Купавка и розаны цветы как рисовать. Городецкая роспись по дереву. Узоры городецкой росписи для старшей группы

Городецкая роспись: как рисовать

Купавка и розаны цветы как рисовать. Городецкая роспись по дереву. Узоры городецкой росписи для старшей группы

Городецкая роспись – это традиционное русское искусство, которое имеет свои характеристики, и очень интересно для детей. Из истории этого вида живописи известно, что раньше им занимались обычные крестьяне, что и дало характерное смешение благородного и простодушного стиля.

Рисунки изображались в основном на деревянной основе и были украшением домов и предметов быта. Сегодня городецкая роспись адаптирована для детей и взрослых, может изображаться на простом листе бумаги.

Краски, которые используются для этого мастерства, очень яркие и жизнерадостные. Городецкая роспись и каждый ее элемент– это символ. Так, изображение коня с пышной гривой и длинной шеей означает богатство, жар-птицы – счастье, а ярких бутонов цветов – успех в любом начинании. Поэтому каждый рисунок несет свою символическую нагрузку.

Если говорить о сложности техники, то во многом она зависит от элементов, которые будут присутствовать в узоре. Если понять секрет техники, то рисунок получится легко и быстро.

Что нужно приобрести для уроков

Современный подход позволяют сегодня применять технологии использования городецкой росписи не только на дереве, как это было изначально, но и на обыкновенном листе бумаге. В школьной программе детей знакомят с методиками изображения животных и узоров городецких мастеров.

Для проведения уроков для детей нужно приобрести такие необходимые принадлежности.

  • Материал, на котором будет изображаться рисунок. Для детей, которые только начинают делать первые шаги в городецкой росписи, идеальным вариантом будет обыкновенная бумага или картон (не глянцевый).

Для тех, кто уже приобрел навыки техники изображения, можно использовать для работы деревянные заготовки. Это могут быть разделочные доски, тарелки и т. д.

  • Краска. Ее выбор также во многом зависит от того, сколько дети занимаются этим мастерством. Если новички, то подойдут гуашевые краски. Самые обычные наборы из 12 штук могут быть использованы.
  • Кисточки. Их нужно подбирать разные по размеру. Лучше, если это будут кисточки из натурального ворса.
  • Лак. Если рисовать по деревянной поверхности, то после высыхания рисунок нужно закрепить прозрачным лаком. Он предохранит рисунок от повреждений и не даст краскам выцветать.

Начало изображения

Чтобы рисунок получился действительно аккуратным и красивым с первого раза, мало одного желания и подготовленных материалов. Очень важно изучить технику нанесения изображения. Здесь нужно понять, как держать кисть, как вести, какими движениями пользоваться для изображения деталей рисунка.

Вся городецкая роспись производится в три этапа. Первое, что необходимо сделать, – это нанести фон, на который и будет накладываться рисунок. Далее выполняем поэтапно рисунок.

  • Подмалевка. Крупные цветовые пятна, которые впоследствии будут служить основой для изображения. Это  большие фигуры. Для детей элементы подмалевки очень легко даются.

Они наносятся тонким слоем, полностью заштриховываются. Зарисовать их нужно очень аккуратно, чтобы не было разводов, наплывов или пробелов. Для хорошего результата лучше рисовать плоской широкой кистью.

  • Тканевка. Используется кисть № 2. Суть этого этапа – разбивание подмалевки на части и выделение деталей.
  • Оживки. Это еще один прием в городецкой технике. Здесь в помощь идет черная и белая краска, которыми и выделяют акценты рисунка. Этот этап очень сложный и требует концентрации.

Черной и белой краской наносится на подмалевке и тканевке множество точек, которые и придают яркости и живости рисунку. Здесь важно не перестараться, так как большое количество оживки может испортить рисунок.

Городецкая роспись получится очень хорошо, если научиться правильно держать кисть. Она должна быть перпендикулярна поверхности, на которую накладывается рисунок.

При этом рука должна быть оперта на локоть и фиксироваться им, а кисть остается подвижной и свободной. Если для ребенка долго держать в таком положении руку тяжело, то можно делать опор на мизинец. В этой позиции руки легче рисовать плавные и правильные линии.

Последнее в рисовании городецкой росписи – это соединять все элементы между собой поэтапно. Картинки должны получаться яркими и пестрыми.

Это главная черта такого направления в художественном искусстве. Если ребенок научился хорошо изображать элементы на бумаге, можно продолжить и предложить рисовать на деревянной основе.

Особенности композиции

Городецкая роспись имеет свои особенности в размещении основных элементов. Чтобы рисунок получился органичным, нужно его очень хорошо продумать и сделать эскиз. Только потом элементы переносятся на основу. Для детей нужно объяснить основные композиционные приемы городецкой росписи.

В центре рисунка обязательно выполняется один большой элемент. Это может быть одно из изображений:

  •  растительный мотив (цветок);
  • изображение животного (коня, птицы).

В качестве дополнительных элементов в композиции городецкой росписи выступают более мелкие картинки цветов, листьев. Заканчивается композиция оформлением рамочки. Она также является одним из украшений всего композиционного ряда.

Городецкая роспись требует от ученика выполнять все детали поэтапно. Он должен понимать, что быстро сделать такой рисунок не получится, так как каждый из этапов наносится после полного высыхания предыдущего. Концентрация и желание достичь положительного результата – вот главное правило идеального рисунка.

Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/tvorchestvo/gorodeckaja_rospis_kak_risovat.html

Рисование — городецкая роспись в старшей группе, знакомство, конспект занятия по изо + фото и видео

Купавка и розаны цветы как рисовать. Городецкая роспись по дереву. Узоры городецкой росписи для старшей группы

Городецкая роспись — гордость русских народных промыслов. Эти чудесные орнаменты не спутаешь с другими. Краски здесь яркие и сочные, прекрасные цветы с резными листьями, изящные птицы и лошадки словно перенеслись со страниц сказок. В старшей группе воспитателю нужно уделить особое внимание этому виду декоративной росписи.

Подготовка к занятию

Важная часть любого занятия по ИЗО — подготовка. Прежде всего для росписи понадобится основа. На самом первом занятии педагог может предложить детям просто листы белой бумаги (стандартная форма А5), квадраты (вырезаны из формата А4 либо меньшего размера) либо полоски (половинка листа А4, но только он разрезается вдоль).

На первом занятии в старшей группе ребята могут освоить простой орнамент на полоске

На последующих занятиях ребятам уже предлагается основа в виде какого-то предмета кухонной утвари: доска, ваза, блюдо, тарелка, бокал, чаша, ложка и пр.

Основа может быть в виде предмета посуды и вовсе не обязательно белого цвета

При этом желательно затонировать бумагу в какой-то цвет. Традиционно воспитатели выбирают жёлтый, однако гораздо лучше будет окрасить основу под дерево, подобрав соответствующую краску или же смешав жёлтый цвет с коричневым (поэкспериментировать на палитре).

Очень реалисто будет смотреться основа, тонированная под дерево

В старшей группе при подготовке основы для рисования уже можно задействовать дошкольников. Большинству детей очень нравится процесс тонирования и даже раскладывания бумаги для просушки.

Для работы понадобятся краски и кисти. Для городецкой росписи гуашь подойдёт гораздо лучше акварели: изображение получится ярким и насыщенным. Кисти же должны быть разной толщины — для прорисовки крупных и мелких элементов узора.

Для творчества понадобится гуашь и кисти разной толщины

Актуальные приёмы для городецкой росписи

Вначале педагог знакомит детей с основными элементами городецкого узора — это цветы и листья. Первые разнообразны по цвету и форме, главные же типы — это розан, бутон и ромашка.

Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета).

Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра.

У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.

У розана и бутона есть ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон же рисуется иначе

Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.

Самый простой городецкий листик изображается в форме тыквенного семечка.

Листики располагаются группами (смотрят в разные стороны) или же на веточке

Дошкольники должны узнать об основных приёмах городецкой росписи:

  1. Подмалёвка. Это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью. При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много — краска потом станет отслаиваться.

    Подмалёвка — это круговое движение широкой плоской кистью для нанесения круглого цветового пятна

  2. Тенёвка. Использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом). Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки — чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.

    При тенёвке используются более тёмный тон краски, чем при подмалёвке, например, розовый оттеняется тёмно-бордовым

  3. Оживка. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.

    Именно оживка делает городецкий узор неповторимым, словно оживляет его

Конечно, городецкие мастера рисуют на своих изделия и более сложные объекты, например, птицу, коня. Однако для старших дошкольников это будет не очень просто.

Но воспитатель может попробовать объяснить ребятам процесс рисования птицы (после успешного изображения более простых орнаментов), сопроводив его схемой поэтапного рисования.

Кроме того, можно предложить соответствующие шаблоны: ребята просто обведут их и будут уже прорисовывать.

Можно попробовать нарисовать с дошкольниками птицу — более сложный элемент росписи

Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию.

Ещё один момент — напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев.

Городецкие цветы красиво смотрятся в нежном розовом и голубом цвете

Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»

  1. Дошкольникам предлагается круглая основа, затонированная под дерево. Чуть ниже центра изображаются круги-подмалёвки: в середине — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера (предварительно дети смешивают краски для получения нужных оттенков).

    Чуть ниже центра располагается розовый круг, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера

  2. На краю розового круга, частично выходя за его пределы, нужно нарисовать маленький красный кружок. Аналогичная тенёвка выполняется на голубых кругах — синей краской.

    Пятнышко должно быть на краю большого круга и частично выходить за него

  3. Далее центральный бутон дополняется красными лепестками вокруг большого круга, а на боковых просто прорисовываются синие дужки.

    Центральный бутон будет с округлыми лепестками а боковые украсят дужками

  4. Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки получаются путём примакивания кисточкой.

    Аккуратные листики получаются с помощью приёма примакивания

  5. Заключительный и самый ответственный этап – «оживление» цветочной композиции. С помощью тонкой кисти лёгким касанием наносятся точки, капельки, штрихи, дужки. Здесь важно не слишком увлечься и соблюсти чувство меры.

    Важно соблюсти чувство меры, чтобы элементво оживки было не слишком много

Реализуем индивидуальный подход

Городецкая роспись — не слишком простая тема для рисования, поэтому подразумевает индивидуальный подход на занятии.

Так, более сильные ребята могут изображать усложнённый узор (например, большее количество цветов и листьев в гирлянде), попробовать нарисовать птицу.

Кроме того, таким детям нужно разрешать создавать за одно занятие сразу две композиции — разноплановых, например, одну с розаном, а другую — с бутоном.

Варианты темы

Согласно программе по изобразительной деятельности теме городецкой росписи отводятся два занятия в октябре (одно за другим). Первое носит ознакомительный характер и предполагает рисование отдельных элементов, второе же — уже создание собственного узора на квадратной основе.

Однако данную тему можно обыграть более интересно и обращаться к ней чаще:

  1. Роспись предмета кухонной утвари: «Городецкая доска» (ваза, блюдо, тарелка, ложка и пр.).
  2. «Букет для мамы» (по мотивам городецкой росписи). Занятие можно провести накануне праздника 8 Марта — получится подарок маме.
  3. «Гирлянда из городецкого узора» (как вариант «Бусы»). Это будет длинный симметричный узор, в центре доминанта — крупный цветок. В случае с бусами детям предлагаются круги-шаблоны, которые они обводят, а затем внутри украшают элементами росписи.
  4. «Роспись перьев сказочной птицы городецким узором» (коллективная композиция). Педагог заранее готовит основу — тело птицы без хвоста на листе ватмана. Дошкольникам предлагаются листы бумаги в виде больших перьев, которые нужно расписать. В конце занятия все перья приклеиваются к птице.

Тему можно обыграть оригинально

Продумываем мотивацию

Чтобы занятие не показалось дошкольником сложным, важно создать у них мотивацию их к творчеству, заинтриговать.

Традиционно многие воспитатели начинают с беседы о городецком промысле, рассказывают о городе на берегу Волги, его мастерах, которые славились ещё в древности.

Конечно, это познавательная информация, но важно подать её увлекательно, чтобы ребята не заскучали. Рассказ стоит «оживить» различными любопытными сведениями:

  1. Многие думают, что городецкая роспись только цветочная (растительные мотивы). Однако древние мастера всегда любили рисовать и животных: коней, быков, львов, кошек. При этом будет замечательно показать детям соответствующее изделие или хотя бы его фото.

    Городецкая роспись — это н только растительные мотвиы, но и изображение самых разных животных

  2. Особенно ценились сюжетные композиции, например, картина народных гуляний.

    Народные гуляния Всегда ценились сюжетные композиции городецких мастеров — сцены из жизни народа

  3. Раньше (в XIX веке) для росписи предпочитали использовать не жёлтый и светло-коричневый фон, как сегодня, а яркий — зелёный, синий, красный (редко выбирали чёрный).

    Раньше городецкие мастера предпочитали более яркий фон

  4. В городецкой росписи всё символично. К примеру, цветы обозначают здоровье, процветание, диковинные птицы — счастье, тонконогие вороные кони — богатство.

Занятие можно начать с интриги — внести в группу под русскую народную музыку большую коробку с изделиями городецкого промысла. Воспитатель вместе с ребятами рассматривает расписанную кухонную утварь, восхищается её красотой, а затем предлагает дошкольникам самим превратиться в народных мастеров.

Достаточно будет найти один сервиз с несколькими разными предметами

Как всегда, в работе с дошкольниками будет актуальной игровая мотивация. Например, в группу приходит игрушечная лисичка (белочка, кошечка и пр.) и приносит рисунки с орнаментом. Она говорит, что не знает, что за узор на них изображён. Дети, конечно же, узнают городецкую роспись и рассказывают о ней лисичке. Затем героиня просит, например, расписать для неё тарелочку.

Другой удачный вариант — приходит письмо от поваров с кухни детского сада. Они жалуются, что их разделочные доски пришли в негодность, а те, что остались, какие-то некрасивые, скучные. Шеф-повар просит ребят прислать им расписные доски с цветами и узорами. Конечно же, это вдохновит детей на творчество.

Дошкольников можно познакомить с красивой легендой, объясняющей происхождение различных русских народных промыслов.

Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела — залюбуешься. И прозвали её за это Марья-Искусница.

Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил её заполучить в своё Кощеево царство. Налетел, схватил её и понёс. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе.

Куда падало красивое пёрышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно пёрышко упало в село Дымково, другое — в Тульской деревне Филимоново, а ещё одно перышко опустилось в древний город Городец.

Воспитатель вспоминает с детьми, что в Дымково делают игрушки из глины, в Филимоново тоже игрушки, в том числе свистульки, а потом приглашает ребят посетить мини-музей в группе и полюбоваться на изделия городецких мастеров.

Уголок будет вдохновлять детей на творчество

Накануне рисования очень хорошо предложить дошкольникам дидактическую игру «Укрась посуду». Ребёнок выбирает себе основу (картонные доски, тарелки, блюда и пр.) и выкладывает на ней узор их элементов городецкой росписи (цветы, листики, птицы). Такая игра хорошо развивает композиционные умения.

Мотивировать детей к творчеству можно с помощью дидактических игр

Повысить интерес к творчеству помогут динамические паузы, посвящённые теме занятия.

Фотогалерея: примеры детских работ

Воспитанники старшей группы вполне достойно изобразили городецкую птицу Ориентируясь на схему поэтапного рисования ребята вполне могут изобразить птицу Оригинальная основа для работы — шаблон деревянной ложки Для начала ребята могут потренироваться создавать узоре на прямоугольной основе, а затем уже на шаблоне посуды Каждая доска имеет кайму определённого цвета, что делает её более красивой Цветочные композиции получились яркими и сочными Голубые цветочки в городецком стиле смотрятся очень изысканно Полукруглый цветочный узор на тарелке смотрится чудесно

Городецкая роспись подарит дошкольникам массу положительных эмоций, ведь довольно простые элементы позволяют создавать невероятно красивые композиции. Педагогу нужно только продумать интересные темы для занятий, выбрав подходящую основу, и суметь максимально заинтересовать детей данным видом русского народного промысла.

Источник: https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/risovanie-gorodeckaya-rospis-v-starshey-gruppe.html

Что нужно знать при подготовке к занятию по декоративному рисованию

Успех занятия по рисованию на тему «Городецкая роспись» с детьми 5–6 лет во многом зависит от того, насколько тщательно оно будет продумано. И, конечно, эта миссия полностью ложится на плечи воспитателя.

Выбор красок для «Городца»

Прежде всего стоит уточнить: для росписи используются только краски, никакие карандаши, фломастеры или маркеры не смогут имитировать оригинальные мотивы.

Выбор между акварелью и гуашью склоняется в сторону второй. Дело в том, что отличительной чертой городецкого промысла являются яркие, густые мазки для узора. Акварелью такого эффекта не добиться.

Если говорить о цветах красок, то это:

  • красный;
  • зелёный;
  • синий;
  • оранжевый.

Для благоприятного сочетания ярких оттенков используются белый и чёрный цвета.

Основной цвет для городецкой росписи — красный

Сложность рисования элементов городецкой росписи в старшей группе

Рисунок в этой технике имеет свои особенности, которые заключаются в разделении изображения на 2 или 3 яруса (третий ярус используется в больших панно):

  • верхний — это местоположение основного сюжета (сцены застолья, массовые гуляния, выезды на охоту);
  • поясок — ярус, который разделяет верх и низ (здесь изображаются цветы или цветок с листьями, которые расходятся в разные стороны);
  • нижний ярус посвящён сценам сражений, придающим рисунку грандиозность и батальность.

. Иногда на «пояске» рисовали птиц или кошек.

Занятия декоративным рисованием — неотъемлемая часть процесса обучения малышей в детском саду. Однако далеко не все дети обладают выраженными способностями к изобразительному искусству. Вот почему для освоения элементов росписи берутся, как правило, простые сюжеты:

  • бутон;
  • розан;
  • купавка или роза;
  • ромашка.

Что взять в качестве основы для рисунка

Для детей старшей группы в качестве основы предлагается лист бумаги, желательно, чтобы он был окрашен в желтоватый цвет, имитирующий деревянную поверхность.

Поскольку воспитатель перед началом работы рассказывает об истории этой росписи, обязательно упоминая, что первоначально этими мотивами украшали посуду, то на листе-основе можно изобразить в качестве трафарета вазу, разделочную доску или тарелку.

Городецкие мастера живописи прославили свой край сочными и живописными рисунками (цветами, сценами застолий, выездами на охоту и т. д.), которые они наносили на деревянную посуду.

В качестве основы для рисунка может выступать вырезанная из бумаги разделочная доска

Что касается росписи конкретных предметов, то для этого нужно использовать масляные краски, что не рекомендуется делать в детском учреждении из-за их высокой токсичности.

Какие приёмы используются

Прежде всего стоит учесть возраст малышей. Хоть это уже и старшая группа, но выстроить композицию рисунка самостоятельно у них вряд ли получится. Поэтому воспитатель на основе рисует несколько квадратов и прямоугольников, которые помогут ребёнку сориентироваться, где какой элемент должен быть. Каждый этап работы над узорами городца носит определённое своеобразие в технике выполнения.

  1. Подмалёвок. Этот этап предполагает прорисовывание главных элементов рисунка одним цветом.
  2. Оттенёвка. Взяв другой цвет краски, наносим полудуги, придающие рисунку образ сказочного цветка.
  3. Оживка. Работа над мелкими деталями изображения: края и прожилки листьев и лепестков, сердцевина цветка.
  4. Разживка. Заключительный этап, подразумевающий работу белой и чёрной красками.

Подходящие материалы

Для реализации всех уровней работы над сюжетом детям потребуются:

  • гуашь;
  • кисточки «белка» № 1, 5;
  • ёмкость с водой;
  • влажные салфетки для удаления излишков краски и загрязнений с кожи ручек малышей;
  • листы бумаги (с шаблонами кухонной утвари, например).

Для имитации росписи нужно брать гуашь, так как она даёт более насыщенный цвет

Существует 2 формы работы с детьми в детском саду: индивидуальная (когда каждый малыш делает поделку самостоятельно) и групповая (когда карапузы выполняют отдельные элементы рисунка).

Как правило, на занятии воспитатель использует комбинацию из этих способов организации рабочего времени. В частности, для выполнения заданий вводной части дети обсуждают варианты ответа хором. Зато выполнять поделку должны только индивидуально.

А вот в конце можно всем вместе составить список самых удачных работ.

Как заинтересовать детей

Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Для работы с детьми этот принцип особенно актуален. Тем более, если дело касается работы над рисунком в определённой технике.

Поэтому пальму первенства среди мотивирующих приёмов занимают образцы городецкой посуды.

Однако не всегда есть возможность показать ребятам эти предметы «вживую», так что стоит рассмотреть и другие способы заинтересовать малышей.

Презентация и картинки

В старшей группе дети уже достаточно хорошо могут концентрироваться на том, что видят на экране. Так что хороший выход из положения — показать им презентации с картинками-образцами росписи, которые можно найти в интернете.

Воспитатель должен обязательно прокомментировать слайды или видеонарезку об истории возникновения этого направления в народном творчестве.

Кроме этого, нужно развесить плакаты или картинки предметов обихода, расписанные городецкими мотивами, а также с увеличенными изображениями самих узоров.

Беседа на основе прослушанных стихотворений

Как уже отмечалось, любая работа в старшей группе должна идти на развитие речи. Так что беседа — неотъемлемая часть занятия. Однако чтобы диалог с аудиторией состоялся, дети должны что-то узнать об этом направлении в живописи. Для этого можно предложить несколько стихотворений:

  • Городецкая роспись — как её нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
  • Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь. Птицы смотрят из ларца. Чудо-роспись Городца.
  • Велика Россия наша и талантлив наш народ. О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт. Городецкие узоры — столько радости для глаз. Подрастают мастерицы, может быть, и среди нас. Ты играй моя гармошка, ты, подруга, подпевай, мастеров Руси великой во весь голос прославляй!
  • Откуда пришла к нам эта роспись?
  • Что изображается на узорах?
  • Насколько известна эта роспись?

Этими вопросами лучше предварить более подробное изучение традиции, например, рассматривание картинок.

План составления конспекта занятия

Работа проходит в рамках стандартного 30-минутного занятия.

И за это время дети должны не только познакомиться с теоретическими аспектами (историей традиции), но и на практике попробовать себя в роли городецких мастеров.

Прежде чем распределять время, которое будет затрачено на каждый этап занятия, необходимо сформулировать цели и задачи. В качестве целеполагающих аспектов выделяются:

  • знакомство с историей возникновения росписи;
  • обучение писать отдельные элементы городецкой техники (например, розан, листок, купавка и т. д.);
  • закрепление навыка работы с красками и кистью.

К задачам относятся:

  • продолжение работы над развитием умения строить композицию рисунка;
  • обучение работы с элементами техники (точками, оживками, чёрточками и т. д.);
  • воспитание эстетического восприятия народного искусства.

Примерный хронометраж будет таким:

  • вводная часть — 7 минут (рассказ об истории росписи с просмотром презентаций, беседы по поводу увиденного или услышанного, если речь идёт о рассматривании картинок);
  • основная часть — 18 минут (работа над рисунками по инструкциям воспитателя с перерывами на пальчиковую гимнастику, физкультминутку);
  • заключительный этап — 5 минут (составление стихийной выставки работ малышей, выбор наиболее похожей, краткий самоанализ: «Что получилось?», «Что вызвало затруднения?», похвала воспитателя).Воспитатель должен контролировать каждый этап рисунка, показывая, как правильно делать нажим кисточкой

Схемы работы над городецкими узорами

На занятиях по рисованию для освоения элементов росписи используются простые сюжеты. Но каждую работу нужно выполнять в определённом порядке.

«Бутон»

Работа над этой разновидностью цветов выполняется, в соответствии с инструкцией.

Цвет бутонов можно варьировать, но только в рамках цветовой гаммы городецкой росписи

  1. Начинаем с подмалёвка. Набираем мокрой кисточкой красную краску, удаляем излишек и ещё раз окунаем в воду, чтобы цвет был размыт.
  2. Прорисовываем круг — делаем нажим кистью, затем проводим полукруг и опускаем кисть вниз.
  3. Далее делаем оттенёвку — набираем концентрированный красный и проводим полудуги на бутонах, прорисовываем точки. Не забываем держать кисточку строго вертикально.
  4. Зелёной краской делаем оживку — зелёные листья.

В эту работу можно внести разживку, то есть добавить элементы.

«Ромашка и купавка»

Инструкция:

  1. Сначала работаем с ромашками.
  2. Делаем подмалёвок розовой краской (размываем красную краску).
  3. Насыщенным красным создаём оттенёвку — штрихи, расположенные по диаметру ромашки. Не забываем кисть держать перпендикулярно вниз.
  4. Приступаем к оживке. Делаем красную сердцевину цветка.
  5. Для разживки белой краской разбавляем оттенёвку — чередуем чёрные штрихи с белыми, а также делаем точки на серединке.
  6. Создаём подмалёвок купавки — рисуем круг.
  7. Оттенёвка представляет собой прорисовку серединки.
  8. Делаем разживку — рисуем белые прожилки-лепестки в виде двух полудуг с перемычками.

    Дети должны учиться рисовать круги без чернового контура, сразу «начисто»

Теперь опишем инструкцию по работе над разновидностью «розан»:

  1. Для подмалёвка делаем красный круг и по два листика слева и справа.
  2. Белой краской рисуем полудуги в верхней трети розана.
  3. Соединяем их штрихами.
  4. Делаем лепестки, исходящие от нижней полудуги.
  5. В каждом лепестке делаем вертикальные штрихи.
  6. На листьях проводим линии-прожилки.

    Иногда оттенёвка делается цветом разживки

Сначала ребята расписывают ложки, а уже потом их аккуратно вырезают Для того чтобы нарисовать бутон, нужно в обязательном порядке держать кисточку перпендикулярно поверхности Цвет фона для росписи должен быть жёлтым, чуть ярче или чуть приглушённее — не важно

Для того чтобы знания, полученные во время занятия по теме «Городецкие мотивы», прочно закрепились в сознании малышей, необходимо практическое применение полученной информации. В связи с этим воспитателю придётся потрудиться над подготовкой и планированием занятия, то есть сформулировать цели, задачи, выбрать мотивирующий компонент и просчитать до минуты каждый этап работы над рисунком.

Источник: https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/risovanie-gorodetskaya-rospis-v-starshey-gruppe.html

Городецкая роспись: как научиться

Купавка и розаны цветы как рисовать. Городецкая роспись по дереву. Узоры городецкой росписи для старшей группы

Городецкая роспись является одним из старинных русских художественных промыслов. Эти цветочные трафареты картинки-раскраски позволяют создавать невероятно красивые узоры и орнаменты. Благодаря декоративному рисованию можно создать цветы, павлина, лошадку, птицу, розана, петушка и многое другое.

Городецкая роспись является одним из старинных русских художественных промыслов

История и особенности ремесла

Начало городецкая роспись берёт отрезных прялок. Из дерева вырезались различные фигурки и вставлялись в углубления по соответствующей форме. Позже мастера стали красить деревянные фигурки, постепенно добавляя больше новых цветов.

В 19 веке у мастеров получались красивые деревянные фигуры зелёных, красных, синих и других окрасов. Ими украшали дома, дворы. Фигурки радовали глаз, их любили делать, ими восхищались дети. Петух росписью получался очень красивый.

Что могли украшать городецкие прялки?

  • Сани.
  • Сундуки.
  • Шкатулки.
  • Мебель.
  • Предметы обихода и т. д.

Обычно, роспись была символичной. Ценились жанровые рисунки. Например, на доске изображался купец и его конь или петушок. Элементы такой росписи сохранились и в наши дни.

Цветочным мотивам в данном ремесле отдавалось особое предпочтение. Также рисовались животные, например, львы или быки.

Любимые фонами в городецкой росписи для мастеров 19 века были синий, зелёный, словом, яркие и многоцветные. Реже использовался чёрный фон.

Как ведётся роспись? И тогда и сейчас работу поэтапно расписывают кистью. Поэтапное ремесло не предусматривает рисование по готовому макету. Удар кисти по доске должен быть плотным и сильным. Вся работа мастера довольно кропотлива, но, в то же время, и быстра. По характеру приёма работа несложная.

Для детей в саду, подготовительной группы и дошкольников есть масса способов начать с несложных схем городецкой росписи, распечатать которые можно в интернете, например, изобразить её на асфальте.

Городецкая роспись: основные элементы пошагово

Для такой росписи необходимы специальные краски. Их называют «темперу». Делаются темперу-краски из сухих порошков либо из их аналогов.

Альтернативой таким краскам может стать обычная гуашь, в которую добавили клей ПВА.

Если выбор мастера пал на гуашь, то он должен знать, что при городецкой росписи перед промазыванием второго слоя рисунка, нужно дождаться полного высыхания первого слоя, иначе работа будет иметь белёсый оттенок.

Все кисти должны быть сухими, иначе после работы они испортятся.

Спецификой городецкой росписи является рисование без макета, то есть,  художник плавно ведёт кисть по поверхности. Какие могут быть художественные приёмы при росписи? Их много, например:

  • Широкие мазки кистью.
  • Тонкие линии конкой кисточкой.
  • Виртуозны штрихи средней кистью.

Для такой росписи необходимы специальные краски

На какой поверхности выполняется городецкая роспись? Обычно за основу берётся дерево. При желании можно создать на нём цветной фон, раскрасив поверхность в красный, жёлтый или другой цвет.

Схема работы следующая:

  1. Для начала мастер помечает на поверхности приблизительные размеры композиции. Для этого можно использовать карандаш. При этом он не делает прорисовку макета! Это нужно для того, чтобы наметить будущий размер всех узоров росписи.
  2. Многие мастера советуют намечать контур узора не карандашом, а сразу красками. По их мнению, именно такая технология считается правильной.
  3. Узлы рисунка делаются тонкой кисточкой и светлой краской. Так работа смотрится аккуратнее.
  4. Поверх светлых пятен ставятся более тёмные. В этом состоит особенность данного ремесла.
  5. Перед началом работы следует собрать несколько разных кистей, так как различные детали удобно прорисовывать по-своему. Например, тонкие линии получатся красивыми только в том случае, если прорисовать их тоненькой кисточкой.
  6. Главными элементами городецкой росписи являются так называемые «оживки». К ним относят точки, круги, спирали, штрихи и дуги.

Поэтапное декоративное рисование по мотивам городецкой росписи для детей

  1. Начало рисунка – это набросок схемы на дереве в натуральную величину. Следует наметить размер будущей работы и её основных элементов.
  2. Для упрощения задачи можно прорисовать размер композиции на бумаге, а только потом перенести изображение на деревянную поверхность.
  3. Когда размер орнамента будет нанесён на деревянную поверхность, нужно выделить главный центр композиции. После этого можно продумать цветовую гамму.
  4. Когда будет решён вопрос о составе и цветовой гамме композиции, можно приступать к детальной прорисовке орнамента.
  5. Для детей рекомендуется выбирать несложные рисунки. Например, можно изобразить солнце. В центре рисуется красный круг, а рядом – лучи. Лучевые стежки должны быть одинакового размера.
  6. В конце работы деревянная поверхность покрывается лаком. Для такой работы отлично подойдет разделочная доска.

     

Ребенку будет проще рисовать простые элементы

Узоры городецкой росписи для старшей группы

В средней и старшей группе в детском садике не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи, ведь если ребёнок не сможет справиться с ней, то ему будет скучно. Для начала можно провести знакомство с данной техникой рисования, записать конспект.

Презентация не займет много времени, зато ребенок будет знать все азы. Можно остановить свой выбор на простом орнаменте и нарисовать красивый цветок. Благодаря такой городец росписи можно создать закладку для книги.

Это увлекательное занятие, аппликцация всегда быстро заинтересовывала детей. 

Способ рисования:

  1. В работе будут использованы белые, красные, коричневые и зелёные краски. Рисовать дети должны либо на досках из дерева, либо на деревянных не глубоких тарелках.
  2. Карандашом следует наметить центр композиции и её размер.
  3. Затем можно приступать к прорисовке цветка. В центре рисуется маленький красный круг. Затем красная краска смешивается с белой для того, чтобы получился розовый цвет. Розовым рисуется ещё один круг, больше первого. После этого снова красный круг и снова розовый. Таким образом, у цветка получается разноцветная середина.
  4. Лепестки делаются зелёной и коричневой красками. Лучше их чередовать, так работа будет красивее.
  5. Можно соединить зелёную краску с белой для получения более светлого зеленоватого цвета. Им можно прорисовать лепестки изнутри. Данная прорисовка выполняется тонкой кисточкой.

В средней и старшей группе в детском садике не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи

Завершает работу лаковое покрытие поверхности.

Городецкая роспись: как нарисовать цветы?

Мастер-класс:

  1. Для начала выбирается поверхность и материал, которым будет выполнена работа. Чем красочнее она будет – тем лучше.
  2. Центры цветов отмечаются на поверхности карандашом. Рисуется яркий круг. Затем в каждом круге прорисовываются лепестки. Для этого используется цвет темнее сердцевины цветка.
  3. У каждого цветочка должен быть лепесток. Салатовые лепестки можно прорисовать тонкой кистью изнутри. Также можно прорисовать контуры лепестков и цветов более темной краской, но не чёрной.
  4. Дополнят композицию синие ягоды, нарисованные рядом с цветами.

цветок может быть как сложным, так и легким – выбирать мастеру

Городецкая роспись: как нарисовать коня?

  1. Для этого необходимо использовать чёрную либо коричневую краску. Но чтобы конь выделялся, фон работы должен быть светлым.
  2. Туловище коня рисуется средней кистью. Сначала можно прорисовать ей контур, а затем покрасить его.

    Конечности, хвост и шея рисуются более тонкой кистью. Отдельно прорисовываются копыта животного.

  3. Гриву коня можно нарисовать красным цветом.
  4. Украсит и дополнит композицию красивый орнамент. Можно сделать им рамку рисунка.

    Также, можно нарисовать лошадь, бегущую к солнцу.

Городецкая роспись: как рисовать цветок Купавку (видео)

Городецкая роспись сможет подарить массу положительных эмоций своему творцу. Главное – рисовать с душой, ведь тогда даже начинающий умелец сможет создать настоящий шедевр.

Другие виды росписи и рисования

(33 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://1igolka.com/rospis-i-risovanie/gorodetskaya-rospis

Законный совет
Добавить комментарий