод “Союз”

Этот российский газопровод через Украину был протянут от Оренбурга к западной границе СССР. Он получил название «Союз». Это было совместное строительство стран-союзников – Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, ГДР и СССР – в 1975-1976 гг. Через него транспортируется газ от Оренбургского месторождения в страны Западной Европы. Его мощность составляет 26 млрд кубометров в год.

Чтобы понять, где через Украину проходит газопровод «Союз», необходимо рассмотреть карту и схему. Основные города – это Оренбург, Уральск, Александров Гай, Кременчуг, Долина и Ужгород. На границе России и Украины оборудована газоизмерительная станция «Писаревка» (территория РФ), после чего учтенный газ перемещается по территории Украины.

Кроме вышеперечисленных городов, магистраль проходит через еще некоторые. Во всех них оборудованы компрессорные станции, обеспечивающие нормальное функционирование системы.

Это Новопсков, Боровы, Первомайское, Матвеевка, Александровка, Тальное, Гайсин, Бар, Гусятин, Богородчаны, Хуст. Через газоизмерительные станции «Берегово», «Теково» и «Ужгород» топливо поставляется в Румынию, Венгрию и Словакию.

В городе Бар магистраль соединяется с потоками «Уренгой – Помары – Ужгород» и «Прогресс».

Газопровод “Уренгой – Помары – Ужгород”

На самом деле это не один газопровод, а целый поток магистралей. В него включен еще и газопровод «Прогресс». Строительство было начато от Уренгойского месторождения.

Он был построен совместно с банками Германии, Японии, Франции – они выдали кредит на приобретение необходимых комплектующих. Проект был разработан в ОАО «ЮЖНИИГИПРОГАЗ» (Донецк).

Трубы для магистралей были закуплены на Харцызском трубном заводе, трубопрокладчики и оборудование – у ведущих мировых производителей из Европы и США. Завершилось строительство в 1983 году.

Этот газопровод через Украину имеет протяженность 1160 километров. Заходит на территорию страны он через контрольно-измерительную станцию «Суджа». Этот маршрут газопровода через Украину проходит 9 компрессорных станций в городах Ромны, Гребинка, Софиевка, Ставище, Ильинцы, Бар, Гусятин, Богородчаны, Воловец. В Европу газ уходит через измерительную станцию «Ужгород».

Мощность магистрали для транспортировки топлива составляет 28 млрд кубометров в год. Это самый мощный газопровод через Украину на сегодняшний день.

Газопровод «Прогресс»

Строительство газотранспортной магистрали закончено в 1988 году. Маршрут газопровода через Украину совпадет с потоком «Уренгой – Помары – Ужгород». Его мощность составляет 26 млрд.

кубометров в год. Начинается он на территории России от Ямбургского месторождения. Протяженность – 1160 км по территории Украины.

На магистрали 9 компрессорных станций, обеспечивающих транспортировку газа в Европу.

Газопровод «Дружба»

О нем мало что известно. Начинается этот газопровод от Пунги, возле границы с Украиной проходит через Курск и Острогожск. Из России газ уходит по магистрали через газораспределительную станцию «Валуйки», продвигается к Киеву и в дальнейшем разделяется на несколько потоков.

Один из них уходит на Западную Украину, второй – к молдавской границе. В дальнейшем были достроены магистрали от Ухты к Пунге, на украинскую территорию транзит стал осуществляться еще и через станцию «Писаревка» и “Сохрановка”. А сам газопровод не упоминается ни на сайте компании «Нафтогаз», ни на сайте компании «Газпром».

Его участки достроили и переименовали.

Экспортный поток «Сияние Севера»

Основной маршрут газопровода идет по городам Бованенково, Ухта, Торжок, Долина, Ужгород. Магистраль проходит через границу Украины с Белоруссией. Входящая газоизмерительная станция находится на территории Белоруссии – ГИС «Мозырь». Если обратить внимание на ввод в эксплуатацию участка «Торжок – Долина», то это будут 90-е годы, а ветка “Бованенково – Ухта” – 2012 год.

На территории Украины поток “Сияние Севера” разделяется на три участка. Первый из них – “Торжок – Долина”. В конечном пункте этого участка газ перераспределяется. Второй – “Долина – Ужгород”. Его мощность составляет 17 млрд кубометров в год. В Ужгороде газ снова перераспределяется и попадает на третий участок – «Ужгород – Берегово». В год по этой магистрали проходит 13 млрд кубометров газа.

Остальные экспортные газопроводы

Как уже говорилось выше, газопровод через Украину – это целая разветвленная сеть трубопроводов, соединяющая поставщиков, конечных потребителей, компрессорные измерительные и распределительные пункты.

Поэтому следует упомянуть еще остальные газопроводы, через которые происходит транзит в Европу. Это «Комарно-Дроздовичи», «Хуст – Сату-Маре», «Ананьев – Тирасполь – Измаил» и «Шебелинка – Измаил».

Их суммарная мощность составляет 34 млрд кубометров в год.

Строительство нового газопровода “Южный поток”

Последние политические события показали, что экспортный газопровод через Украину – не совсем надежная магистраль для транзита топлива европейским странам. К тому же участились поломки и взрывы газопроводов, особенно на стратегически важных линиях «Уренгой – Помары – Ужгород», «Союз», «Прогресс». Поэтому проектируются и строятся трубопроводы в обход, через другие государства.

Одним из таких является «Южный поток». Маршрут газопровода через Украину идти не будет. Он пройдет по дну Черного моря непосредственно из России. Изначально планировалось его вести через экономическую зону Турции.

Но в связи с присоединением Крыма к России проект пересмотрен. Его будут тянуть через черноморский шельф полуострова.

Этот газопровод позволит России не зависеть от украинских посредников и политико-экономической ситуации в стране и обеспечивать полноценный транзит газа в европейские государства.

Ситуация на сегодняшний день такова, что Украине придется использовать только собственные месторождения и потерять прибыль от транзитных операций. Как только будет запущен новый проект, Россия сможет свести к минимуму поставки газа через страну-соседа, что сделает этот процесс экономически невыгодным. Российская Федерация является страной, которой нельзя ставить ультиматумы.

Источник: https://autogear.ru/article/143/345/gazoprovod-cherez-ukrainu-v-evropu---shema-i-marshrut/

Законный совет
Добавить комментарий