Как отрегулировать рацию автомобильную. Установка антенны самостоятельно или как избежать типичных ошибок. Подключение радиостанции к питанию

Как правильно настроить рацию

Как отрегулировать рацию автомобильную. Установка антенны самостоятельно или как избежать типичных ошибок. Подключение радиостанции к питанию

  Современные технологии позволяют нам оставаться всегда на связи, не зависимо от места пребывания, погоды, наличия или отсутствия сотовых сетей. Все это возможно благодаря радиосвязи – типу связи, которая в качестве носителя информации использует радиоволны разных частот.

Сегодня большую часть рынка радиоприборов представляют рации и радиостанции, которые могут эксплуатироваться как средства связи для автолюбителей и военных, охранников и охотников, рыбаков и горнолыжников. Простое решение купить рацию иногда спасает в трудных ситуациях, когда нужно позвать на помощь или передать особо важную информацию.

Но не всегда, получается, добиться отменного качества сигнала приема и передачи рации.

   Во многом это связанно с тем, что выбранную рацию нужно настроить под нужную волну. То есть, изначально любая рация будь то любительская или профессиональная может работать не на полную мощность или работать с помехами.

Современные цифровые рации лишены потребности в настройке, так как они имеют встроенную кнопку, которая позволяет в автоматическом режиме подстроить устройство под необходимую радиоволну. Остальные рации можно условно разделить на портативные (носимые) и автомобильные (стационарные).

Настройка раций этих двух типов во многом похожа, хотя имеются свои особенности.

Настройка портативных раций

   Портативные рации любительского диапазона (433-434 МГц) не требуют регистрации радиочастотным центром, поэтому их настройка довольно простой процесс. Перед покупкой нужно узнать поддерживает ли рация сменные антенны, на случай если Вам захотелось увеличить мощность рации.

Также, важным моментом в работе портативных раций есть их настройка друг на друга. Для этого, на каждой рации нужно выставить один и тот же номер канала и субкод. Только в этом случае, выбранные рации будут слаженно работать друг с другом.

Для передачи сообщения достаточно нажать и удерживать кнопку начала разговора. Отпустив кнопку, рация ждет приема от другого устройства. Важным элементом настройки переносной рации есть выбор позывного (опознавательного индивидуального сигнала).

Это может быть любой буквенный или цифровой псевдоним, который будет уникальным для выбранной системы радиосвязи.

   Дальнейшая настройка портативной рации включает в себя настройку антенны рации. Более детально настройку антенны рации мы будем рассматривать ниже для автомобильных радиостанций. Сейчас же просто заметим, что для точной настройки антенны понадобится антенный анализатор.

Но во многих случаях, для настройки рации в первом приближении, достаточно прибора, который называется КСВ-метр. С помощью него нужно настроить антенну на минимальный коэффициент стоящей волны. Обычно, оптимальным считается значение КСВ равно 1,5 или меньше.

Важно также понимать, что чем выше значение КСВ волны, тем больший процент потерь мощности при передаче сигнала. Но на практике добиться КСВ = 1 практически нереально. Если же коэффициент стоящей волны больше трех, то работа в таких условиях может вывести из строя каскад передатчика.

Таким образом, не настроенная портативная рация может легко выйти из строя.

Как настроить автомобильную рацию

   Перед тем как настраивать автомобильную рацию, нужно выполнить некоторые обязательные действия. Они не только повысят эффективность последующей настройки, но и минимизируют вероятность поломки трансивера в будущем.

Обычно, автомобильная рация представляет собою стационарный блок, который фиксируется в салоне автомобиля и выносную антенну. Именно антенна автомобильной рации во многом играет ключевую роль в качестве сигнала.

Поэтому нужно знать основные правила при установке автомобильной антенны.

Правила установки автомобильной антенны

  1. Недопустима установка антенны на несущие элементы. Всегда старайтесь установить автомобильную антенну на несущий кузов. Таким образом, мы обезопасим себя от возможных потерь в эффективности передачи радиосигнала.
  2. Важно устанавливать антенну на самую верхнюю часть кузова, обычно – крышу.

    Чем выше установлена антенна, тем сильнее сигнал.

  3. Полотно антенны должно быть установлено на расстоянии не менее 0,5 метра от любых металлических поверхностей параллельных эму. Это предотвратит возможные отражения и поглощения сигнала.

  4. Положение магнитной антенны на крыше автомобиля незначительно влияет на коэффициент стоящей волны. Поэтому, всегда старайтесь фиксировать магнитку в одном и том же положении после ее снятия.

После правильной установки антенны ее нужно настроить.

Только после настройки антенны можно спокойно пользоваться рацией в полную мощность.

Настройка автомобильной антенны

   Лучшим вариантом настройки антенны есть настройка с помощью профессионального антенного анализатора. Но поскольку цены на такие приборы довольно высокие, многие автолюбители находят альтернативу в КСВ-метрах. С помощью этого устройства можно настроить антенну рации в первом приближении. Вот так выглядит самый простой КСВ-метр SWR-430

   Итак, настройку антенны нужно выполнять на ровной и чистой поверхности лишенной любых помех: металлические, деревянные или бетонные объекты.

Важно также, что бы при настройке антенны поблизости не было других антенн 27 МГц диапазона. Вооружившись КСВ-метром можно приступать к настройке антенны.

Первым делом надо подключить КСВ-метр между станцией и антенной особым образом (как показано на рисунке ниже).

  1. Важно выполнить замеры на разных каналах и сетках, что бы увидеть обширную картину.
  2. Делаем калибровку КСВ-метра. Для этого устанавливаем тумблер на лицевой панели в положение FWD. Выставляем на рации 20 канал модуляции AM. После этого нажимаем и держим кнопку начала разговора, при этом надо крутить регулятор CAL по часовой стрелке, таким образом, что бы стрелка прибора стала в крайнее правое положение SET.
  3. Удерживая кнопку на тангенте, переключаем тумблер на лицевой панели КСВ-метра в положение REF. Снимаем показания прибора.
  4. Находим минимум КСВ и настраиваем антенну под нужную частоту. Если минимум находится ниже необходимой частоты, то антенну укорачивают. И наоборот, если минимум выше необходимой частоты, то антенну удлиняют.
  5. Все манипуляции производят до повторной настройки антенны.
  6. Повторяем замеры пока не будет достигнут результат (КСВ не больше 1,5)

Как уже говорилось выше, достичь КСВ=1 во многом проблематично, именно из-за особенностей конкретной пары антенна-кузов. Но даже если на нужном участке радиочастотного диапазона КСВ=2, потери в эффективности будут не более 10%. То есть, для комфортного общения и передачи сообщений без помех вполне достаточно КСВ=1,5.

Источник: https://pro-spec.ru/poleznaya-informaciya/124-kak-pravilno-nastroit-ratsiyu

Основные проблемы, возникающие при эксплуатации раций

Как отрегулировать рацию автомобильную. Установка антенны самостоятельно или как избежать типичных ошибок. Подключение радиостанции к питанию

5 Сентября 2016

Современная рация – это де-факто компьютер, эксплуатация которого может быть связана с различными трудностями. В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные неисправности и проблемы, а также расскажем, как их устранять — самостоятельно, или в сервисном центре.

Современная рация – это де-факто компьютер, эксплуатация которого может быть связана с различными трудностями. В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные неисправности и проблемы, а также расскажем, как их устранять. Некоторые можно устранить самостоятельно, а некоторые требуют квалифицированной помощи сервисного центра.

Плохое качество связи: возможные причины и решения

Наиболее распространенная жалоба владельцев портативных и мобильных радиостанций – это низкое качество связи, высокий уровень шума и помех. Основными причинами подобных неполадок могут быть следующие.

  • Проблемы с антенной. Особенно актуально для автомобильных и судовых радиостанций, которые требуют подключения ко внешней антенне. Повреждение целостности проводов, а также механические повреждения самой антенны могут стать причиной падения уровня сигнала. Решение проблемы – проверить целостность всех коммуникаций на пути к антенне.
  • Наличие мощных источников радиочастотных помех. В частности, попытки радиосвязи рядом с устройствами, испускающими мощные электромагнитные поля, могут закончиться неудачно. Также весьма серьезным препятствием для радиоволн являются объекты городской застройки и рельеф.
  • Завышенные ожидания. Покупая рацию, многие пользователи ожидают от нее качества связи, сопоставимого с мобильным телефоном. Но на практике аналоговые рации дают около 30 – 40% шума, а цифровые также требуют определенного умения и привычки. Кроме того, производители указывают дальность связи при идеальных условиях (прямая видимость без препятствий и помех), а потому реальный радиус связи может быть значительно меньше. К примеру, некоторые производители заявляют о связи с помощью портативных радиостанций на расстояние до 11 км, хотя на практике в условиях городской застройки радиус едва превышает 2 км.
  • Наиболее распространенная причина подобной поломки – банальное нарушение работы системы питания. Может отойти контакт с аккумулятором, выйти из строя батарея и т.п. Потому в первую очередь нужно проверить, что с питанием рации всё в порядке. Кроме того, если аккумулятор съемный, желательно его снять и вставить заново, чтобы перезапустить устройство.
  • Также распространенная причина отсутствия отклика рации – блокировка. Почти все модели имеют функцию блокировки от случайного нажатия, которую можно включить случайно. Чтобы снять блокировку, нужно почитать инструкцию к конкретной модели.
  • Если первые две причины не объясняют проблем с радиостанцией, можно предположить более серьезную поломку. Для ее устранения следует обратиться в сервис. Особенно это актуально, если перед этим рация подвергалась различным экстремальным нагрузкам (падения, удары, воздействие влаги и т.п.)

Повреждения устройства корпуса

Среди наиболее распространенных повреждений корпуса рации можно выделить следующие:

  • Трещины и разломы на корпусе. Появляются в результате падения устройства, которое не рассчитано на подобные нагрузки. Если после получения повреждений устройство продолжает работать, возможна его дальнейшая эксплуатация.
  • Разбит дисплей. Именно LCD-экран является самым «слабым местом» в устройстве рации. Его разбитие может как просто затруднить работу с устройством, так и сделать ее полностью невозможной. Если трещинами взялся только верхний слой стекла, а индикация дисплея в порядке, рация пригодна к эксплуатации. Если же индикация нарушена, требуется замена экрана в условиях сервисного центра.
  • Рация подвергнута воздействию влаги или пыли, на которые она не рассчитана. К примеру, рация IP54 была погружена под воду. В таком случае есть риск повреждения электроники устройства. Восстановление возможно только в условиях сервисного центра.
  • Изношены и испорчены кнопки. Если в ходе эксплуатации кнопки рации стали залипать и плохо нажиматься либо не слушаются вообще, их можно заменить. Эту процедуру проводят в сервисном центре.

Проблемы с аккумулятором

Последняя группа проблем, о которой следует упомянуть – это проблемы с аккумулятором. По мере износа аккумулятора возможно резкое ухудшение автономности радиостанции. Кроме того, признаком проблемы является перегрев аккумулятора. А вот более быстрый разряд при отрицательной температуре – явление нормальное, и не является признаком поломки. 

Источник: https://www.ultratel.ru/articles/osnovnye_problemy_voznikajushhie_pri_jekspluatacii_racijj.html

Как установить рацию в автомобиль – инструкция: настройка, размещение, подключение

Как отрегулировать рацию автомобильную. Установка антенны самостоятельно или как избежать типичных ошибок. Подключение радиостанции к питанию

В наши дни все большую популярность в среде автомобилистов приобретает СИ-БИ (CB – citizen band) радиосвязь. Особенно она актуальна для тех, кто часто перемещается на большие расстояния. Это и водители-дальнобойщики на грузовиках, и путешественники, и другие люди, чья деятельность или отдых связаны с частыми разъездами.

Современные радиостанции диапазона 27 МГц весьма разнообразны по своим габаритам, техническим характеристикам и компоновке. Распространены также аппараты с выносной передней панелью. В некоторых конструкциях все органы управления и индикация расположены на тангенте. Иначе говоря, промышленность выпускает продукцию, способную удовлетворить самого привередливого покупателя.

Мы же поговорим о том, как правильно установить и подключить радиостанцию в автомобиле, а также затронем тему настройки антенны.

1. Установка антенны 2. Размещение антенного кабеля 3. Размещение и подключение радиостанции 4. Настройка антенны

Установка антенны

Установку средства связи в автомобиле принято начинать с монтажа антенны. Врезные антенны требуют хорошего контакта с металлом корпуса (кузова) автомобиля. Это необходимо для правильной диаграммы излучения.

Место прилегания кронштейна дополнительно нужно защитить от коррозии любым консервантом. Подойдет и обычный Мовиль. По возможности штырь антенны следует располагать как можно ближе к центру крыши.

Особенно это относится к антеннам с магнитным основанием.

Обратите внимание: Размещение на крышке багажника или заднем бампере приведет к неполноценной работе и искажению лепестков диаграммы направленности.

Это значит, что максимальное усиление будет распределяться неправильно, и антенна будет эффективно работать только в определенных направлениях.

Например, если антенна с магнитным основанием находится на задней части крыши автомобиля, то максимальная эффективность (как приема, так и передачи) ее будет направлена в сторону передней части авто.

Размещение антенного кабеля

Прокладку антенного кабеля начинать следует с его укладки на крыше. Чтобы не портить лакокрасочное покрытие, лучше приобрести специальные самоклеющиеся площадки. Кабель будет лежать на них, не касаясь поверхности крыши. При этом он не должен быть сильно натянут.

Внутрь салона легкового автомобиля кабель целесообразно заводить через крышку багажника (или пятую дверь хэтчбека), а не через боковые двери. Внутри салона кабель следует протягивать под обшивками, при этом нежелательно крепить его к жгутам штатной электрической проводки. Лучше располагать его отдельно. Крепить кабель следует с помощью нейлоновых стяжек.

Важно: Нельзя допускать сильных изгибов, перекручиваний и деформации кабеля.

Длина кабеля, поставляемого с антенной, обычно составляет 3.5-5 метров, поэтому позаботьтесь о том, чтобы его хватило. Удлинять или обрезать кабель не рекомендуется – это может привести к нарушению его согласования с антенной и ухудшить ее технические характеристики.

Размещение и подключение радиостанции

Размещать устройство следует с учетом того, что оно не будет препятствовать доступу к органам управления, ограничивать обзорность и отвлекать водителя. При этом должна обеспечиваться легкость управления устройством.

В случае если найти подходящее место для установки затруднительно, то предпочтение следует отдать аппаратам с выносной передней панелью. Разместить небольших размеров панель всегда легче, а вот блок можно закрепить в любом удобном месте.

Единственное требование – нельзя ставить его в местах, где он будет нагреваться от различных источников.

Все радиостанции предназначены для питания напряжением 12-13.8 В. Провода питания желательно вести от аккумулятора. Причем как положительный, так и отрицательный.

Это избавит от возникновения нежелательных помех, которыми диапазон 27 МГц и так забит, особенно в условиях города. Питающий кабель, входящий в комплект, уже содержит фильтр помех и предохранители.

Если возникла необходимость удлинить провода, наиболее предпочтительно использовать пайку и изоляцию термоусадочной трубкой. Не лишним будет спрятать их в пластиковую гофру.

Прокладка кабеля питания производится аккуратно, без скручиваний и деформаций с использованием нейлоновых стяжек для фиксации.

Обратите внимание: Не стоит питать радиостанцию от штатного прикуривателя, а особенно от плафонов освещения, т.к. их проводка может не выдержать ток, потребляемый передатчиком. К этому нельзя относиться легкомысленно, так как случаев возгорания автомобилей немало.

Неплохо также установить в салоне дополнительный выключатель питания. Это несложно реализовать с помощью реле и кнопки, либо приобрести готовый выключатель. Последний должен быть рассчитан на ток не менее 20 А. Поместить такой выключатель можно где угодно, но помните – он обязательно должен быть закреплен, а не болтаться на проводах.

Настройка антенны

Настройка антенны является очень важной процедурой, и обходить ее стороной не стоит. От этого будет зависеть эффективность работы и качество радиосвязи. Лучше всего, если это сделает специалист, но при наличии минимального оборудования некоторые типы антенн можно настроить своими силами.

Настройка антенны заключается в приведении ее в резонанс с частотой работы. Частота, на которой работают водители, 27.135 МГц (канал №15).

Для настройки потребуются:

  • КСВ-метр – прибор для измерения коэффициента стоячей волны. Проще говоря, этот параметр указывает на качество согласования антенны и радиостанции.
  • отрезок кабеля с разъемами «UHF-male» с обоих концов (изготавливается самостоятельно) длиной не более 0.5 м. Далее будем называть его «переходник».

Измерение проводим по следующему алгоритму:

  1. подключаем разъем антенны в гнездо «ANT» КСВ-метра;
  2. подключаем переходник к антенному гнезду радиостанции, а вторым концом – к гнезду «TX» КСВ-метра;
  3. включаем радиостанцию и выставляем частоту 27.135 (или канал №15);
  4. нажимаем кнопку «PTT» на тангенте и смотрим показания стрелки КСВ-метра

ВАЖНО: НИКОГДА НЕ ВКЛЮЧАЙТЕ РАДИОСТАНЦИЮ НА ПЕРЕДАЧУ С ОТКЛЮЧЕННОЙ АНТЕННОЙ!

Нормальное значение лежит в пределах 1-2, чем ближе оно к единице, тем лучше. Если значение в норме, отсоединяем КСВ-метр, подключаем антенну к рации и пользуемся на здоровье.

Если значение выше 2, действия следующие:

  1. записываем полученное значение КСВ;
  2. выставляем частоту 27.405 (или канал №40)
  3. нажимаем «PTT» и смотрим показания прибора.

Если КСВ стал меньше, это говорит о том, что ваша антенна имеет резонанс на более высоких частотах и штырь надо сделать немного длиннее. Для этого ослабляем крепление штыря к основанию (обычно 2 винтика под шестигранник) и немного выдвигаем штырь. Нужно помнить, что в этом случае возможность регулировки невелика.

Если же КСВ стал больше, то это значит, что резонанс антенны лежит ниже частоты 27.135. В этом случает нужно укоротить штырь примерно на 1 см и замерить КСВ еще раз. Если он стал меньше того значения, которое было получено при первом измерении, то вы на верном пути. Так постепенным уменьшением длины штыря можно добиться отличных показаний.

Перед началом эксплуатации радиостанции внимательно изучите прилагаемую инструкцию.

(434 голос., 4,53 из 5)
Загрузка…

Источник: https://okeydrive.ru/ustanovka-racii-v-avtomobil-instrukciya/

Подбор и настройка антенны для рации

Как отрегулировать рацию автомобильную. Установка антенны самостоятельно или как избежать типичных ошибок. Подключение радиостанции к питанию

СБ-рациями (CB, «Си-Би») называют те, что работают в гражданском диапазоне частот, а именно 27 МГц. Для использования такого прибора не требуется регистрация. Частота разделена на так называемую сетку каналов.

На заре развития радиосвязи было лишь 40 каналов. Но после того как этого количества стало не хватать, их стали разбивать и обозначать буквенными символами.

Таким образом, правильная настройка рации предполагает корректную установку каналов.

Радиосвязью активно пользуются таксисты и дальнобойщики как более надёжной, чем мобильная связь. Нет необходимости платить оператору за разговор, зависеть от его сети покрытия. Но как минус можно назвать ограниченный радиус действия, а также возможность помех и загруженности канала.

Но если правильно подобрать и настроить антенну для рации, то можно добиться качественной стабильной связи на широком расстоянии. Конечно, радиус действия зависит и от самого оборудования. Где-то это 5–7 километров, а есть модели и более чем с 20 км.

Но важность хорошей антенны часто недооценивается. А ведь во многом именно она определяет дальность приёма сигнала. Не спешите покупать очень дорогую рацию, может быть, что такая цена вызвана наличием большого количества не всегда нужных функций.

А при подключении хорошей антенны к довольно бюджетному оборудованию вы добьётесь результата не хуже.

  • 1 Классификация
  • 2 Установка
  • 3 Настройка
  • 4 Выбор
  • 5 Портативные рации

Классификация

Антенны для автомобильной рации можно разделить по типу установки:

Врезная антенна монтируется в кузов. Причём при установке на капот или крыло на 30–40% теряет свою эффективность. Устанавливать нужно как можно дальше от вертикальных металлических деталей, которые расположены параллельно основанию антенны.

Магнитные антенны не требуют врезки, и, как правило, их используют на легковых автомобилях. На больших грузовых машинах они могут отвалиться из-за вибрации. Такую антенну для рации можно легко ставить и снимать, переносить на другое авто.

Магнитная антенна для рации

А также антенны для автомобильной рации различаются по размерам:

  • Длинные со штырём порядка 2 метров, создают наиболее качественную и стабильную связь.
  • Средние от 90 до 170 см, имеют меньший коэффициент усиления и работают на меньшем расстоянии. Зато они удобней тем, что не задевают такие верхние препятствия, как мосты, ветки деревьев, линии электропередач.
  • Короткие 65–70 см, удобные и не столь заметные, но обеспечивающие малую дальность приёма.

Самыми эффективными являются длинные врезные. Но даже хорошей антенне нужна правильная установка и настройка.

Установка

Важным фактором хорошего сигнала является правильная установка антенны:

  • Крепите в верхней части кузова на устойчивом основании.
  • Установка на бампере, дверях, зеркалах снижает эффективность.
  • Устанавливайте вертикально, если иное не сказано в инструкции. Если необходимо установить под углом, то сначала нужно смонтировать, а потом настроить. Именно в этом порядке, а не настроить, а потом наклонять.
  • Площадь поверхности, на которой производится установка, должна быть как можно большей и плоской.
  • Старайтесь не ставить на капоте и багажнике.
  • Саму антенну и соединительный кабель нужно располагать как можно дальше от источников помех, например, системы зажигания.

Настройка

Перед использованием антенны для рации должна быть произведена её настройка. Если этого не сделать, вы не получите заявленных показателей качества приёма. Инструкция по настройке:

  1. Настройка должна производиться в тех же условиях, что и эксплуатация автомобиля. То есть среди других машин, а не в гараже.
  2. Надёжно установите антенну на автомобиль. Не нужно держать её в руках на весу.
  3. Вам понадобится прибор, называемый КСВ-метр. Подключите кабель одним концом к антенне, а вторым к КСВ-метру в разъём ANT. Далее, соедините прибор со станцией (разъём Trans и антенный разъём станции).
  4. Переключатель FWD/REF на КСВ-метре поставьте в положение FWD, а SWR/PWR в SWR (в некоторых моделях этого переключателя может не быть).
  5. Нажмите на передачу и регулятором установите стрелку прибора в конец шкалы.
  6. Установите FWD/REF в позицию REF. Зафиксируйте показатели прибора. Идеальное значение — это единица.
  7. Далее, измеряйте КСВ последовательно от самой высокой частоты до самой низкой.
  8. Если минимальные значения КСВ находятся на частоте ниже рабочей, то необходимо укоротить антенну. Если наоборот, то увеличить.

Возможны следующие варианты:

  • КСВ как минимум в одной из сеток ниже 2. Это означает, что антенна работает и установлена правильно.
  • КСВ везде 2,5– Возможно, где-то ухудшение контакта с кузовом. И проверьте целостность соединительного кабеля.
  • КСВ выше 5 означает, что антенна не работает.

Не пренебрегайте настройкой антенны, потому что это существенно определяет качество её работы.

Выбор

В общих чертах вы должны решать, какую антенну выбрать, исходя из своих целей и требований к использованию. Обращать внимание на коэффициент усиления, размер и тип. Ниже представлены популярные модели и их характеристики:

  1. Sirio T3-27 mag — одна из лучших магнитных антенн:
    • вес 600 грамм;
    • диаметр магнита 92 или 120 мм в зависимости от модели;
    • длина 62 см;
    • максимальная мощность 20 Вт (кратковременно 100);
    • на радиостанции необходим разъём PL 259;
    • длина кабеля 3,6 м;
    • КСВ не хуже 1,35;
    • усиление 1,5 дБ.

Sirio T3-27 MAG

Когда произведена установка, обязательна настройка, причём проводить её нужно с надетым резиновым колпачком на конце. Примерная цена 3100–3500 рублей.

  1. Lemm AT-2001 Turbo — длинная врезная антенна, одна из лучших, какую можно выбрать для СБ-диапазона:
    • максимальная мощность 2000 Вт;
    • высота 2 метра;
    • коэффициент усиления 6,5 дБ;
    • вес 880 грамм;
    • кабель 4 метра.

Lemm AT-2001 Turbo

Обеспечивает превосходное качество связи. Цена 3100–4000 рублей. Обратите внимание и на другую продукцию этой марки. Бренд известный и давно зарекомендовал себя как надёжный и высококлассный.

  1. Alan 9 Plus — менее дорогая, чем предыдущая, но также неплохого качества:
    • длина 1 м 55 см;
    • КСВ меньше 2;
    • максимальная мощность 300 Вт;
    • вес 390 грамм;
    • коэффициент усиления 4 дБ.

Alan 9 Plus

Довольно эффективная с хорошим корпусом. Цена 1500–2500 рублей. Обязательно требует настройки, после того как произведена установка.

  1. Триада-МА 2710 CB — российская компактная антенна, не уступает по характеристикам импортным:
    • максимальная мощность 20 Вт, кратковременно до 50 Вт;
    • высота 35 см;
    • КСВ менее 1,2;
    • кабель 3,5 метра;
    • диаметр магнитного основания 10 см.

Триада-МА 2710 CB

Какую модель выбрать, решайте в зависимости от того, что за автомобиль, какие расстояния проезжает. Дальнобойщики обычно покупают дорогостоящие мощные модели. А таксисты и просто любители говорить по рации могут выбрать что-то попроще.

Портативные рации

Кроме автомобильных, существуют также и портативные переносные рации. Антенны у них тоже бывают разных видов. Можно экспериментировать с разными для усиления сигнала.

Антенны для портативной рации классифицируются следующим образом:

  • Спиральные широкополосные — небольшой длины, низкоэффективные.
  • Дипольные искусственно удлинённые — средней эффективности, но работает в хорошем качестве на узком диапазоне частот.
  • Дипольные однодиапазонные — наиболее эффективные из представленных, но имеют большую длину и работают лишь в одном диапазоне.

Для своей модели рации вы можете выбрать подходящую для смены антенну. Настраивать и проверять их показатели можно подобным же образом. Но в случае портативных раций имеют значения характеристики в целом для качественной связи на удалённых расстояниях.

Источник: https://nastroyvse.ru/devices/raznoe/kak-podobrat-antennu-dlya-racii.html

Как настроить рацию: советы

Как отрегулировать рацию автомобильную. Установка антенны самостоятельно или как избежать типичных ошибок. Подключение радиостанции к питанию

Современные средства связи позволяют поддерживать контакт на расстоянии, независимо от погоды, сотового покрытия или типа местности. Это стало возможным благодаря радиоволнам разных частот.

Для корректной работы прибора необходимо знать, как настроить рацию.

Стоит отметить, что на рынке представлен широкий выбор устройств, ориентированных на универсальное использование или более узкую специализацию (автомобильные, охотничьи, железнодорожные радиостанции).

Общая информация

Любую рацию необходимо настраивать под определенную частоту. При неправильной конфигурации любительский или профессиональный аппарат будет работать с помехами либо на неполную мощность.

Последние модификации цифровых устройств не требуют специальной корректировки, поскольку имеют функцию автоматической настройки. Остальные аппараты подразделяются на портативные (переносные) или стационарные (автомобильные) рации.

Конфигурация обеих модификаций имеет свои нюансы, хотя общий принцип во многом схож.

Как настроить рацию портативного типа?

Любительские переносные радиостанции работают в диапазоне 433-434 МГц. Они не нуждаются в регистрации центром радиочастот, поэтому настроить их довольно просто.

Если вы планируете увеличить мощность устройства, перед приобретением узнавайте о возможности использования съемной антенны. Еще один важный момент – агрегация раций между собой.

Для этого необходимо на каждом аппарате выставить одинаковые номера и субкод.

После проведения указанных манипуляций, выбранные устройства будут слаженно работать между собой. Для общения нужно просто нажать и удерживать клавишу активации разговора.

После отпускания кнопки устройство переходит в режим ожидания сигнала от другой рации. Важным моментом в настройке портативного аппарата является выбор индивидуального сигнала для опознания (позывного).

В его роли может выступать любой цифровой или буквенный код, имеющий уникальное происхождение для выбранной системы связи.

Установка автомобильной антенны

Не допускается монтаж элемента на несущие детали, оптимальным вариантом станет кузов. Это позволит обезопасить эфир от возможных потерь получения и трансформации сигнала.

Кроме того, важными являются следующие моменты:

  • Старайтесь установить антенну на максимально верхнюю точку кузова. Это позволит увеличить качество приема.
  • Рабочая часть антенны устанавливается на расстоянии не менее 500 миллиметров от любых параллельных металлических поверхностей. Это даст возможность избежать поглощения и отражения поступающего сигнала.
  • Размещение магнитной антенны на крыше авто имеет определенное влияние на коэффициент стабильной волны. Поэтому фиксируйте такой элемент после снятия в одном положении.

Проведя правильную установку антенны, переходят к ее настройке.

Настройка антенны для стационарной рации

Чтобы настроить канал рации стационарного типа, сначала проводят конфигурацию антенны. Для этого лучше всего использовать профессиональный анализатор. Если такового не имеется, применяют КСВ-метр. Работы проводят на чистой и ровной поверхности, вдалеке от металлических или бетонных помех, а также других аналогов диапазона 27 МГц.

Сначала подключают КСВ-метр. Затем производят замеры на каналах и сетках для отображения обширной картинки. Выполняют калибровку КСВ-метра путем установки тумблера на фронтальной панели в режим FWD.

На рации выставляется канал № 20 модуляции АМ.

Затем активируют и удерживают клавишу разговора, одновременно поворачивая регулятор CAL по часовой стрелке до момента установки указателя прибора в крайнюю правую позицию SET.

Не отпуская кнопку на тангенте, переключают тумблер КСВ-метра в позицию REF. Снимают данные, выданные прибором. После нахождения минимума КСВ, настраивают антенну под требуемую частоту. Если предел ниже или выше необходимой частоты, антенну укорачивают либо удлиняют, соответственно. Замеры повторяют, пока коэффициент КСВ не достигнет показателя 1,5 или менее.

Как настроить рацию на волну дальнобойщиков?

Рассмотрим эту процедуру на примере антенны Sirio T3 Mag (диапазон действия в пределах 5 км):

  1. Антенна монтируется на центральную часть крыши, после чего снимается защитный колпачок, регулировочный винт закручивается до упора.
  2. Между радиостанцией и антенной устанавливается КСВ-метр.
  3. Рацию включают, выставляют режим «дальнобойный» (канал № 15 на АМ).
  4. После нажатия тангенты регулировочной ручкой КСВ доводят стрелку до положения SET.
  5. Удерживая тангенту, переводят рычаг КСВ в позицию REF, по верхней шкале наблюдают текущее значение прибора. Если коэффициент выше 1,5, при помощи регулировочного винта доводят показания в пределы 1-1,5.
  6. Корректирующий винт фиксируют при помощи контргайки, надевают колпачок и повторно проверяют показания КСВ.

Зная, как настроить рацию дальнобойщиков, необходимо учитывать, что эти элементы узкополосные. Поэтому настройки лучше выполнять на основном рабочем канале.

«Мегаджет»

Сначала рация переводится в режим 240 каналов при помощи комбинации AM/FM-ON. На российскую сетку перейти можно, набрав DW/M2-ON. Отечественные частоты заканчиваются на 0, европейские волны – на 5.

Как настроить рацию «Мегаджет»? Сделать это можно самостоятельно, изучив инструкцию. Вкратце можно отметить следующие моменты:

  • Сначала включают радиостанцию при помощи рукоятки VOL/Off и устанавливают необходимую громкость звучания.
  • Посредством регулятора SQ корректируют порог подавления шума.
  • Используя кнопки переключения UP/DN, выбирают нужный канал.
  • Для настройки режима передачи удерживают регулятор PTT, говорят в микрофон на расстоянии 50 мм.
  • Для приема отпускают тангенту и слушают принимаемое сообщение, регулируя громкость и уровень шумоподавления.

«Баофенг»

Далее рассмотрим, как настроить рацию Baofeng. По умолчанию, рабочая частота аппарата составляет 2.5 кГц. Общие настройки идентичны для портативных радиостанций. Ниже приведены способы программирования устройства.

Симплексные каналы:

  • Переход в VFO A.
  • Нажатием кнопки Band выбирают режим VHF.
  • В меню набирают ‘27’ и нажимают menu.
  • Затем используют свободную ячейку памяти, которую ищут при помощи кнопок UP/DOWN.
  • Выбранную частоту подтверждают повторным нажатием клавиши меню.
  • Для выхода – Exit.

Каналы с репитерным сдвигом:

  • Переход в режим VFO A.
  • Выбор UHF или VHF, используя клавишу Band.
  • Выбирают приемную частоту.
  • В меню находят ‘27’, затем снова в меню.
  • Ищут свободную ячейку памяти, как и в предыдущем случае.
  • Кнопкой “меню” подтверждают выбор.
  • Нажимают EXIT.
  • Затем снова входят в меню, выбирают ‘27’, дважды нажимают «меню».

В заключение

Выше рассмотрено, как настроить рацию. Волну следует выбирать, в зависимости от типа устройства, а также страны, где используется аппарат.

Важную роль в конфигурации портативных и стационарных раций играет антенна. Поэтому ее установке и настройке следует уделять особое внимание.

Если устройство отрегулировано правильно, вы сможете беспрепятственно общаться с респондентом на расстоянии, указанном в инструкции к прибору.

https://www.youtube.com/watch?v=UJKk5gBA4_I

На современном рынке представлено множество переносных и автомобильных радиопередатчиков. Среди них вы без труда выберете вариант, оптимально подходящий вашим запросам. Стоит отметить, что цифровые современные модели настраиваются автоматически, но и цена их на порядок выше рассмотренных аналогов.

Источник: https://FB.ru/article/338636/kak-nastroit-ratsiyu-sovetyi

Установка радиостанции в автомобиль

Как отрегулировать рацию автомобильную. Установка антенны самостоятельно или как избежать типичных ошибок. Подключение радиостанции к питанию

Итак, организовав рабочее место диспетчера, в чем мы надеемся вам оказалась небесполезна предыдущая статья вы начинаете расширять используемую Вами систему за счёт оборудования абонентов возимыми и носимыми радиоэлектронными средствами.

Если с носимыми станциями вопрос проще, их, прошитыми, можно просто раздать пользователям и отслеживать только зарядку аккумуляторов, то возимые радиостанции требуется ещё установить. В этой статье мы вкратце остановимся именно на вопросе установки радиостанций в авто. 

Первое, помимо выбора диапазона радиостанции и частотного ресурса, совпадающего с аналогичным ресурсом базовой станции, существует несколько существенных моментов на которые следует обратить внимание.

Итак вам понадобятся:

  1. Радиостанция
  2. Антенна настроенная на необходимый частотный диапазон.
  3. Основание для крепления антенны

Начнем с крепления антенны. 

Итак при установке антенны на крышу автомобиля следует соблюдать следующие правила.

1)    Устанавливать только на металлические детали. 
Это связано с тем, что любая антенна требует так называемой подстилающей поверхности, то есть проще говоря, листа металла. Без него характеристики антенны начинают «плавать» непредсказуемо. 

2)    Не ставить две антенны рядом, а по возможности разносить при близких частотах.
Любая антенна, вне зависимости от диаграммы направленности очень чувствительна (особенно на КВ частотах) к находящимся в поле действия металлических предметов.

Не следует также забывать, что при работе в спектра коротких волн передатчик может «вдуть» в антенну большую мощность, на которую может быть не рассчитан выход вашего приемника.

А если это произойдет на близком расстоянии, то наводка может произойти непосредственно на вход приемника, что в свою очередь может привести к помехам и даже выходу его из строя. 

Антенны могут быть разнесены как по вертикали, так и по горизонтали.  

3)    Решить изначально, каким образом будет производится крепление антенны. 

Вообще креплений бывает 3 типа.

1. Врезное крепление. 

К примеру ОРЕК АМ-207А 

Основой врезного крепления является следующее. В корпусе автомобиля прорезается отверстие. Основание вставляется в него и далее фиксируется снаружи и изнутри гайками. 

Основными плюсами является следующее.

  • Такое крепление практически невозможно вырвать. 
  • Кабель находится в неподвижности.
  • Контакт обеспечивается непосредственно основанием антенны.

Основные минусы.

  • Невозможность переставить. 
  • Возможность потери герметичности со временем.
  • Удобство только в случае, если пользователю требуется использовать много разных антенн на одном автомобиле с периодичностью либо при «мертвой» стационарной установке антенны и отсутвии необходимости в её демонтаже.

2. Крепление на водосток либо реллинг автомобиля

К примеру ОРЕК AM-503 

Крепление на водосток производится при помощи винтового соединения методом плотного прижима основания к подстилающей поверхности. Оно не требует нарушения целостности кузова автомобиля. Весь монтаж производится снаружи, затяжкой винтов крепления при помощи обычной крестовой отвертки либо, иногда, затяжкой 8 гранной головки винта или гайки.

Существенные плюсы:

  • Простота и надежность установки
  • В ограниченных пределах, возможность изменения положения антенны и соответственно разноса по горизонтали.
  • Обеспечивает неподвижное крепление кабеля и отсутствие возможности его перегиба или излома в процессе эксплуатации

Существенные минусы.

  • Плохой зачастую контакт с крышей. Особенно на старых автомобилях. Иногда для лучшего контакта требует зачистки поверхности от краски.
  • Разбалтывание со временем. Подобное крепление требует периодической проверки. 
  • Обязательно требует герметизации разъёма антенны. 

3. Крепление на магнит 

К примеру ОРЕК АМ-1023. 

Наиболее распространенным и простым является крепление антенны к крыше посредством магнитного основания. 

В основу данного крепления, положена установка на металлическую часть крыши мощного магнита, который притягивает антенну к крыше автомобиля, что обеспечивает надежный контакт.

Существенный плюсы:

  • Простота монтажа и демонтажа.
  • Возможность настройки разносом в пределах длины кабеля
  • Герметичность крепления.
  • Не нарушает целостности кузова.

Существенные минусы:

  • Меньшая надежность крепления (правда, следует отдать должное, магнит исключает поломку антенны при задевании, она ложится а не ломается)
  • В случае неудачной установки возможен перегиб кабеля и даже его излом у основания.

В целом, каждое крепления предназначено для своих нужд и любое из них может быть удобно в том или ином случае.Рассмотрим теперь то, что мы будем устанавливать на основание. Антенны, а если точнее то полотно или корпус антенны. В зависимости от нужд пользователя антенны делятся по диапазонам и соответственно длинам.

 Длины антенн бывают ¼, 5/8, ½ длинный волны, (или в просторечии «четвертушка» «восьмушка», «полуволновая». Чтобы представить какой длины должна быть ваша антенна используйте формулуL=с/f  где L – длина волны, с = 300000 (скорость звука), f – частота сигнала.

Далее умножением на коэффициент укорочения (о нем я писал выше) вы получите реальную длину антенны.

Но, бывают и антенны работающие в широком диапазоне частот.

Например HVT-400B 

Данная антенна имеет широкий диапазон рабочих частот (3,5/3,8/7/14/18/21/24/28/29/50/144/430 МГц) Настройка антенны производится посредством установки джампера в соответствующие гнезда антенны. 

Данная антенна может быть надежным подспорьем в работе и отдыхе

После установки антенны на основание можно начинать прокладку кабеля. В комплекте с основаниями всегда идет кабель RG-58 длинной не менее 3 (как правило 4) метра.

Проводка ведется в наиболее удобном месте под переборками и ковриками автомобиля с целью предотвращения обрыва кабеля от ног или деталей автомобиля.

Основными способами проводки из личного опыта являются введение кабеля через крышу или под капотом автомобиля.

При первом способе трасса кабеля проходит следующим образом:

Крыша автомобиля сверлится (мы рассматриваем вариант крепления на магнит, при врезном креплении, дополнительное отверстие не требуется), далее кабель прокладывается под обшивкой потолка до места установки ремня безопасности.

Далее вдоль коробки защищающей ремень (ни в коем случае не в самой камере ремня безопасности)  под обшивкой до пола или до порога. Далее под порогом и до непосредственно радиостанции. Предпочтительно проводить кабель со стороны пассажирского сиденья.

Крепление удобно производить на стяжки к выступающим частям, либо при помощи крепления на липучку (продается в швейных магазинах, аналогично застежке на куртку).

При втором способе кабель вводится по краю крыши до крышки капота и далее, в зависимости от конструкции, проходит либо вместе с питающим пучком кабелей, либо вводится через отверстие воздухозаборника.

Следует избегать контакта кабеля с движущимися частями и высокими температурами в двигателе.

Далее кабель проводится к месту установки рации под приборной панелью или, в зависимости от места установки под ковриками или обшивкой. 

Поговорим теперь о разделке разъёма на кабеле 

Установку разъема рассмотрим на примере BNC разъёма. BNC разъемы для разделки под обжим поставляются в комплекте: 

  • корпус разъема
  • обжимная гильза (муфта)
  • центральный контакт

Производить работу рекомендуется с использованием специальных инструментов:

приспособление для зачистки коаксиального кабеля (cable stripper) с тремя лезвиями;
клещи для обжима (crimping tool);

Приспособление для зачистки коаксиального кабеля должно быть отрегулировано так, чтобы:

лезвие, прорезающее кабель наиболее глубоко, прорезало внутреннюю изоляцию до центрального проводника, не повреждая его; среднее лезвие, обрезающее оплетку кабеля, не оставляло проводников оплетки; 

лезвие, прорезающее наружную изоляцию, не повреждало оплетку.

Затем проводят обжимку разъема на кабеле клещами.

Последовательность операций:

  • на центральный проводник кабеля надеть центральный контакт разъема, так чтобы он упирался во внутреннюю изоляцию кабеля. При необходимости следует немного укоротить центральный проводник кабеля. Вставить центральный контакт, надетый на кабель в губки клещей, чтобы он упирался выступающим на его конце буртиком во внутренний край губок обжимного устройства, предназначенного для обжима центральных контактов, и произвести обжимку до срабатывания ограничителя;
  • надеть на кабель обжимную гильзу;
  • раздвинуть проводники оплетки кабеля и надеть корпус разъема;
  • Поставить корпус разъема на твердую поверхность, установить центральный проводник в корпус разъема, и надавить кабель, чтобы центральный контакт разъема оказался на одном уровне с краем корпуса разъема;
  • Сдвинуть обжимную гильзу к корпусу разъема, прижать проводники оплетки к корпусу разъема, вставить обжимную гильзу в губки клещей, прижать гильзу к корпусу разъема и сжать клещи до срабатывания ограничителя;

Правильно установленный BNC разъем можно использовать до частоты 4ГГц.

Рассмотрим теперь как правильно выбрать место установки радиостанции. 
Очень частой ошибкой является установка по приборную панель. Единственной объективной причиной для этого является разве что «все так делают» и «я видел что так ставят сотрудники ГИБДД». 

Да, ставят. На УАЗ-ах. Где безумно высокая, а главное пустая приборная панель на которой практически невозможно задеть радиостанцию коленом. Но когда таким образом ставят радиостанцию на легковой автомобиль – она начинает цепляться за все выступающие части в машине. 

Из личного опыта, если в салоне не предусмотрено крепление под радиостанцию (штатное крепление часто располагают под магнитолой) то устанавливать удобно либо под сиденье, либо между сиденьями, если рукоятка переключения передач не будет мешать тангенте. Вообще существует только одно правило установки. Рация не должна находиться дальше вытянутой руки от пользователя (при переключении каналов) и не должна находиться близко от движущихся частей (руль, рулевая рейка, коробка передач).

Питание радиостанции берут либо непосредственно с АКБ, либо от проводов зажигания. Питающее напряжение составляет 13,2 В. Если питание сети автомобиля 24 вольта, но необходимо будет установить преобразователь напряжения на 12 вольт. 

Надеюсь, что эта статья окажется полезной в Вашей работе. 
  

Источник: https://lib.qrz.ru/antenna/auto-install

Законный совет
Добавить комментарий