Где в русском городе жили торговцы и ремесленники? Ремесла для обеспечения нужд царского двора. Понятие о ремеслах

Ремесла для обеспечения нужд царского двора

Где в русском городе жили торговцы и ремесленники? Ремесла для обеспечения нужд царского двора. Понятие о ремеслах

В 17 веке в Москве был целый ряд дворцовых слобод, жители которых обязаны были обеспечивать царский двор.

Существовали следующие слободы: Барашская, Денежная, Дорогомиловская (ямская или «гонная»), Иконная, Казенная, Конюшенная, Котельная, Огородная, Переславская гонная, Печатная, Садовничья, Суконная, Хамовная, Ямская и многие другие.

В Москве существовало учреждение, которое ведало царской едой – Сытный двор. Пространство между нынешними Поварской и Большой Никитской улицами в XVII в. было занято «кормовой» Поварской слободой. Её обитатели дали названия Поварской улице, Хлебному, Скатертному, Ножовому и Столовому переулкам.

По данным 1573 г., организацией продовольственного обслуживания царского дворца занималось 477 человек. Даже сейчас, гуляя в тех краях, можно догадаться, кто где жил. В Ножовом переулке – точильщики ножей, в Скатёрном – скатертники , отвечавшие за столовое бельё, в Хлебном – дворцовые пекари .

Среди приписанных к Сытному двору работников числились сытники (они подавали царю сосуды с питьем (сытой) и несли свечи перед шествием, если царь отправлялся куда-нибудь вечерней порой), помясы (занимались сбором лекарственных трав ), хлебники , подключники (помощники ключников, в ведении которых находились продовольственные запасы ) и представители других специальностей. Еще об одной слободе — Блинниках напоминает церковь Николая Чудотворца, «что в Блинниках» (иногда она упоминается «что в Кленниках»), располагавшаяся в начале улицы Маросейки. Слободу населяли блинники — мастера, изготовлявшие блины.

Проживавшие в Кисельных переулках кисельники варили кисели – причём не только из ягод и фруктов, но и из гороха и овса.

Есть в городе Кисловские переулки: Большой, Малый, Средний и Нижний. Их названия – всё, что осталось от Кисловских слобод, где жили кислошники . Они готовили квасы и квашенную капусту, солили впрок грибы и овощи. А овощи выращивали в Огородной слободе.

Между сегодняшними Покровкой и Мясницкой располагалась дворцовая Огородная слобода, обитатели которой поставляли различные овощи. Из них наибольший спрос имели капуста и огурцы. Из других овощей наиболее распространенными культурами являлись морковь, лук, чеснок, редька, свекла.

Из фруктов наиболее популярными были яблоки. Несмотря на суровость московского климата, для нужд двора здешние огородники умудрялись выращивать в парниках даже арбузы и дыни. Память о слободе сохранилась в названии переулка Огородная слобода. Она была одной из самых больших в Москве.

В 1638 году в ней значились 174 двора, а к 1679 году их число возросло до 373.

В непосредственной близости от Кремля рос огромный царский сад. Здесь располагались Садовые слободы (Верхняя, Средняя и Нижняя), заселённые княжескими садовниками.

О существовании этих слобод напоминают сегодняшние Садовнические набережная, улица и переулок.

Вдоль Москвы-реки, от современного Краснохолмского моста до моста Крымского, рос огромный царский сад (на карте – внутри зелёного контура)

По соседству с Садовыми слободами располагалась в 17 веке Овчинная слобода, обитатели которой поставляли для дворцовых нужд шерсть и овчины.

Выделка овечьих шкур являлась особым видом производства со своей спецификой и ею занимались овчинники, которые жили на правом берегу Москвы-реки. Слобода была довольно большой: в 1632 и 1658 годах в ней насчитывалось 103 двора.

О бывшей слободе ныне напоминают названия Овчинниковской набережной и переулков — Большого и Среднего (существовал еще и Малый) Овчинниковских, а также соседнего Руновского.

Находящийся близ Арбатской площади Филипповский переулок прежде именовался Иконным, по находившейся здесь до середины 17 века Иконной слободе, в которой жили царские иконописцы.

Чтобы обеспечить русских государей и их свиту услугами ткачей, на берег Москвы-реки из-под Твери переселили целую деревню ткачей – хамомвников. Так возникла Хамомвнная слобода, давшая название современному району Хамомвники. Хамомвники делали ткани, украшавшие комнаты в царских дворцах.

Мастера хамомвники находились на особом положении. Они не могли уходить на жительство из своей слободы куда-либо еще, не имели права отдавать дочерей и сестёр замуж в другие слободы. Поселиться же в Хамовной слободе было практически невозможно.

Для этого следовало подать челобитную самому государю.

Ткачи – кадашим жили и в деревне Кадашёво, в районе теперешней Кадашёвской набережной и трёх переулков. Они изготавливали, главным образом, льняные ткани. Здесь жили ткачи, швеи, вышивальщицы.

Долгое время ткачи работали на дому, а если оставалась лишняя материя, могли её продать или оставить себе.

Но в 17 веке Кадашёвская слобода стала поселением со строгим режимом жизни: ткачей собрали в мастерской, за их работой постоянно наблюдала представительница царицы, все изделия забирал царский двор, а жители слободы не имели права без особого разрешения уходить за пределы своего поселения.

Есть среди улиц Москвы Колпачный переулок. Как полагают, он был назван по Колпачной слободе, где жили ремесленники, делавшие колпаки – колпачники. Сейчас под этим словом, имеющим татарское происхождение, понимают головной убор. Но в древности первоначально так именовали высокую суживающуюся кверху шапку.

У неё был узкий меховой отворот и одна или две прорехи, к которым прикреплялись пуговицы и запоны (специальные застежки для кольчужной сетки, привешивавшейся к шлемам типов колпак и шишак). Зимой колпаки подбивали мехом, который затем выворачивали наружу широкой полосой.

Колпаком также называли воинское наголовье, состоявшее из венца или околышка и навертья или высокой остроконечной тульи. Иногда для защиты щек, затылка и плеч к этому наголовью прикреплялась кольчужная сетка, застегивавшаяся у шеи или на груди запонами.

Позднее словом «колпак» стали называть головные уборы простонародья.

В старину русские носили высокие остроконечные шапки – колпаки. Потом стали носить шапки с мягкою, придавленною к голове верхней частью, от чего они казались низкими и плоскими.

У людей богатых и знатных, например князей, колпаки были из тонкого сукна и бархата; у государей — из бархата, атласа и других золотных и шелковых тканей, с вышитыми или нашитыми украшениями из золота, жемчуга и драгоценных камней. Меха в таких колпаках были самые лучшие и дорогие.

Для простонародья же головные уборы делались из войлока и других дешёвых материалов, на зиму – с дешёвой меховой отделкой.

Денежный переулок напоминает о Денежной слободе, в которой жили денежники , чеканившие монеты. Впервые чеканка монет в Москве началась в конце 14 века при Дмитрии Донском. Среди них, кроме собственно денежных мастеров, имелись чеканщики, подметчики, резальщики, тянульщики, отжигальщики.

Эти мастера принимались на Денежный двор «из вольных и из торговых людей, кто похочет».

Принимаемый в мастера обязан был принести присягу в добросовестной работе и, кроме того, представить поручительство посторонних лиц, которые гарантировали, что мастер не будет красть серебра, примешивать в серебро медь и олово, воровать, подделывать чеканы и делать фальшивые деньги. Но и этого было недостаточно.

По свидетельству подьячего Посольского приказа, писателя 17 века Григория Котошихина, когда мастера «для денежного дела ходят на Двор, или из Двора, и их осматривают донага, чтоб они не приносили меди и олова и свинцу, или из Двора чего не снесли». Шесть Монетчиковских переулков расположились на месте Монетчиков — слободы мастеров монетного дела . Монету здесь чеканили с 1701 по 1736 г.

Два Казенных переулка (Большой и Малый) сохраняют память о Казенной слободе, располагавшейся с правой стороны улицы Покровки. В древней Руси казной называли запасы всяких вещей, драгоценных камней, денег и т.п.

Отсюда выражения: казна домовая, казна постельная, казна золотая, казна серебряная… Но чаще всего это слово употреблялось по отношению к великокняжеской, а затем царской казне. С конца 15 века ею заведовали казначеи, а затем Казенный приказ, впервые упоминающийся в 1578 году.

Сама казна помещалась в Кремле, при Благовещенском соборе. Ее обширные и прекрасно устроенные кладовые под собором сохранялись очень длительное время, вплоть до начала XX в. Значительной частью казны являлись меха, различные наряды и другие ценные вещи.

Основное население слободы составляли дворцовые служители, хранившие различного рода дворцовое имущество.

Таким образом, в заключении следует сделать вывод по рассмотренной теме.

С самых давних времён Москва входила в число самых больших ремесленных городов Европы. Несколько веков своей истории Москва была единым городом и в то же время состояла из множества отдельных поселений: обычных деревень и различных слобод.

Кроме того, что Москва использовала хозяйственное разделение труда между расположенными вокруг нее княжествами, она и сама принимала участие в торговле различными товарами, которые производились в Московском княжестве. Этому благоприятствовало то обстоятельство, что Москва скрепляла местности с весьма разными экономическими возможностями и природными условиями.

Как ни важно было торгово-транспортное положение Москвы, но оно было только одним из условий развития города и не может полностью объяснить неуклонного роста Москвы и ее улиц. Намного важнее то, что Москва рано стала крупным центром ремесла. Ее окружали древние ремесленные пункты.

Поэтому Москва принимала участие в хозяйственном разделении труда между княжествами как центр растущего района народных промыслов — деревообрабатывающих, металлических, гончарных, камнетесных и других, для которых различные природные ресурсы бассейна Москвы-реки (известняки, руды, песчаники, глины, лес и т. д.

) создавали хорошую сырьевую базу. ремесло москва оборона царский

Конечно, не может быть одной какой-либо причины возвышения Москвы — здесь действовали их сочетания, причем на различных исторических стадиях развития Москвы на первый план выдвигалась то одна, то другая конкретная причина и имело значение то одно, то другое условие.

В больших городах целые улицы и районы назывались по наиболее важным ремеслам – Оружейная (позднее – Ружейная), Бронная, Кузнецкие слободы в Москве, Щитная улица в Новгороде Великом и т. п.

Также следует указать Плотницкий и Гончарский концы Новгорода, Гончарную слободу в Москве, Кирпичную – в Балахне, Красильницкую улицу – в Новгороде, Кузнецкие ворота – в Южном Переяславле и т. д. Данные древние названия сохранились до нашего времени, несмотря на настойчивое стремление к переименованиям улиц, которое свойственно многим эпохам.

Большое значение имеет развитие в городах таких ремесел, как портновское, ткацкое, кожевенное, скорняжное, литейно-ювелирное, ложное, которые обслуживали не только окрестное крестьянство, но и горожан (особенно сапожное, потому что крестьяне до XIX в. ходили в лаптях), благодаря чему в городах быстрее, чем в деревнях, вытеснялись такие домашние занятия, как шитье одежды, ткачество, изготовление обуви.

Пожалуй, не меньшее, если не большее значение для рассматриваемой темы имеет появление в городе особенной группы ремесленных профессий, которые были связаны с изготовлением пищи,- пирожников, хлебников, калачников, блинников, квасников, мясников, пивоваров, сытников и т. п.

Следует также отметить, что развитие данных профессий является критерием «качественной» урбанизации поселения, потому что указывает на значительное преодоление замкнутости домашнего хозяйства, которое изначально стремилось самостоятельно удовлетворять все потребности членов семьи и в особенности долго воздерживалось от приобретения на рынках готовой пищи. В то же время наличие ремесленников, которые специализировались на изготовлении еды, говорит о развитии общественного, в частности, торгового, быта (приезжие, да и сами горожане могли питаться вне дома, прямо на торгу), а, следовательно, – и о развитии денежного обращения, которое позволяло себе такие мелкие расходы. В Туле в середине XVI в. приблизительно треть всех лавок на рынке торговала различного рода продуктами.

В конце концов, о развитии городов говорит и распространение профессии строителей – плотников, а позднее и каменщиков, так как деревенские жители до XIX в. достаточно редко пользовались услугами специалистов.

Следует отметить, что официальные сведения, которые относятся к средневековью, неизбежно занижают число живущих в городе ремесленников. Специалисты-ремесленники были и среди челяди, которая проживала в городе феодалов.

Торговлей и ремеслами занимались многие «дворники», которые жили в осадных дворах таких феодалов, а с XVI в., когда появились стрельцы и другие служилые люди по прибору – воротники, пушкари и т. п.

, многие из них тоже занимались торговлей и ремеслами.

С данной точки зрения нужно корректировать как сами официальные данные о наличии в городе торговцев и ремесленников, так и выводы о размещении ремесел, о социальной топографии, которые могли развиваться не только в стрелецких, но и в ремесленных слободах.

Page 3

Перейти к загрузке файла
  • 1. Баркова Э.В. Приоритеты политики в сфере народной культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство России. Традиция и современность». Сборник. Вологда, 2008. С. 21.
  • 2. Фонд возрождения национальных традиций — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.stfond.ru/news.htm?id=11309 (дата обращения 18.03.2016).

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/508070/istoriya/remesla_obespecheniya_nuzhd_tsarskogo_dvora

Ремесло и ремесленники в городах. Цехи

Где в русском городе жили торговцы и ремесленники? Ремесла для обеспечения нужд царского двора. Понятие о ремеслах

Категория: Западная Европа в конце раннего средневековья

Производственную основу средневекового города составляли ремесла и «ручные» промыслы. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который владел орудиями производства, самостоятельно вел свое хозяйство, основанное преимущественно на личном труде.

«Приличное его положению существование, — а не меновая стоимость как таковая, не обогащение как таковое…» являлось целью труда ремесленника. Но в отличие от крестьянина специалист-ремесленник, во-первых, с самого начала был товаропроизводителем, вел товарное хозяйство.

Во-вторых, он не столь нуждался в земле как средстве непосредственного производства. Поэтому городское ремесло развивалось, совершенствовалось несравненно быстрее, нежели сельское хозяйство и ремесло деревенское, домашнее.

Примечательно также, что в городском ремесле внеэкономическое принуждение в виде личной зависимости работника не было необходимостью и быстро исчезло.

Здесь имели место, однако, другие виды внеэкономического принуждения, связанные с цеховой организацией ремесла и корпоративно-сословным, феодальным в своей основе характером городского строя (принуждение и регламентация со стороны цехов и города и т.д.). Это принуждение исходило уже от самих горожан.

Характерной особенностью ремесла и других видов деятельности во многих средневековых горо-дах Западной Европы была корпоративная организация: объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в особые союзы — цехи, гильдии, братства.

Ремесленные цехи появились почти одновременно с самими городами: в Италии — уже в X в., во Франции, Англии, Германии — с XI — начала XII в.

, хотя окончательное оформление цехов (получение специальных грамот от королей и других сеньоров, составление и запись цеховых уставов) происходило, как правило, позднее.

Цехи возникали потому, что городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мел-кие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции «чужаков» — неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей — мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса. Поэтому главной функцией цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась Zynftzwang — цеховое принуждение. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мас-терские-магистерии.
Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской, со своими инструментами и сырьем и, по выражению К. Маркса, «срастался со своими средствами производства настолько же тесно, как улитка с раковиной»1. Как правило, ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленников работали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды. Выделявшиеся новые специальности оформлялись в отдельные цехи. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных — даже сотни цехов. Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной из важных функций цеха было регулирование отношений мастеров с подмастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье — мастером.

Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества.

Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментарием и сырьем и т. д. Регламентация производства служила и другим целям: чтобы производство членов цеха сохраняло мелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял другого мастера с рынка, выпуская больше продукции или удешев-ляя ее.

С этой целью цеховые уставы нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мастерской, регулировали цены на ремесленные изделия и т. д.

Цеховая организация ремесла в городах была одним из проявлений их феодальной природы: «…феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность, фео-дальная организация ремесла»1. Такая организация до известного времени создавала наиболее благопри-ятные условия для развития производительных сил, товарного городского производства.

В рамках цехового строя было возможно дальнейшее углубление общественного разделения труда в форме выделения новых ремесленных цехов, расширения ассортимента и повышения качества производимых товаров, совершенствования навыков ремесленного труда. В рамках цехового строя повышалось самосознание и самоуважение городских мастеров.

Поэтому примерно до конца XIV в.

цехи в Западной Европе играли прогрессивную роль. Они охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, в условиях узости тогдашнего рынка обеспечивали существование городских мелких производителей, смягчая конкуренцию между ними и ограждая их от конкуренции различных чужаков.

Цеховая организация не ограничивалась осуществлением основных, социально-экономических функций, но охватывала все стороны жизни ремесленника. Цехи объединяли горожан для борьбы с фео-дальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в охране города и выступал как отдельное боевое подразделение.

Каждый цех имел своего святого патрона, подчас также свою церковь или часовню, являясь своеобразной церковной общностью. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.

Очевидно, что цехи и другие городские корпорации, их привилегии, весь режим их регламентации были характерными для средневековья общественными организациями. Они соответствовали производительным силам того времени, по характеру были родственны другим феодальным общностям.

Цеховая система в Европе, однако, не была универсальной. В ряде стран она не получила распространения и не везде достигла завершенной формы. Наряду с ней во многих городах Северной Европы, на юге Франции, в некоторых других странах и областях существовало так называемое свободное ремесло.

Но и там имели место регламентация производства, защита монополии городских ремесленников, только осуществлялись эти функции органами городского управления.

Борьба цехов с патрициатом

Борьба городов с сеньорами в подавляющем большинстве случаев привела к переходу в той или иной степени городского управления в руки горожан. Но в их среде к тому времени существовало уже заметное социальное расслоение.

Поэтому, хотя борьба с сеньорами велась силами всех горожан, полностью использовала ее результаты лишь верхушка городского населения: домовладельцы, в том числе феодального типа, ростовщики и, конечно же, купцы-оптовики, занятые транзитной торговлей.

Этот верхний, привилегированный слой представлял собой узкую, замкнутую группу — наследственную городскую аристократию (патрициат), которая с трудом допускала в свою среду новых членов. Городской совет, мэр (бургомистр), судебная коллегия (шеффены, эшевены, скабины) города выбирались только из числа патрициев и их ставленников.

Городская администрация, суд и финансы, в том числе налогообложение, строительство — все находилось в руках городской верхушки, использовалось в ее интересах и за счет интересов широкого торгово-ремесленного населения города, не говоря уже о бедняках.

Но по мере того как развивалось ремесло и крепло значение цехов, ремесленники, мелкие торговцы вступали в борьбу с патрициатом за власть в городе. Обычно к ним присоединялись также наемные работники, бедный люд. В XIII—XV вв.

эта борьба, так называемые цеховые революции, развернулась почти во всех странах средневековой Европы и часто принимала очень острый, даже вооруженный характер. В одних городах, где ремесленное производство получило большое развитие, победили цехи (Кельн, Базель, Флоренция и др.).

В других, где ведущую роль играли широкомасштабная торговля и купечество, победителем из борьбы вышла городская верхушка (Гамбург, Любек, Росток и другие города Ганзейского союза). Но и там, где побеждали цехи, управление городом не становилось подлинно демократическим, так как верхушка наиболее влиятельных цехов объединялась после своей победы с частью патрициата и устанавливала новое олигархическое управление, действовавшее в интересах наиболее богатых горожан (Аугсбург и др.).

Начало разложения цехового строя

В XIV—XV вв. роль цехов во многом изменилась. Их консерватизм, стремление увековечить мелкое производство, традиционные приемы и орудия труда, помешать техническим усовершенствованиям из-за боязни конкуренции превратили цехи в тормоз прогресса и дальнейшего роста производства.

По мере роста производительных сил, расширения внутреннего и внешнего рынка конкуренция между ремесленниками внутри цеха неизбежно возрастала. Отдельные ремесленники вопреки цеховым уставам расширяли свое производство, между мастерами развивалось имущественное и социальное неравенство.

Владельцы крупных мастерских начали давать работу более бедным мастерам, снабжали их сырьем или полуфабрикатами и получали готовые изделия. Из среды прежде единой массы мелких ремесленников и торговцев постепенно выделилась зажиточная цеховая верхушка, эксплуатировавшая мелких мастеров.

Расслоение внутри цехового ремесла выражалось также в разделении цехов на более сильные, богатые («старшие» или «большие») и более бедные («младшие», «малые») цехи. Так происходило в первую очередь в наиболее крупных городах: Флоренции, Перудже, Лондоне, Бристоле, Париже, Базеле и др.

Старшие цехи начинали господствовать над младшими и эксплуатировать их, так что члены младших цехов подчас утрачивали свою экономическую и правовую самостоятельность и фактически превращались в наемных рабочих.

Источник: http://vladhistory.com/remeslo-i-remeslenniki-v-gorodax-cexi/

Ремесло – это… Виды ремесел. Народные ремесла

Где в русском городе жили торговцы и ремесленники? Ремесла для обеспечения нужд царского двора. Понятие о ремеслах

Появление ремесла приходится на начало производственных занятий человека. Еще с древних времен известны зачатки ремесленной деятельности.

Понятие о ремеслах

Ремесло – это производственная деятельность, основанная на изготовлении промышленных предметов с помощью мелкого ручного труда, преобладающая до развития машинного производства и сохранившаяся при нем.

Человека, который занимается профессиональным изготовлением предметов, называют ремесленником.

Что такое народное ремесло

Народным ремеслом называют предметы, которые изготовлены при помощи обычных подручных материалов и простых конструкций.

Народные ремесла разнообразны своей творческой деятельностью, изделия изготавливаются своими руками и чаще всего из природных материалов или близких к ним (дерево, ткани, металл и пр.).

Этот вид деятельности сформировался из домашнего ремесла, когда изготовлялись необходимые бытовые вещи. Как и искусство, народные ремесла развивались в зависимости от культуры, религии и иногда – политических взглядов.

История ремесла

Ремесло имеет долгую историю возникновения. Первобытные общины чаще всего занимались домашним ремеслом, изготовляя предметы из камня, кости, глины, дерева и т.д. Домашнее ремесло – это производство изделий, необходимых для ведения хозяйства. В некоторых местах и в наши дни это занятие имеет большое значение.

Позже люди начали вести оседлый образ жизни, появились ремесленники. Многие ремесленники работали на хозяйственных угодьях царей, храмов, монастырей и рабовладельцев (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и странах Междуречья).

Изначально ремесленник работал один, но так как это давало маленький доход, мастера начали объединяться в группы. Эти группы назывались артелями и принимали заказы от населения. Некоторые из мастеров ходили по городам и селам, а другие жили и работали в одном месте.

Промыслы и ремесла на заказ дали начало появлению и развитию городов как центров ремесленных работ и торговли. До наших дней во многих населенных пунктах сохранились названия улиц, указывающих на место работы того или иного мастера.

Например, Гончарная – на ней было организовано производство изделий из глины, Кожевенная – обработка кожи, производство кожаных изделий, ремонт обуви, Кирпичная – производство кирпичей.

В Средние века появилась форма профессионального ремесла. В городах появился новый социальный слой – это городские ремесленники. Главными отраслями городского ремесла были: изготовление предметов из металла, сукноделие, производство изделий из стекла и пр. Городские мастера располагали такими привилегиями, как городское право, ремесленные цеха, собственная свобода.

С приходом промышленного переворота многие виды ремесел утратили свое первенство в производстве, на фабриках и заводах стали использовать машины. Сегодня ремесленники сохранились в отраслях, которые обслуживают личные нужды клиентов, и в изготовлении дорогостоящих художественных изделий (сапожники, портные, ювелиры, художники и др.).

История развития ремесел в России

Население русских городов в основном состояло из ремесленников. Большая часть из них занималась кузнечным производством. Позже из кузнечного дела образовалось слесарное.

Его продукция пользовалась большим спросом в Европе. Производство оружия выделило мастеров по изготовлению луков, ружей, колчанов и т.д.

Доспехи русских ремесленников считались на порядок выше турецких, сирийских и итальянских.

По сведениям из летописи, в 1382 г. на Руси уже имелись пушки. В 14 веке сформировалось литейное дело (литье колоколов). С нашествием монголов производство пришло в упадок.

Ювелирное мастерство обслуживало потребности аристократии. Сохранившиеся изделия (иконы, золотые пояса, посуда, переплеты книг) свидетельствуют о высоком профессионализме ювелирных мастеров в области гравировки, художественного литья, ковки, черни и чеканки.

В 14 веке началась чеканка монет в нескольких русских княжествах, что образовало денежное ремесло. На рынок и широкий круг заказчиков было рассчитано кожевенное, сапожное и гончарное ремесла. Из глины делали разнообразную посуду, игрушки и строительные материалы.

Кроме того, в Москве и других городах строились каменные церкви (преимущественно из белого камня) и устанавливались башенные часы с боем.

Труды мастеров внесли большой вклад в восстановление разрушений после татаро-монгольских завоеваний. Русские ремесла повлияли на подготовку экономических предпосылок в создании русского централизованного государства.

С 1917 года число ремесленников в России резко снизилось, они объединились в промысловую кооперацию. Однако и сейчас русские ремесла включают несколько всемирно известных народно-художественных промыслов.

Различные типы и виды ремесел

Виды ремесел образуются от материала, из которого изготовлен предмет. С давних пор люди знают такие ремесла, как:

  • Кузнечное.
  • Плотницкое.
  • Ткацкое.
  • Гончарное.
  • Столярное.
  • Прядильное.
  • Ювелирное.
  • Пекарное.
  • Кожевенное.

Кузнечное дело

Кузнечное ремесло – это одно из первых занятий, появившихся на Руси. Люди всегда удивлялись, наблюдая за работой кузнеца. Они не могли понять, как из серого металла мастер делал такие изумительные предметы. У многих народов кузнецы считались чуть ли не волшебниками.

Ранее кузнечное ремесло требовало особых знаний и специально оборудованной мастерской с множеством инструментов. Металл выплавляли из болотных руд, которые добывались весной и осенью.

Древнерусские кузнецы изготавливали для земледельцев серпы, сошники, косы, а для воинов – копья, мечи, топора, стрелы.

Кроме того, в хозяйстве всегда нужны были ножи, рыболовные крючки, ключи и замки, иглы и т.д.

В наши дни технический прогресс несколько изменил и усовершенствовал кузнечное ремесло, но оно все еще востребовано. Художественной ковкой украшают офисы, квартиры, загородные дома, парки, скверы, особенно она востребована в ландшафтном дизайне.

Ювелирное ремесло

Ювелирное ремесло – одно из самых древних в истории человечества. Изделия из золота, серебра и драгоценных камней с давних времен считались признаком власти и богатства аристократического класса. Еще в 10 – 11 веках ювелирные мастера славились своим талантом по всей Европе.

Люди с давних времен являлись страстными поклонниками украшений. Изготовлялись бусы из драгоценных металлов или цветного стекла, подвески с различными рисунками (обычно зверей), серебряные височные кольца, которые подвешивали к головному убору или вплетали в прическу, кольца, колты и т.

д.

В 18 веке в России был расцвет ювелирного мастерства. Как раз в это время профессия «золотых и серебряных дел мастер» стала называться “ювелир”. В 19 веке у русских мастеров появился собственный стиль, благодаря чему сейчас русские ювелирные изделия остаются уникальными. Начали свою работу прославившиеся фирмы братьев Грачевых, Овчинникова и Фаберже.

В наши дни население в связи с ростом благосостояния все больше и больше нуждается в высокохудожественных ювелирных изделиях.

Гончарное ремесло

Известно, что с 10 века на Руси производили глиняную посуду. Делалось это вручную, и в большинстве женскими руками. Для увеличения прочности и долговечности изделия к глине подмешивали мелкие раковины, песок, кварц, гранит, а иногда растения и осколки керамики.

Немного позже появились гончарные круги, что облегчило работу гончарам. Круг приводили в движение рукой, а потом ногами. В это же время гончарным делом стали заниматься мужчины.

Промышленных масштабов гончарное дело достигло в 18 веке. В Петербурге, а немного позже и в Москве появились керамические фабрики.

Предметы, изготовленные современными гончарами, все так же восхищают. Сегодня гончарное ремесло – это популярное занятие во многих областях России, а спрос на керамические изделия ручной работы постоянно возрастает.

Источник: https://FB.ru/article/187467/remeslo---eto-vidyi-remesel-narodnyie-remesla

Развитие городов и ремесла

Где в русском городе жили торговцы и ремесленники? Ремесла для обеспечения нужд царского двора. Понятие о ремеслах

В эпоху древнерусского государства наблюдался расцвет ремесленного производства. В IX-XII вв. – известны ремесленники 40-60 специальностей.

Центрами ремесла являлись древнерусские города. В IX-X вв. в письменных источниках сохранилось название 25 городов, таких, как Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Суздаль и др. За XI в. появилось еще свыше 60 городов, в том числе Витебск, Курск, Минск, Рязань.

Образование наибольшего числа городов пришлось на XII в. В это время появились Брянск, Галич, Дмитров, Коломна, Москва и др. – всего не менее 134. Общее число городов, возникших до монголо-татарского нашествия, приближалось к 300.

Среди них первое место занимал Киев – крупный ремесленный и торговый центр.

В больших городах ремесленники селились улицами по профессиональному признаку (Гончарный и Плотницкий концы – в Новгороде, Кожемяк – в Киеве). Ремесленные посады зачастую примыкали вплотную к укрепленным кремлям-детинцам, как например, мастеровой посад около Московского Кремля, позже названный Китай-городом.

Уровень ремесленного производства в Древней Руси был достаточно высоким. Искусные кузнецы, строители, гончары, серебряных и золотых дел мастера, эмальеры, иконописцы, другие специалисты работали в основном на заказ.

Со временем ремесленники начали работать на рынок. К XII в. выделился Устюженский район, где производилось железо, поступавшее в другие местности. Близ Киева существовал Овручский округ, славившийся шиферными пряслицами.

Оружейники Киева освоили производство разнообразного оружия и военного снаряжения (мечи, копья, доспехи и т.п.). Их продукция была известна по всей стране.

Отмечалась даже определенная унификация наиболее совершенных видов оружия, своего рода «серийное» производство. Только из железа и стали древнерусские мастера изготавливали более 150 видов различных изделий.

Киевские металлурги владели сваркой, литьем, ковкой металла, наваркой и закалкой стали.

Большое развитие получило плотницкое мастерство, поскольку и церковные храмы, и дома простых людей, и боярские хоромы возводились преимущественно из дерева. Высокого качества достигло изготовление тканей, особенно из льна и шерсти.

С распространением христианства особым почетом стали пользоваться зодчие по возведению каменных церквей и монастырей, а также художники по внутренней росписи храмов, иконописцы. с.20 Шевчук Д. Д.А. История экономики. Учебное пособие.

[Электронное издание]; Эксмо, 2009

В древнерусском государстве насчитывалось более 100 различных ремесленных специальностей. Каждый город был к тому же центром торговли всей близлежащей округи. К нему тянулись ремесленники из окрестных городов и смерды из сельской местности, чтобы продать плоды своих трудов, купить что-либо необходимое в хозяйстве.

Огромное экономическое значение в период раннего феодализма играла внешняя и транзитная торговля. Торговый путь «из варяг в греки», проходивший по территории Древней Руси, имел общеевропейское значение. Примерно с IX в.

значение Киева как центра посреднической торговли между Востоком и Западом возросло. Транзитная торговля через Киев еще более оживилась после того, как норманны и венгры перекрыли путь по Средиземноморью и Южной Европе.

Походы киевских князей способствовали развитию торгового обмена в Причерноморье, на Северном Кавказе, в Поволжье. Увеличилось значение Новгорода, Полоцка, Смоленска, Чернигова, Ростова, Мурома. С середины XI в. характер торговли заметно изменился.

Половцы и турки-сельджуки захватили торговые пути на юг и восток. Торговые, связи Западной Европы и Ближнего Востока переместились в Средиземноморье. (Приложение 3)

Первое место среди экспортных товаров занимали меха, рабы, воск, мед, лен, полотна, серебряные изделия, кожи, керамические изделия и др. Вывоз влиял на развитие городского ремесла, стимулируя целый ряд отраслей ремесленного производства. Древняя Русь ввозила предметы роскоши, драгоценные камни, пряности, краски, ткани, благородные и цветные металлы.

Торговые караваны на восток шли по Волге, Днепру, через Черное и Азовское моря к Каспийскому морю. В Византию ехали морем и сухопутным путем.

В Западную Европу торговцы из Новгорода, Пскова, Смоленска, Киева отправлялись через Чехию, Польшу, Южную Германию либо по Балтийскому морю через Новгород и Полоцк. Киевские князья защищали торговые пути.

Система договоров обеспечивала интересы русских купцов за рубежом. с.44 История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. – М: ИНФРА-М, 2002.

Значительную часть жителей городов составляло купечество — от богатых купцов, ведущих иноземную торговлю, так называемых «гостей», до мелких торговцев-разносчиков. В городах зарождались купеческие объединения, имевшие свои уставы, свои общие денежные фонды, из которых оказывалась помощь купцам, попавшим в беду.

В Киеве, Новгороде, Чернигове, других крупных городах Руси находились дворы иноземных купцов. Существовали целые районы, где жили торговцы из Хазарии, Польши, Скандинавских стран. Большую общину составляли купцы и ростовщики евреи и армяне, в руках которых был значительный торговый и ростовщический капитал.

Еврейское купечество, пользуясь своим постоянными контактами с единоверцами в других странах, связывало русские торговые центры не только с ближними, но и с отдаленными частями Европы, включая Англию и Испанию. Армянские купцы осуществляли торговые связи Руси со странами . Кавказа и Передней Азии.

Немало в русских городах было S и торговцев из Волжской Булгарии, стран Востока — Персии, Хорезма и др. И русские купцы были желанными гостями на рынках Константинополя и Кракова, Регенсбурга и Будапешта, в Скандинавии, Прибалтике и в немецких землях.

В КонсГантино-поле существовало русское подворье, где постоянно останавливались торговцы из Руси.

По многим большим и малым городам Руси шумели торги. По широким степным шляхам, по тенистым лесным дорогам, в зимнюю стужу — по ледяной глади замерзших рек к крепостным воротам русских городов тянулись нескончаемые купеческие караваны.

В Новгород, вокруг которого было мало плодородных земель, шли возы с зерном; из Волыни по всем русским городам везли соль. С севера на юг шла рыба всех видов. Из Киева, Новгорода и других больших городов коробейники развозили по весям и градам изделия искусных ремесленников.

В окрестные страны русские «гости» везли воск, пушнину, льняное полотно, разные поделки из серебра, знаменитые русские кольчуги, кожи, пряслица, замки, бронзовые зеркальца, изделия из кости.

Нередко купцы гнали на продажу и челядь — захваченных дружинами во время военных походов пленников, которые высоко ценились на невольничьих рынках.

На Русь же отовсюду иноземные купцы везли свои товары — из Византии дорогие ткани, оружие, церковную утварь, драгоценные камни, золотые и серебряные вещи и украшения, из стран Кавказа, Персии, Прикаспия — благовония и пряности, бисер, который так ценили русские женщины, и вино, из Фландрии — тонкие сукна.

Из прирейнских городов, венгерских, чешских, польских земель шли металлические вещи, оружие, вина, кони. Большие мыта (пошлины) собирали с этой разнообразной торговли киевские и местные князья.

В торговых делах участвовали и представители княжеских домов: они либо поверяли свои товары купцам, либо имели своих торговых представителей в многочисленных торговых караванах, которые под усиленной охраной шли из русских земель во все концы света.

Деньги и их роль в Киевской Руси

На Руси производилась чеканка собственных серебряных монет, что говорит о степени развития торговли. Раньше товар покупался на шкурки зверей – пушнину, особенно ценившуюся в иноземных странах и служившую эквивалентом денег.

Появившиеся чеканные металлические деньги частично сохранили их названия – куны и веверицы, т. е. куницы и белки. Сначала собственных монет было мало, пользовались частично иностранными (арабскими и греческими). Это подтверждается кладами с такими монетами, найденными на юге России в разных местах.

Наряду с чеканными деньгами в обращении ходили и слитки серебра и золота определенного веса. На слитках не было ни клейма, ни надписи, ни обозначения цены. Это были просто отрубленные слитки золота и серебра. Они именовались гривнами.

Серебряная гривна равнялась пятидесяти кунам или ста пятидесяти веверицам. Позднее гривны стали называться золотыми и серебряными рублями. Так, например, в одном из древнерусских источников описывалось, что житель Новгорода некий Климята получал «соляные куны», т. е.

доход от соляных варниц, в которые он вложил свои средства.

Возникновение денег играет важную роль. С одной стороны, это говорит о государственности страны, с другой – о ее развитии. Если государство способно создавать собственные средства платежа, признаваемые как внутри него, так и за его пределами, значит, оно имеет собственное конкурентоспособное товарное производство.

Чеканка собственных денег говорит о высоком статусе тогдашней Руси, о ее развитии и признании другими странами.

Законный совет
Добавить комментарий