Референтное мнение что. Референтная личность. Невротическая личность и личность с расстройствами характера

Невроз и невротическая личность. Что это означает?

Референтное мнение что. Референтная личность. Невротическая личность и личность с расстройствами характера

Внимание читателям theSolution.ru! Данная статья носит ознакомительный и просветительский характер.

Если у вас и ваших родственников, близких и знакомых возникли похожие проблемы, то обратитесь к врачу-психиатру в психоневрологический диспансер по месту регистрации, приемный покой психиатрической больницы, или в регистратуру института психиатрии.

Мы не занимаемся ни диагностикой, ни лечением психиатрических заболеваний! Мы оказываем услуги индивидуального психологического консультирования.

Наталья Рассказова, ментор по развитию личности, психотерапевт

Невроз – это не значит нервничать, а означает эмоциональную незрелость личности, нелогическое мышление и узкий диапазон психологических стратегий. Симптомы, генезис  и излечение современного человека–невротика

Невроз – боль и печать нашего времени: эгоистичного, быстрого, когда люди многое умеют технически и живут в комфорте, но разучились любить. Ужас в том, что невротических личностей среди людей если не большинство, то очень большой процент. Печально и происхождение невроза: психотравмирующее обращение с человеком в детстве, как правило – родителями.

А сам невротик напоминает спортсмена с великолепными задатками: лидер, силач, добрый и глубокий, умный человек. Но конечности, они же возможности, воля и энергетический потенциал атрофированы вследствие родительской критики, принуждения, запретов и разных видов насилия: психологического, эмоционального, физического, а когда и сексуального.

В прекрасном рассказе фантаста Роберта Шекли «Человеко-минимум» главному герою так не везет, что он решает покончить с собой. Но – о чудо! Он отобран для эксперимента в качестве… «человеко-минимума». Минимально жизнеспособный экземпляр.

На неизвестной планете за него все будет делать новый робот, а ему остается лишь… быть тем, кем он и был всю жизнь – «минимумом», то есть безвольным и бессильным невротиком.

Если с помощью уникального робота в условиях дикой планеты выживет он, то выживет любой.

Cамое интересное, что герой осваивается и решает, что он может больше: сам строить, сам думать, сам жить! И тогда робот оборачивается против него – мы так не договаривались, ты должен быть беспомощным. Как если бы Штольц начал пресекать все идеи Обломова. Этот робот, защищающий человека от его самого, от зрелости, от ответственности, от жизни – и есть лучшая метафора невроза.

Дадим менее красочное определение? Невроз – это торможение развития личности вследствие детской психологической травмы. Невротическая личность имеет странные страхи и фобии из-за нелогичного мышления, зависима от близких людей, боится нового и боится перемен, имеет внешний локус контроля и слабую эмоционально-волевую активность.

Краткий перечень признаков невротической личности

«Только номер 1». Желание быть самым лучшим и вызывать восхищение (невротическая гордость).«Мисс Совершенство». Желание быть идеальным (перфекционизм), всегда выглядеть прекрасно, всего добиваться легко и сразу (невротические установки).«Я всегда должен». Жесточайшие требования к себе и другим – делать много и совершенно (тирания «надо»).«Что люди скажут».

Зависимость от внешней оценки (внешний локус контроля).«Ок, как скажешь». Привычка принимать мнение других (конформность).«Жизнь штука трудная». «Умение» терпеть неудачи и «влипать в истории» (негативные подсознательные сценарии).«Приходи на сеновал! Кузнец со мной». Манипулятивные игры.«Емеля на печи и Щука».

Атрофированная способность к активным действиям по улучшению своей жизни.«Ура, грипп, сегодня на работу не идем!». Вторичные выгоды от выученной беспомощности, болезней.«Если ты меня любишь, то сейчас же сходишь в магазин!». Манипуляции на эмоциях, чтобы обеспечить чувство безопасности.

«Убирайся из моей жизни! Без тебя не могу! Вчера ничего не было».

Трудность с психологической автономией, эмоциональной близостью и спонтанностью.

Происхождение невроза

Невротика родители не подготовили к жизни, а только травмировали криками, скандалами, обзывательствами, насмешками, придирками, требованиями абсолютного подчинения и послушания.

Родители сами обычно невротические личности: слабые, по-детски импульсивные, неудачливые. Сознательно они могут давать правильные советы «учись хорошо», «зарабатывай» и так далее, но подсознательно показывают пример неуспешной и несчастной  жизни.

И так невротическая патология передается поколениям и поколениям.

Например, молодой парень не работает, пьет, постоянно испытывает странные страхи, фобии, попадает в неприятности.

А родители у него – такие же! Папа пьет, мама работает на нелюбимой работе,  боится устроиться на другую работу и боится тем более открыть свое дело. Уйти от мужа не может, боится ответственности.

Обвинять в такой семье в бедах принято правительство и «богатых», а главное занятие – бездеятельное времяпровождение у телевизора.

Невротические родители часто меняются ролями со своими детьми, испытывая иллюзию, что теперь-то ответственность с них спала – дети уже выросли! Они ждут финансового и часто психологического благополучия от детей, перекладывая на них свою роль: поддерживать, помогать, утешать. А дети и сами в полном цейтноте, ведь их никто не научил быть взрослыми, не было примера и помощи. Только еще добавляется и вина: как же я не могу помочь родителям…

Девиз невротической личности – «терпи и ничего не делай». Только пожар вытащит его из захламленной квартиры и заставит переклеить обои. Ну, или осуждение соседей, дальних родственников. Люди с неврозами очень зависимы от чужого мнения, не имеют опыта принятия решений, даже в мелочах они сомневаются и впадают в ужас при необходимости что-то решать.

Портрет невротической личности

Ленивый, с лишним весом, курящий, пьющий, прокрастинирующий, обиженный и ранимый. Страхи невротика хоть и не имеют под собой почвы, образуют причудливый калейдоскоп фобий и ошибок мышления от «что обо мне подумают?», и «у меня сердечный (или любой другой) приступ» до «больше ста тысяч получают только воры и проститутки».

Вот некоторые из них: страх ошибки, страх отвержения, страх неудачи, страх осуждения, страх поехать куда-нибудь, страх сблизиться с людьми, страх демонстрировать эмоции, страх быть самим собой, страх жить, страх радоваться, страх сделать что-нибудь, страх измениться, страх одиночества, страх иметь близкие отношения…

А дальше – все фобии: агорафобия, клаустрофобия, социальная фобия и до бесконечности… В научной классификации (МКБ-10 «Невротические расстройства») неврозы так и разделяются – по основному страху: невроз навязчивостей, кардионевроз. Но суть одна. Кстати, невротик сейчас обязательно полезет искать свое расстройство в МКБ-10, найдет и испугается.

Невротик запрограммирован на неудачу. Подсознательно он обязательно испортит успех: опоздает, испугается, перенервничает, вывихнет ногу. И потом будет страдать. В стрессовой ситуации, например, при новой перспективной работе невротик впадает в сценарное состояние и терпит неудачу. Да, «терпеть» и «неудача» – основной лексикон невротика.

Невротические личности отыгрывают в жизни три типа подсознательных негативных жизненных сценариев (без любви, без радости и без разума). У первых не клеится личная жизнь, потому что они выбирают партнеров, воспроизводящих их детские неврозы по знакомой схеме.

Вторые живут в нищете или бедности и палец о палец не ударят, чтобы что-то в своей жизни изменить (по их убеждению это невозможно). А первая же неудача заставляет сложить ручки. Сценарии без разума – это истории про нелепые ошибки, из-за которых человек попадает в неприятности.

Не везет…

Невротик с огромным трудом достигает целей. Легко отвлекается, прокрастинирует (откладывает дела на потом)  лучше всех. Для него типично объесться на ночь или залезть в кредит ради новенького телефона. Внушаем, поддается манипуляциям – на тщеславии, на похвале, которой ему так не хватало тогда и не хватает сейчас.

Человек с неврозом и отношения – отдельная песня. Ему страшно сближаться с людьми, возникает огромное недоверие, страхи, фобии, враждебность.

Партнер ищется по принципу компенсации недостачи от родителей: мамы или папы. Практикуются манипулятивные игры, сексуальность основана на импульсах унижения.

Затем происходит прилипание к партнеру, стирание личностных границ, созависимость и отношения по принципу «треугольника Карпмана».

Невротическая личность имеет особые отношения со своей  агрессией.  Просто отрицает ее («я добрый человек, мухи не обижу»), отчего она накапливается внутри и затем проецируется на других людей.

Например, человек с неврозом, страдающий социальной фобией приписывает отрицаемую внутреннюю агрессию случайным попутчикам в метро: «Что они так зло обо мне шепчутся?» Женщина может видеть просто расчетливых злых гениев в близких, интерпретируя их невинные поступки как попытки навредить ей.

Милая, отзывчивая коллега, а так критикует с  улыбкой, что лучше бы локтем двинула.

Преодоление неврозов с помощью ускоренного развития личности в рамках психотерапии

Что же остается человеку с неврозом, особенно если он только что прочел эту статью и с горечью узнал себя? Безусловно, преодоление невроза возможно.

Вспоминая рассказ Шекли, герой отбил несколько атак беспощадного всемогущего робота и выжил, научившись любить жизнь и полагаться на себя.

Стать если не «человеко-максимумом» (аутентичной личностью), но среднестатистическим человеком без беспочвенных страхов, успешным в своем деле, счастливым в личной жизни – вполне возможно. Убрать тормоза, мешающие радоваться и добиваться целей – с помощью психотерапии.

Основная идея преодоления невроза – добавление себе новых психологических знаний и недостающих навыков, а также коррекции когнитивных нарушений. Семимильными шагами догнать «среднестатистических» однокурсников – заняться ускоренным развитием личности вместе с психотерапевтом. А там и перегнать, ведь зачем уже останавливаться? Развитие очень увлекает.

Продуманная система психотерапевтических упражнений дает человеку новые знания и корректирует негативные установки, заблуждения, сценарии, полученные от  родителей. После такой работы невротическая личность  получает новые стратегии поведения, помогающие быть более пластичной и интегративной личностью, то есть, уметь творчески справляться с проблемами.

У невротической личности на одну ситуацию в запасе одна форма реагирования (обида — молчание). У среднестатистического человека, так сказать, незрелой личности, пара вариантов (обида – молчание или разговор  с претензиями). У аутентичной личности на ситуацию уже 36 стратегий реагирования. В конечном счете, это повышает адаптацию и ведет к успеху.

Также прогресс можно отследить по тесту на зрелость личности. В процентном соотношении уровень развития личности человека с неврозом колеблется в районе 30 процентов, 45 процентов это обычный человек, тоже незрелый, но уже не пугливый и не бездеятельный как невротическая личность. При уровне 65-70 процентов личность считается уже аутентичной (психологически зрелой).

При этом уровне развития уже имеются навыки для создания нормальных отношений с противоположным полом без манипулятивных игр и негативных подсознательных сценариев, без созависимости и нарушения личностных границ.

Человек может заниматься саморазвитием с карьерным «коучем» (он сможет именно ставить себе навыки практически, а не просто слушать тренинг как лекцию).

И у него уже не будет невротической психопатологии, которую обычно передают в семье родители-невротики детям. Но это мы забегаем вперед…

Как писала исследователь неврозов Карен Хорни, невротик может принять решение отбросить страхи пойти навстречу людям. И это единственно верный путь, на котором ждет излечение. Вы можете изменить себя. Будет страшно, больно и тяжело. Но попробовать стоит.

Автор статьи — Наталья Рассказова,  ментор по развитию личности для интеллектуальной элиты и предпринимателей,  психотерапевт.

Оплатить несколько занятий у опытного психолога

Вы можете оплачивать за каждое занятие по отдельности по 3 200 руб. Или за несколько занятий сразу.

Оплатить занятия

Оплатить курс у опытного психолога

32 000 руб. (3 200 руб. за одно занятие)

Оплатить курс.

Оплата занятий проводится напрямую с вашего лицевого счета в банке на расчетный счет ООО «Юнипрофконсалтинг» согласно Счета и Квитанции-договора, выставленных вам на ваш e-mail. Напишите Администратору admin@thesolution.ru письмо, в котором укажите фамилию, имя, свой контактный номер телефона и e-mail.

В заявке укажите, на какое количество консультаций вам выставить Счет на оплату и выписать Квитанцию-договор на бланке строгой отчетности.

Получив скан-копию Счета на оплату и Квитанцию-договор с реквизитами нашего банковского расчетного счета на свой e-mail, оплатите консультацию психолога в своем онлайн-банке согласно выставленного вам Счета на оплату

Записаться на платную скайп-консультацию к Наталье Михайловне Рассказовой, автору статьи, можно не только у Администратора admin@thesolution.ru, но и на странице специалиста, внизу, в разделе «расписание».

Свободное для бронирования время подсвечено зеленым цветом.

Оплачивать занятия с психологом банковской картой на странице оплаты после выставления Счета и Квитанции-договора на ваш e-mail. Если вы не получаете в течение часа-двух писем от нас, проверьте папку Спам и папку Possible Spam и добавьте наши e-mail в Справочник ваших доверенных Корреспондентов.

Запросить контакты специалиста и организационную помощь можно у Администратора theSolution, написав письмо admin@thesolution.ru или отправив заявку через любую заявочную форму на сайте.

Присылайте копию квитанции об оплате или скриншот страницы вашего онлайн-банка Администратору по адресу admin@thesolution.ru и получите обратным письмом подтверждение об успешной оплате занятий с психологом минимум за час до скайп-консультации.


Часто задаваемые вопросы по оплате

Источник: http://thesolution.ru/nevroz-i-nevroticheskaya-lichnost-chto-eto-oznachaet/

Нормативная и сравнительная функция референтных отношений

Референтное мнение что. Референтная личность. Невротическая личность и личность с расстройствами характера

Референтные отношения выполняют различные функции. На данный момент большинство зарубежных психологов соглашаются с выделением либо двух функций референтных отношений (референтных групп) – сравнительная и нормативная (по Г. Келли). Именно эти функции представляют особый интерес при изучении взаимосвязи ценностных ориентаций личности и ее референтных отношений.

Нормативная функция референтной группы заключается в том, что данная группа обеспечивает стандарты поведения и групповые нормы для индивида. Это означает, что нормы и ценности индивида формируются под влиянием его референтной группы. Как правило индивид присваивает нормы и ценности, существующие в референтной группе.

Сравнительная функция референтной группы состоит в том, что группа может служить точкой отсчета для оценивания индивидом себя и других людей. Нормы и ценности, существующие в референтной группе индивида чаще всего являются для него абсолютными, и в соответствии с ними он оценивает поведение, способности, личностные качества людей (в том числе и свои).

Обе эти функции лежат в основе формирования ценностных ориентаций личности, хотя каждая из них имеет свое собственное содержание, но, как справедливо замечает Е.В.

Щедрина, никто не станет отрицать, что ценностные аспекты характерны для референтных групп, которые Г. Келли отнес к категории нормативных.

Однако, по ее мнению, они присущи и так называемым сравнительным референтным группам: «ориентируясь на нормы и ценности своей референтной группы, индивид не может не сравнивать их со своими нормами и ценностями…

Итак, мы можем прийти к заключению о том, что как для сравнительных референтных групп характерен ценностный момент, так для нормативных групп – момент соотнесения сравнения…» [4. С. 114].

Таким образом, две эти функции референтных групп обладают глубокой внутренней связанностью.

Скорее всего, несправедливо говорить о существовании различных видов референтных отношений (нормативные, сравнительные, побудительные и оценочные). Каждый субъект референтных отношений (индивид или группа) реализует в большей или меньшей степени все эти функции.

Процессы познания личности другого человека и самой себя рассматриваются в отечественной психологии как две стороны диалектически единого процесса, основывающиеся на тесной внутренней связи между личностью и обществом. Исследуются разные аспекты взаимосвязи самопознания с познанием личностью других людей.

Ряд исследователей рассматривают вопрос о том, как сформировавшееся у личности знание о себе влияет на понимание ею другой личности.

Изучается также онтогенетически первичное влияние познания другого на самопознание личности. «Решающее влияние на личность оказывает сложившаяся у нее система субъективно-оценочных индивидуально-избирательных отношений с другими людьми. Оптимальные возможности для самопознания возникают в общении человека с теми из них, которых он выделяет как значимых других» [3.С. 30].

Т.К. Комарова и С.В. Кондратьева в своем исследовании «Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности» определяют понятие «эталон» как «совокупность представлений о наиболее ценных качествах личности, своего рода мерка в процессах познания ею других людей и самой себя» [3. С. 31].

Формирование таких ценностей как качества личности (способности, черты характера и т.п.) имеют наибольшее значение для формирования всей личности.

Реализация оценивающей функции эталона, по мнению Т.К. Комаровой и С.В. Кондратьевой, позволяет индивиду выделить тех людей из круга ближайшего общения, у которых уровень развития значимых качеств выше, чем у него.

Сравнивая себя с этими людьми (значимыми другими) в отношении значимых качеств, индивид в результате сравнения получает своеобразную самооценку. Применение эталона как мерки в познании субъектом окружающих людей создает возможности для реализации выделяемой Т.К. Комаровой и С.В.

Кондратьевой мотивационной функции эталона, когда он выступает для субъекта как цель саморазвития. Таким образом, значимый другой задает индивиду «зону ближайшего развития».

Итак, отношение референтности возникает как результат восприятия индивидом социального субъекта (другого индивида, группы, общности и т. п.), если их нормы и ценности в определенной степени совпадают, но у субъекта восприятия значимые для него качества менее развиты.

Разрушение референтных отношений происходит в результате либо достижения индивидом того эталона, который был для него целью саморазвития и причиной возникновения отношения референтности, либо разочарования индивида в значимом другом, как следствие ошибки (субъективности) социального восприятия.

Посредством достижения одного эталона и одновременно формирования следующего, который будет в дальнейшем достигаться, личность проходит этапы формирования и развития.

Референтные отношения возникают на основе социального восприятия, состоят в получении индивидом информации (мнений, оценок и т. п.) от значимого субъекта (обмен информацией, если референтность взаимная) и проявляются во взаимодействии индивида со значимым другим, либо в стремлении к этому взаимодействию.

Ценностные ориентации индивида формируются под влиянием его референтных отношений, но каким же образом образуются референтные отношения?

Референтность, как избирательное отношение к субъектам, порождается потребностью индивида в выработке представлений о значимом для него объекте. Но принятие мнения другого и согласие с ним невозможно, если данное мнение значительно противоречит нормам и ценностям индивида.

Определения референтных групп, вводимые западными авторами, хотя и поверхностно, но достаточно точно отражают причины возникновения и поддержания референтных отношений.

Можно предположить, что в процессе социального восприятия индивидом социальных субъектов происходит познание норм и ценностей этих субъектов и сравнение со своими нормами и ценностями, а результатом может явиться (при определенном уровне совпадения) потребность в общении и взаимодействии.

Итак, причиной возникновения отношений референтности является определенный уровень совпадения норм и ценностей индивида и его представлений о нормах и ценностях познаваемого (воспринимаемого) индивида.

Отсюда можно сделать два вывода.

Во-первых, в силу того, что свои нормы и ценности индивид сравнивает с воспринимаемым поведением другого индивида или с внешними проявлениями деятельности группы, то выводы индивида могут быть ошибочными, что приводит к разочарованию в значимом субъекте при приближении к нему. Во-вторых, количество значимых субъектов (друзей, референтных групп) зависит от уровня совпадений норм и ценностей, при котором появляется потребность в коммуникации и взаимодействии.

Низкий уровень и, как следствие, наличие многочисленных референтных связей, в сочетании с внушаемостью, может привести к тяжелому внутриличностному конфликту, если объекты референтных отношений индивида имеют противоположно направленные нормы и ценности. Незначительные изменения в ценностях индивида, происходящие под влиянием многочисленных значимых других, могут, складываясь, образовывать новую ценностную структуру, что приводит к разрыву одних референтных связей и образованию других.

Таким образом, можно предположить, что между референтными отношениями индивида и структурой его ценностных ориентаций существует определенная взаимосвязь.

Тем не менее, характер связи, существующий между референтными отношениями индивида и структурой ценностно-ориентационной сферы его личности, не изучен, также как и динамика изменения индивидуальной структуры ценностных ориентаций под влиянием структуры ценностных ориентаций референтных партнеров.

Референтность как феномен межличностных отношений имеет множество аспектов изучения. Многие психологи говорят о значительном влиянии референтных групп на человека. Учитывая референтные отношения индивида, можно определить его личностную, мотивационную, ценностную, профессиональную направленности.

Изучение системы таких отношений индивида можно использовать как метод психодиагностики.

И, конечно, определенным образом, влияя через значимого другого на индивида, можно контролировать и регулировать (в определенной степени) формирование его личности, в частности структуры его ценностных ориентаций и ведущих мотивов.

Page 3

Перейти к загрузке файла
1. Андреева Г.М. Современная социальная психология на Западе / Г.М. Андреева и др. – М., 1978. – 271 с.2. Келли Г. Две функции референтных групп // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. – М., 1984. – С. 197-203.3. Комарова Т.К. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности / Т.К. Комарова, С.В. Кондратьева // Психол. журн. – 1991. – Т. 12, № 3. – С. 30-37.4. Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений / Е.В. Щедрина // Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. – С. 111-127.

 

Источник: https://studbooks.net/1663979/psihologiya/normativnaya_sravnitelnaya_funktsiya_referentnyh_otnosheniy

17. Референтные группы и личность

Референтное мнение что. Референтная личность. Невротическая личность и личность с расстройствами характера

Референтнаягруппаэто группа, каж участник кот ориентированна нормы, ценности и мнения членовгруппы; с которой личность отождествляетсебя в наибольшей степени. Соц ценностии нормы реф группы выступают для индивидав качестве эталонов деятельности, хотясам он порой может даже и не входить всостав данной группы.

Типыреф групп:нормативные– ценности и нормы которых индивидодобряет и хочет вступить в эти группыили завоевать их расположение. Этигруппы дают индивиду руководство кдействию и ожидают от него соответствующегоподчинения (семья, религиозная общность).

Сравнительныегруппы– в кот индивид не хочет входить илиполучить их расположение, но используетих как основу для оценки своего статусаили поведения. Негативныереф группы– по отношению к кот тот или иной индивиднаходится в оппозиции. Это группысимволизирующие что–либо неприемлемоедля данного индивида.

Обычно каждыйчел-к имеет не одну, а несколько рефгрупп. В одной ситуации он ориентируетсяна ценности и нормы одной группы, в дрситуации –на др группу. Для того чтобыпонять истоки тех или иных установокличности, причины ее поведения необходимознать, какие группы явл для даннойличности референтными.

Важность рефгрупп как своеобразного «оплота»установок личности прямо или косвеннопризнается всеми, кто хочет радикальноизменить эти установки.

18. Психологическая совместимость членов группы

Психологичсовместимость – важный фактор успешногообщения субъектов взаимодействия. Вусловиях совмест д-ти разние люди ведутсебя по-разному.

Одни успешно работаютв относительном одиночестве – им мешаетприсутствие коллег; другие могут хорошовыполнять свои функции только всотрудничестве; некоторые осуществляютэффективную д-ть, лишь подчинив себеокружающих; кто-то работает радиэффективности группы в целом.

Подпсихологичсовместимостью в соц группепонимают эффект взаимодействия,заключающийся в таком сочетании людей,которое позволяет осуществить ихмаксимально возможную взаимозаменяемостьи взаимодополняемость.

Наиболеесовместимыми оказались:во-первых люди, которые имеют высокуюпотребность в общении; во-вторыхэмоциональные, неуравновешенные люди,предпочитающие иметь дело с себеподобными; в-третьих, лица которые имеютсильную н с, склонные к взаимодействиюс теми, у кого более слабая н с; в-четвертыхсубъекты с разным практическиминтеллектом. Психологичсовместимость может возникать какпри тождественности тех или иных качествличности, так и при их противоположности.Критерии

19. Социально-психологический климат группы

1939 г.Впервые использовал этот терминФ. Ретлисбергер и У. Диксон. ТакжеСПК занимались Волков, Кузьмин, Парыгин,Платонов. Социально-психологическийклимат – такое психическое состояниегруппы, которое на интегративной основеотражает основные особенности еежизнедеятельности.

Компоненты климата:1. эмоциональный – групповое настроение2. когнитивный – мнения и убеждения 3.поведенческий – действия членов группы.ПК используют понятия: «психологическаяатмосфера», «псхологический настрой».

Под психологической атмосферой понимаетсянеустойчивая, постоянно меняющаяся инеуловимая сторона коллективногосознания, а ПК обозначает не ситуативныеперемены в преобладающем настроениигруппы, а его устойчивые черты.

Тем неменее, главным, что определяет ПК являютсяэмоциональные состояния, или настроениеколлектива. Благоприятный психологическийклимат его признаки:

  • Доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу.
  • Доброжелательная и деловая критика.
  • Свободное выражение мнения при обсуждении общеколлективных проблем.
  • Отсутствие давления руководителя на подчиненных и признание за ним права принимать значимые для группы решения.
  • Удовлетворенность принадлежностью.
  • Высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях состояния фрустрации у кого-либо из членов коллектива.

ПКв коллективе складываетсяиз множества составляющих: 1. налаженностьмежличностных, межгрупповых и прочих,как вертикальных так и горизонтальныхсвязей. 2.

Выдвижение интегрирующихцелей между администрацией и персоналоморганизации также является необходимымусловием для создания благоприятногоклимата. 3.

умение руководителяпостоянно корректировать стиль, формы,средства и методы управления с учетомконкретных условий, умение подвестибаланс прав и ответственности работниковпри выполнении служебных обязанностей,умение сохранять и использовать в работенеформальные (референтные) группы.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4643165/page:9/

Невротический характер и психоневротическое расстройство личности

Референтное мнение что. Референтная личность. Невротическая личность и личность с расстройствами характера

Слишком быстрый темп жизни, стрессы и постоянное напряжение – по мнению психологов, нагрузка на психику современного человека выросла в несколько раз. Это привело к быстрому увеличению заболеваний нервной системы, а психоневротическое расстройство стало одной из самых частых причин обращений к врачам, психологам и психотерапевтам.

Кто такой невротик

Невроз – это пограничное состояние психики, которое возникает при невозможности справиться со стрессом, психотравмой или другим эмоциональным напряжением.

Невротическое расстройство личности не считается психопатологией, оно может возникнуть при сильном переутомлении, истощении организма и как реакция на психотравму. Это состояние является обратимым и, как правило, не требуется стационарного лечения или приема антидепрессантов или нейролептиков.

Согласно статистике, сегодня неврозами страдают около 1% населения во всем мире, большая часть больных проживает в экономически развитых странах с высоким уровнем жизни.

Невроз может возникнуть практически у каждого, но не каждый больной – невротик. Точно сказать, кто такой невротик достаточно сложно. Сегодня это понятие обозначает человека с определенными чертами характера, манерой поведения и образа жизни.

Считается, что современный образ жизни провоцирует появление такого типа характера – эгоистичного, психически слабого и неуравновешенного. Невротическая личность нашего времени – это инфантильный, зацикленный на собственных проблемах человек, с завышенной самооценкой, нежеланием самостоятельно решать свои проблемы и постоянно сниженным настроением.

К этому портрету добавляются частые головные боли, различные соматические проблемы и постоянные жалобы.

Причины развития невротизма

Невротическая личность начинает формироваться еще в раннем детском возрасте. Астено-невротический тип может быть обусловлен нарушением внутриутробного развития, проблемами со здоровьем или неправильным воспитанием. Чаще всего провоцирующими факторами становятся:

  • Психологические травмы и стресс – спровоцировать развитие невроза у взрослых могут различные эмоциональные травмы или постоянный стресс: потеря или болезнь близкого человека, развод, потеря работы или денег, тяжелая психологическая обстановка на работе или в семье.
  • Неправильное воспитание – психологи считают, что невротика нельзя родить, но можно воспитать. Именно неправильное воспитание чаще всего становится причиной развития невротической личности. Завышенные требования, крики, угрозы, отсутствие стабильности и безопасности в семье, а также требования абсолютного подчинения и послушания становятся причиной развития невроза сначала у ребенка, а потом и у взрослого человека.
  • Интантилизм или невроз родителей – родители, страдающие от подобного состояния нередко провоцируют его развития у своих детей. Они «передают» им свои страхи, неуверенность в завтрашнем дне, неумение строить свои отношения и так далее.
  • Особенности характера – чрезмерная чувствительность, слабость нервной системы и даже ответные реакции на стресс могут быть генетически обусловлены и влиять на уровень риска развития невроза.
  • Частные болезни, физические особенности – их наличие может стать причиной ослабления здоровья и нервной системы и спровоцировать развитие комплексов, чувства собственной неполноценности и инфантилизма.
  • Недостаток ухода – плохое питание, недостаток витаминов, физической активности и другие подобные факторы могут стать причиной быстрой истощаемости нервной системы и в дальнейшем привести к развитию различных заболеваний.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Акцентуация характера или психопатия?

Как определить, что это невроз

Астеноневротический тип личности имеет достаточно много отличительных симптомов, которые позволяют заподозрить невротика еще при первом знакомстве. Все симптомы можно поделить на 3 основные группы:

  1. Особенности характера – невротическое развитие личности характеризуется привычкой с детства жаловаться, не желанием брать на себя ответственность за свои поступки, страхом совершить какую-либо ошибку или вызвать неудовольствие окружающих.
  2. Соматические симптомы – для астено-невротического типа характерны многочисленные жалобы на собственное здоровье: головные боли, слабость, головокружение, расстройства пищеварения, тремор конечностей, учащение сердцебиения, удушье, резкие скачки давления и так далее.
  3. Психологические симптомы – постоянная тревожность, страхи, фобии, склонность к перфекционизму отличает большинство невротиков.

Выделяют несколько основных типов невроза:

  1. Тревожно-фобическая форма – для этой формы характерно постоянное чувство тревоги, внутреннего напряжения, страха. Постоянное нервное напряжение не дает человеку расслабиться, отдохнуть и восстановить свои физические силы и здоровье нервной системы. На фоне невроза у больного могут развиться различные фобии: страх заболеть, страх замкнутого пространства, скопления людей и так далее.
  2. Обессивно-компульсиное расстройство – невротический характер проявляется невозможностью избавиться от навязчивых мыслей или действий. Человек может понимать, что он слишком много думает о чем-либо, но он оказывается не в состоянии справиться со своими мыслями и ощущениями. Также невроз может проявляться навязчивыми движениями, в момент тревоги больной начинает грызть ногти, крутить волосы, стучать ногой или хрустеть пальцами.
  3. Астено-невротический тип – для этой формы характерны соматические проявления болезни: головные боли, слабость и так далее.
  4. Соматоформное расстройство – больные жалуются на различные проявления болезни, но при обследовании у них не находят физического подтверждения. При этом человек чувствует себя по-настоящему больным, не может полноценно работать и вести обычный образ жизни.
  5. Диссоциативная форма – характеризуется двигательными нарушениями и истерией. При этой форме основными симптомами становится чрезвычайная лабильность эмоций, неадекватность реакций на раздражители, а также тремором, хаотичными движениями и даже судорожными припадками.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  2 эффективных способа избавиться от мазохизма

Невротическая личность нашего времени – это человек, который постоянно ожидает только плохого, испытывает раздражение от привычных, часто повторяющихся бытовых ситуаций и не способен с ними справиться. Из-за низкой самооценки такие люди редко добиваются успеха и часто становятся неудачниками.

Кто такой невротик? Больной человек или человек с плохим характером? Стоит понимать, что невроз – это транзиторное патологическое состояние нервной системы, которое может развиться и у здорового человека.

Особенности характера и неправильное воспитание ребенка могут стать предрасполагающими факторами, но сами по себе вызвать развитие невроза не могут.

Невроз может исчезнуть самостоятельно или перейти в хроническую форму, но без лечения полностью восстановить здоровье нервной системы невозможно. А вот невротик – это человек с определенными проблемами в психике и поведении, который не нуждается в медикаментозной помощи или щадящем режиме.

  Сформировавшийся с детских лет характер невротика приносит множество неприятностей как ему самому, так и окружающим. А для исправления ситуации необходима совместная работа невротика, его окружения и психолога или психотерапевта.

Как справиться с неврозом и невротиком

Прежде чем начинать лечение, необходимо установить, что это – невроз или психопатия? Поставить правильный диагноз может только врач – психиатр или невропатолог, так как иногда симптомы невроза маскируют развитие других психопатологий, от депрессии до шизофрении. Тяжелый невроз, возникший в результате психологической травмы или нервного истощения лечат с помощью антидепрессантов, седативных препаратов, изменения режима труда и отдыха и так далее.

Справиться с помощью подобных средств с невротиком невозможно. Существуют специальные книги и пособия, которые подробно описывают все происходящее с человеком – невротиком, а также дают рекомендации, как можно избавиться от признаков невроза.

Самостоятельно изменить сложившиеся стереотипы и комплексы бывает очень сложно, невротикам просто необходима помощь специалистов, а также поддержка со стороны окружающих их людей.

А изменить невротика без его желания и активного участия в процессе лечения практически невозможно, поэтому окружающим его людям стоит задуматься о своем собственном психическом здоровье и научиться взаимодействию с невротиком.

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/nevrotik-geroj-nashego-vremeni-ili-kak-ne-zarabotat-psihonevroticheskoe-rasstrojstvo.html

Психологическая энциклопедия – значение слова Референтная Личность

Референтное мнение что. Референтная личность. Невротическая личность и личность с расстройствами характера

– человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания (р. л. выступает как источник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для другого человека).

Смотреть значение Референтная Личность в других словарях

Личность — личности, ж. 1. только ед. Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. Гражданам СССР……..
Толковый словарь Ушакова

Личность — О человеке как носителе каких-либо свойств, качеств. При положительной оценке. Авторитетная, благородная, выдающаяся, героическая, исключительная, историческая,……..

Словарь эпитетов

Личность Ж. — 1. Совокупность свойств, присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность; отдельное человеческое “я”. // Образ такого отдельного “я”, воплощенный……..
Толковый словарь Ефремовой

Авторитарная Личность — – особый тип массовой социально-политической психологии, формирующийся в условиях ускоренной модернизации с присущим ей стремительным изменением уклада жизни, характера……..
Политический словарь

Группа Референтная — – социальная или политическая группа, система ценностей и норм которой являются для личности эталоном. Термин “Г.р.” введён в науку американским социологом Г.Хайменом,……..
Политический словарь

Личность — – индивидуальная совокупность биологических, социальных и нравственных качеств человека, являющихся результатом его развития и самоутверждения. Индивидуальность……..
Политический словарь

Личность В Политике — субъект осознанной, целесообразной деятельности, выражающий и реализующий интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующий их в единое……..
Политический словарь

Личность Политическая — – человек, хотя бы минимально подготовленный к эффективной деятельности в рамках определенных политической культуры и политического процесса и обладающий хотя бы……..
Политический словарь

Личность — -и; ж.1. Совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность. Воспитание личности в человеке начинается в детстве. Находиться под влиянием……..

Толковый словарь Кузнецова

Группа Референтная — принятое в маркетинге обозначение группы лиц, оказывающих прямое или косвенное влияние на поведение человека.

Экономический словарь

Личность — – 1.структурный феномен, состоящий из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур, наиболее существенными из которых являются направленность личности, ее……..
Экономический словарь

Референтная Группа — – группа лиц (социальных или экономических субъектов), на мнение которых ориентируется данный экономический субъект при принятии решений, выборе способов……..

Экономический словарь

Документ, Удостоверяющий Личность — Документ, предназначенный для доказательства личности имеющего этот документ человека. см. также паспорт, проездные документы
Юридический словарь

Документ, Удостоверяющий Личность Гражданина — – паспорт или заменяющий его документ. В соответствии с законодательством к заменяющим паспорт документам относятся: удостоверение офицера; военный билет военнослужащего……..
Юридический словарь

Личность — – человек как активный субъект общественных отношений. Объединяет категории гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства. См. также Физическое лицо.
Юридический словарь

Личность Виновного — означает совокупность индивидуальных, социальных, психологических и биологических особенностей человека, совершившего преступление. Л. в. учитывается при назначении……..
Юридический словарь

Личность Преступника — – совокупность свойств и отношений, характеризующих абстрактного нарушителя уголовно-правового запрета.
Юридический словарь

Объединение, Посягающее На Личность И Права Граждан — – см. “Организация объединения, посягающего на личность и права граждан”.
Юридический словарь

Организация Объединения, Посягающего На Личность И Права Граждан — – преступление против здоровья населения и общественной нравственности, предусмотренное ст. 239 УК РФ и заключающееся в создании религиозного или общественного объединения,……..
Юридический словарь

Преступника Личность — – одна из ключевых проблем криминологии. Данные многочисленных криминологических исследований позволяют выделить следующую структуру П.л., в которую входят действительно……..
Юридический словарь

Личность — человек как индивидуальность, характеризующаяся комплексом мировоззренческих, психологических и поведенческих устойчивых признаков, которые формируются под воздействием……..
Большой медицинский словарь

Личность Акцентуированная — (лат. accentus усиление) человек с отдельными дисгармоническими чертами характера, причем глубина этой дисгармонии не достигает степени психопатии.
Большой медицинский словарь

Личность — человек как субъект отношений и сознательной деятельности.2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивидакак члена общества или общности………
Большой энциклопедический словарь

Личность — — человек как субъект отношений и сознательной деятельности, обычно ярко самобытный, необычный, талантливый.
Исторический словарь

Ли́чность Акцентуи́рованная — (лат. accentus усиление)человек с отдельными дисгармоническими чертами характера, причем глубина этой дисгармонии не достигает степени психопатии.

Медицинская энциклопедия

Личность — IПонятие «личность» отражает представление прежде всего о живом конкретном индивиде, реальном человеке, обладающем сознанием, мировоззрением и имеющем определенный……..

Медицинская энциклопедия

Личность (personality) — (в психологии) индивидуум с особыми личностными качествами, которые отличают его от других людей. Наиболее распространенные среди людей модели поведения иногда относят……..
Медицинский словарь

Личность Шизоидная (schiwid Personality) — человек, для которого характерны замкнутость, эмоциональная холодность по отношению к окружающим людям, неспособность выражать удовольствие, отсутствие реакции на……..
Медицинский словарь

Авторитарная Личность — – англ. personality, authoritarian; нем. Personlichkeit, autoritare. Тип личности, характеризуемый предельным конформизмом, ригидностью,  подавлением эмоций и чувств, верно-подданичеством……..
Социологический словарь

Авторитарная Личность (authoritarian Personality) — Набор особых личностных характеристик, включая ригидность, нетерпимость в мировоззрении и невозможность принятия различных точек зрения.
Социологический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Референтная Личность

Источник: http://slovariki.org/psihologiceskaa-enciklopedia/22884

Законный совет
Добавить комментарий