Сельскохозяйственное машиностроение виды продукции. Сельскохозяйственное машиностроение россии. Состояние российского сельхозмашиностроения

Лицом к отечественному: перспективы развития российского сельхозмашиностроения

Сельскохозяйственное машиностроение виды продукции. Сельскохозяйственное машиностроение россии. Состояние российского сельхозмашиностроения

Об успехах импортозамещения в сфере сельхозмашиностроения редакции «Агротехники и технологий» рассказал Вячеслав Пронин, помощник президента Ассоциации «Росагромаш».

Если проанализировать различные отрасли российской экономики с точки зрения импортозамещения, то станет очевидно, что наибольшего успеха на этом поприще достигло сельхозмашиностроение. Этому способствовал ряд факторов, говорит Вячеслав Пронин.

Прежде всего, российские производители сохранили ключевые компетенции в этой сфере, благодаря чему качество и техническое состояние российских машин осталось на мировом конкурентном уровне. Помогло также то, что в отношении комбайнов и тракторов действовал разумный протекционизм, который позволял в некоторой степени выровнять условия конкуренции на российском рынке.

Это позволяло сохранять отечественное производство, в том числе успешно работали заводы по производству прицепной техники.

Второй положительный фактор — девальвация. Из-за роста курса валют импортная техника значительно поднялась в цене, и практически одномоментно. И не только сама техника.

Покупка трактора, комбайна или сеялки — это только часть расходов, ведь машину необходимо еще обслуживать. Например, тракторы и комбайны даже после того, как курс валют подскочил вдвое, выросли в цене всего на 20-30%, но при этом запчасти и сервис подорожали в несколько раз.

Это модель зарабатывания денег, отмечает Пронин.  Зарубежные производители намеренно продают технику себе в убыток, а потом возвращают деньги за счет запчастей и сервиса.

Впрочем, сегодня и нашим сельхозпроизводителям, и властям, отвечающим за сельское хозяйство, это наконец стало ясно. Люди поняли, что нельзя подсаживаться на импортные машины. И не только из-за дороговизны.

Был случай, когда из-за санкций один из европейских производителей сельхозтехники не мог ввезти запчасти в Россию, вспоминает эксперт.

В результате аграрии во время уборочных и осенне-полевых работ оказались в тупиковой ситуации. Они были готовы заплатить любые деньги, но получить запчасти все равно не могли.

Безусловно, такие истории тоже сыграли на руку отечественному производителю, не сомневается Пронин.

Третий важный фактор — это то, что наконец власти услышали отечественных производителей и начали оказывать им поддержку по программе 1432, которая заключается в предоставлении потребителю отечественной техники со скидкой 25-30%. По данным Ассоциации «Росагромаш», суммарно за период 2013—2015 гг.

только по программе 1432 было закуплено 4,5 тыс. комбайнов российского производства, 4,5 тыс. прицепной техники и 1,5 тыс. тракторов. В 2016 году, по прогнозам Ассоциации, ожидается колоссальный рост продаж. Если в 2015 году на эту программу было выделено было 5 млрд руб.

, то в текущем — 10 млрд, а стало быть, можно ожидать, что техники будет приобретено вдвое больше, прогнозирует Пронин. По его мнению, программа 1432 тоже ощутимо помогла импортозамещению.

Если в 2013 году доля техники российского производства на рынке составляла 24%, то в 2015-м — уже 40%, а в 2016 году с учетом собираемой белорусской техники достигнет 51%, подсчитывает эксперт.

Минпромторг поддержит

Помимо этого, Минпромторг с 2014 года запустил в рамках программы импортозамещения сразу три проекта поддержки сельхозмашиностроения. Над одним из них — трактором 3-4 класса мощностью 160-250 л/с — работает Петербургский тракторный завод (ПТЗ).

Конструкторы завода спроектировали машину с сочлененной рамой, которая обеспечивает повышенную мобильность, и колесами одного диаметра. То есть отошли от классической компоновки и применили инновационный подход.

По словам Пронина, этот трактор призван заполнить нишу, ранее пустовавшую в российском тракторостроении. На весь инвестпроект ПТЗ получил от государства 50 млн рублей.

Параллельно с этим (также при поддержке Минпромторга) концерн «Тракторные заводы» разрабатывает свою модель трактора 3-4 класса, но уже классической компоновки. Размер господдержки проекта составляет 100 млн рублей.

В области сельхозмашиностроения Минпромторг очень качественно подходит к отбору проектов для софинансирования, считает Вячеслав Пронин. Все эти разработки действительно нужны рынку, говорит он.

Например, создание зерноуборочного комбайна RSM-161 Минпромторг профинансировал на 50% (государство потратило 610 млн рублей, столько же вложила компания «Ростсельмаш»).

И уже сегодня эта машина не только завоевывает российский рынок, но и активно поставляется на экспорт, в том числе в западные страны.

Новый кормоуборочный комбайн производительностью 200 т/час, который на данный момент находится в разработке и скоро выйдет на рынок, тоже профинансировали в Минпромторге (из бюджета было выделено 140 млн рублей).

Это важный импортозамещающий проект, считает эксперт. До этого отечественные заводы выпускали кормоуборочные комбайны меньшей мощности и производительности, соответственно, для заполнения этого сегмента рынка требовался импорт.

Сейчас же наша страна может от него отказаться.

Кстати, импортозамещающие проекты запускаются не только для поддержания отечественного рынка сельхозтехники, но и в помощь производителям отечественного оборудования для животноводства.

Так, в 2015 году Минпромторг запустил инвестпроект по разработке доильного робота российского производства (исполнитель — компания «Промтехника»).

По данным «Росагромаша», министерство выделило на проект 55 млн рублей в 2015 году и 8,8 млн рублей в 2016 году. Уже с 2017 года робот должен пойти в серию.

Помимо этого, Минпромторг инициировал несколько других интересных проектов, находящихся сейчас в стадии разработки. В частности, в текущем году будет создан высокопроизводительный рулонный пресс-подборщик. Кроме того, выделены средства на разработку российской системы параллельного вождения для комбайнов и тракторов.

По словам Пронина, доля отечественных комплектующих во всех указанных разработках (в тракторах, комбайнах и прицепной технике) на первых порах будет составлять около 60%. Но после отработки конструкции и технологии этот процент начнет постепенно увеличиваться.

Кстати, компании достаточно активно работают в этом направлении, замечает эксперт.

А благодаря поддержке по программе 1432 у них появляется финансовая стабильность, и они могут себе позволить инвестировать в модернизацию выпускаемой техники и в разработку новых машин.

Российские инновации

Слова эксперта подтверждаются результатами инновационного конкурса, который проходит в рамках международной специализированной выставки «Агросалон-2016». Любопытно, что 70% состава жюри — представители иностранных компаний и независимых организаций. При этом из 19 присужденных медалей (4 золотых и 15 серебряных) российские компании получили восемь (одно золото и 7 серебряных медалей).

Золото конкурса получают модели, в которых внедрена инновация, способствующая снижению себестоимости, повышению качества или безопасности, рассказывает Вячеслав Пронин. Серебряные медали присуждаются за значительное усовершенствование уже существующих технологий.

При этом важно, чтобы инновации либо уже были внедрены в серийные модели, либо собраны и доступны для осмотра. То есть главное условие этого конкурса — машина должна быть представлена на «Агросалоне» для демонстрации специалистам и профессионалам отрасли.

И такой большой процент российских разработок как раз показывает, что у нас импортозамещение идет не только потому, что импорт стал недоступен (из-за чего якобы приходится покупать российские машины), а потому, что все наши заводы нацелены на модернизацию.

Иными словами, мы растем благодаря внутренним резервам и оспорить это невозможно, заключает эксперт.

Инвестируя в отечественное

После того, как Ассоциация «Росагромаш» провела анкетирование российских производителей сельхозтехники, выяснилось, что 5-7% от суммы своей выручки они тратят на НИОКР, разработку инноваций и их внедрение на производстве, рассказывает помощник президента Ассоциации «Росагромаш» Вячеслав Пронин.

Эти данные были сопоставлены с отчетами, которые публикуют крупнейшие мировые производители сельхозтехники, и оказалось, что уровень расходов на НИОКР в России на общемировом уровне.

Однако не будем забывать, говорит эксперт, что в 1990-е годы отечественное машиностроение находилось в стагнации, поэтому сегодня нашей стране необходимо опережающее развитие этого направления и мы просим у государства поддержки.

Если бы наши заводы стартовали с зарубежными производителями «с  равных площадок», то конкуренция была бы на равных и мы бы не обращались за поддержкой, а действовали бы по законам рынка, объясняет Пронин.

Но у зарубежных производителей этап активной помощи государства прошел лет 10 назад, поэтому они сумели превратиться в гигантов. Точно так же у них вливали в проведение модернизации и НИОКР, а сейчас идет поддержка доступа на рынки для наращивания объемов выпуска. То есть ничего нового и сверхъестественного Ассоциация «Росагромаш» от государства не просит.

К сожалению, нашим аграриям начиная с 1995 года сельскохозяйственные ведомства внушали, что российская техника плохая, не выполняет операции, ненадежная и т. д., продолжает Пронин. Поэтому нет ничего удивительного, что это мнение чиновников въелось в сознание людей.

И теперь переломить его отечественным производителям сложно — у аграриев к ним предвзятое отношение, сожалеет эксперт. А между тем российская техника сейчас активно экспортируется и востребована за рубежом.

В частности, Ассоциация «Росагромаш» на данный момент активно лоббирует поддержку экспортных проектов российских производителей техники для организации коллективных стендов на международных выставках.

Чтобы экспортировать, нужно себя показывать, поясняет Пронин. Как мы увидели, к нашей технике в Европе огромный интерес.

В последний раз в 2015 году на выставке «Агритехника» в Ганновере было 9 очных участников: ЗАО «Агротехмаш» (Тамбов); ООО «Воронежсельмаш» (Воронеж); ЗАО «Евротехника» (Самара); ООО «Пегас-Агро» (Самара); ООО «Навигатор — Новое машиностроение» (Пермь); ООО «Краснокамский РМЗ» (г.

Краснокамск); ЗАО «Петербургский тракторный завод» (Санкт-Петербург), ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону) и ОАО «Мельинвест» (Нижний Новгород). И вся техника, которую привезли российские компании, была продана.

Это показывает, что мы не просто импортозамещаемся на то, что есть, а заменяем импортное на отечественное аналогичного высокого, а порой превосходящего качества. И второй момент. Работа на экспортных проектах — это действительно эффективно, и если бы государство нас поддерживало в этом, компенсируя риски компаний-производителей, они бы более охотно шли на новые рынки и занимали там свое заслуженное место, не сомневается эксперт.

Выбор эксперта

Вячеслав Пронин, помощник президента Ассоциации «Росагромаш»:

Особо хотелось бы выделить две инновационные разработки российских производителей, получившие призы конкурса инновационной техники международной выставки «Агросалон» в 2016 году. Серебро с большим и уверенным перевесом завоевал самоходный опрыскиватель-разбрасыватель «Туман-2М» производства компании «Пегас-Агро» (Самара). Это уникальная машина, аналогов которой в мире нет. Конечно, в России существуют похожие модели, но они остановились в своем развитии, а эта машина постоянно улучшается и модифицируется. Я лично был удивлен, узнав, что она может почти в 40 раз превзойти по своей производительности любой, даже самый мощный опрыскиватель. Модернизация «Тумана» началась в прошлом году, поэтому сейчас это уже, по сути, другая машина: с новой кабиной, новыми узлами, системой опрыскивания и подачи рабочей жидкости. Важно, что опрыскиватель может работать на огромных скоростях, соизмеримых с автомобильными. Часто западные производители кичатся филигранной точностью обработки своего оборудования, но сельхозпроизводителю это не всегда бывает нужно. Ему важно за 1,5 дня обработать огромную площадь. Впрочем, машина подходит и для мелких хозяйств. Для фермеров она хороша тем, что недорогая, а для холдингов — тем, что производительная. Именно поэтому она и получила такую высокую оценку жюри.Вторая разработка, о которой хотелось бы сказать отдельно — это инновация компании «Ростсельмаш», внедренная в зерноуборочном комбайне RSM-161: система очистки 5-D. Это своего рода новое измерение в области очистки зерна. Дело в том, что когда комбайн работает на склонах, зерно неравномерно распределяется по решетам и может забиваться в отдельных участках. Поэтому помимо уже существующих систем очистки, призванных компенсировать эти уклоны, «Ростсельмаш» разработал дополнительную опцию — изменение зазора между решетами. Новый подход призван решить проблему неравномерного распределения зерна.

Источник: https://www.agroinvestor.ru/technologies/article/24253-litsom-k-otechestvennomu/

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельскохозяйственное машиностроение виды продукции. Сельскохозяйственное машиностроение россии. Состояние российского сельхозмашиностроения

Определение 1

Сельскохозяйственное машиностроение – это отрасль машиностроения, обеспечивающая оснащение сельскохозяйственного производства.

Данная отрасль возникла в 19 веке в Великобритании, и дальнейшее развитие получила в США.

Сельскохозяйственное машиностроение включает в себя:

  • Комбайностроение – производство комбайнов различных модификаций
  • Тракторостроение – производство тракторов, двигателей и деталей к ним.

Замечание 1

Оба направления активно начали развиваться в 20 веке, во многих странах мира. В странах СНГ ведущее положение занимают русские и белорусские производители, чья техника по качеству не уступает иностранным брендам.

Наиболее крупными предприятиями России по праву считаются ОАО «Ростсельмаш» (специализируется на выпуске зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов), ОАО «Росагроснаб» (специализируется на выпуске запчастей и двигателей к различной сельскохозяйственной техники), концерн «Тракторные заводы» (включает в себя четыре завода выпускаемые крупную технику, наиболее известная «Агромаш»).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Продукция, производимая сельскохозяйственной отраслью:

  1. Комбайны. Техника данного типа подразделяется на зерноуборочные (одни из самых сложных, предназначенные для предварительной обработки зерновых культур), кормоуборочные (предназначенные для скашивания травы и культур, идущих на корм скоту) комбайны, а так же комбайны для уборки корнеплодов и овощей . Так же комбайны подразделяются на самоходные и прицепные, последние прицепляются к тракторам.
  2. Тракторы. Самоходные машины, предназначенные в основном для тяги других машин. Тракторы могут быть колесными и гусеничными. Сейчас выпускаются тракторы с повышенными требованиями к конструкции. Тракторы можно разделить на пропашные (для после пахотной обработки поля), пахотные (для сплошной пахоты), транспортные (для перевозки грузов прицепом)
  3. Сельскохозяйственные агрегаты. Данная техника предназначена для промежуточной сельскохозяйственной работы. Агрегаты подразделяются на: почвообрабатывающие машины (культиваторы, глубокорыхлители, бороны), сеялки (для сеяния семян всех видов культур)

Центры сельскохозяйственного машиностроения

Аграрный потенциал России очень велик, и сельскохозяйственное машиностроение играет немаловажную роль в развитии народного хозяйства и экономии страны.

Предприятия сельхозмашиностроения располагаются в различных районах страны. Их расположение обусловлено близостью сырьевой базы, специализацией и кооперированием с другими отраслями, потребительским спросом и особенностями продукции.

Так как производимая продукция достаточная громоздкая и трудно транспортируемая, поэтому предприятия располагаются в районах соответствующей сельхозспециализации.

Так зерноуборочные машины выпускаются на Северном Кавказе и Сибири. А производство тракторов сосредоточенно в Волгограде, Санкт-Петербурге, Липецке и др.

Сельскохозяйственное машиностроение и его место в экономике

Сельское хозяйство сильно отличается от того что было еще пару десятилетий назад, и уровень механизации значительно вырос.

Однако не смотря на это, недостаточная оснащенность сельхозтехники является проблемой развития данной отрасли.

И в советское время и сейчас Российское сельскохозяйственное машиностроение могло поразить лишь количественным показателем, тогда как технологический уровень оставлял желать лучшего, уступая западным аналогам.

После потрясений 90-х годов аграрий испытывали острую нехватку качественной сельхозтехники, так как заводы могли предложить только устаревшие образцы. Именно поэтому аграрии были вынуждены закупать технику за рубежом.

Сегодня предприятия сельскохозяйственной техники производит лишь 10% от ВВП. Фермерам, в силу экономических причин, приходится либо долго не обновлять парк сельхозмашин, либо закупать импортную технику, что приводит к низкой загруженности производства на российских заводах.

Не смотря на это, эксперты уверенны, что потенциал развития сельхозтехники в России просто огромен.

Состояние российского сельхозмашиностроения

Несмотря на сокращение общего числа тракторов, специалисты отмечают неплохой темп обновления парка сельхозмашин.

Немаловажную роль в этом сыграли государственные программы развития аграрно-промышленного комплекса. Хотя уровень импорта сельхозтехники высок, отмечается рост выпуска отечественной продукции.

Но не смотря на это главным преимуществом по-прежнему остается низкая стоимость, а вовсе не их технологичность.

Крупнейшим производителем сельхозтехники в России является «Ростсельмаш» и концерн «Тракторные заводы». Отличительной частью их является использование минимума импортных комплектующих.

В 2016 году было выпущено около 6,7 тысяч тракторов, и лишь половина из них была отечественными, 52% была собрана из импортных деталей.

Сельхозмашиностроение мира

В настоящее время в мире лидирующие позиции по производству сельхозтехники являются Япония (150 тыс.), Индия (100 тыс.), США (100 тыс.).

Лидирующая позиция Японии объясняется тем, что она выпускает мини тракторы, тогда как другие страны выпускают среднюю и мощную технику.

Крупнейшими экспортерами и импортерами машиностроительной продукции являются экономически развитые страны и Китай.

Стоит отметить, что такие страны как США, Россия, Китай, Великобритания имеют отрицательное сальдо внешней торговли, а Япония, Германия и Франция – положительное.

2017 год стал для производителей сельхозтехники более-менее положительным. Был показан уверенный рост по всем видам сельхозтехники. Так выпуск тракторов стал на 12% больше 2016, а выпуск зерноуборочных комбайнов вырос на 14 %. По остальным отраслям тоже замечен рост на 10-11%.

Так же в 2017 году была утверждена стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения до 2030 года.

Источник: https://spravochnick.ru/mashinostroenie/selskohozyaystvennoe_mashinostroenie/

Сельскохозяйственное машиностроение России

Сельскохозяйственное машиностроение виды продукции. Сельскохозяйственное машиностроение россии. Состояние российского сельхозмашиностроения

Хотя в современном мире роль сельского хозяйства перестала быть доминирующей в национальной экономике, оно по-прежнему остается очень важным ее сегментом.

Без агропромышленного комплекса невозможно было бы обеспечить продовольственную безопасность страны, а это уже очень серьезная проблема.

В свою очередь эффективность сельского хозяйства напрямую зависит от того, насколько хорошо развито сельскохозяйственное машиностроение в стране.

статьи:

Сельскохозяйственная отрасль машиностроения и ее место в экономике

Современное сельское хозяйство разительно отличается от того, каким оно было еще сотню лет назад.

Высочайший уровень механизации, который сегодня стал нормой в данной отрасли, значительно преобразил ее, на порядки повысив производительность труда.

Благодаря этому, даже небольшой процент занятых в сельском хозяйстве способен успешно прокормить остальное население, занятое в других отраслях.

Россия является уникальным государством с точки зрения ее аграрного потенциала. Мы располагаем десятой частью мировой пашни, половиной мировых черноземов и пятой частью запасов пресной воды. Имея всё это, наша страна просто обязана быть крупнейшим игроком на мировом рынке продовольствия и технических сельхозкультур.

Однако на пути развития отрасли стоит множество проблем, в числе которых не последнее место занимает недостаточная оснащенность современной сельхозтехникой.

Сельскохозяйственное машиностроение России даже в советские времена могло впечатлить разве что количественными показателями, тогда как технологический уровень производимых тракторов, комбайнов и прочей техники значительно уступал западным аналогам. С распадом СССР ситуация усугубилась и приобрела катастрофический характер.

Оправившись от потрясений 1990-х годов, аграрии начали наращивать объемы производства, но быстро столкнулись с нехваткой сельхозтехники.

Отечественные заводы могли предложить им лишь морально устаревшие образцы, как правило, спроектированные еще в советские времена.

Их низкая продуктивность, неудовлетворительная надежность и высокие расходы на эксплуатацию буквально вынуждали аграриев покупать технику в Европе и даже Америке.

Сегодня российские предприятия сельскохозяйственного машиностроения приносят лишь около десятой доли процента от ВВП, что самым прямым образом свидетельствует о состоянии этой отрасли и ее месте в структуре экономики.

В силу экономических и других причин российские фермеры либо не могут себе позволить регулярно обновлять парк сельхозмашин, либо предпочитают использовать импортную технику.

Результатом этого становится низкая загрузка производственных мощностей на отечественных заводах.

В то же время эксперты уверены, что потенциал сельскохозяйственного машиностроения в России просто огромен. АПК нашей страны растет и развивается, а вместе с ним растет и внутренний спрос на комбайны и трактора. Для всех иностранных производителей техники Россия является очень важным рынком, то есть потребность в данной продукции существует и весьма большая.

Также не следует забывать, что, как и всякое другое машиностроение, производство тракторов и прочей агротехники — это длинная цепочка смежных производств. Здесь задействованы буквально все отрасли экономики: металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, энергетика, горная промышленность, приборостроение, легкая и даже пищевая промышленность.

Мультипликативный эффект от одного рубля, инвестированного в сельскохозяйственную отрасль машиностроения, составляет целых 3 рубля. Иными словами, увеличив выпуск тракторов и комбайнов в России на 1 млрд. рублей, мы увеличим объем ВВП сразу на три миллиарда за счет того, что были задействованы многочисленные смежные отрасли.

Оснащенность АПК РФ продукцией сельскохозяйственного машиностроения

Даже в «золотые» советские годы уровень оснащения агропромышленного комплекса сельхозтехникой был на неудовлетворительном уровне. Особенно, если сравнивать с сельским хозяйством Западной Европы и Северной Америки. При этом давало о себе знать еще и технологическое отставание, которое проявляло себя в низкой эффективности сельхозмашин.

Распад Советского Союза усугубил и без того далекую от оптимума ситуацию. В течение первых пятнадцати постсоветских лет отечественный парк сельскохозяйственной техники сократился более, чем в 4 раза.

Аграриям остро не хватало даже тракторов и комбайнов, не говоря уже о более узкоспециализированной продукции сельскохозяйственного машиностроения.

Причем сокращение парка в общенациональном масштабе продолжается до сих пор, хотя и уже гораздо более низкими темпами, чем раньше.

По данным Росстата, в 2014 году в сельхозпредприятиях России насчитывалось 247 тыс. тракторов и 64 тыс. зерноуборочных комбайнов. Для сравнения в 2000 г. эти показатели были на уровне 746 тыс. и 198 тыс. соответственно. При этом сама техника, которой в настоящий момент располагают аграрии, по данным экспертов, на 2/3 является изношенной физически и на 80-90% устаревшей морально.

Использование изношенной и устаревшей сельхозтехники сказывается на рентабельности агропредприятий.

Старые трактора и комбайны требуют больше расходов в процессе эксплуатации, а уровень потерь урожая из-за них выше, чем при использовании новой техники.

Причем уровень развития сельскохозяйственного машиностроения в стране таков, что новая отечественная техника не намного лучше себя показывает, чем «бэушная» импортная.

Наиболее наглядно об уровне обеспеченности отечественного АПК сельхозтехникой свидетельствует такой показатель, как количество тракторов в расчете на 1 тыс. гектар пашни.

По этому показателю мы очень существенно отстаем от других стран. Например, в Аргентине на эту площадь приходится в среднем 8 тракторов, в Канаде — 16, в Германии — 64.

Для сравнения в России на 1000 га посевов приходится всего 3(!) трактора. Схожая ситуация и по комбайнам.

Состояние сельскохозяйственного машиностроения России

Хотя сокращение общего количества тракторов в сельскохозяйственной отрасли России продолжается, эксперты отмечают постепенное обновление парка машин. Важную роль в этом процессе сыграли государственные программы развития АПК. Одной из самых последних в этой цепочке стала начатая в 2016 году программа развития сельскохозяйственного машиностроения.

Не смотря на то, что уровень импорта сельхозтехники в России остается одним из самых высоких в Европе, машиностроители постепенно наращивают производство своей продукции и успешно конкурируют с западными производителями. К сожалению, главным конкурентным преимуществом остается низкая стоимость отечественных тракторов, а вовсе не их технологичность.

Крупнейшими производителями сельхозтехники в России являются комбайновый завод «Ростсельмаш», концерн «Тракторные заводы» и Петербургский тракторный завод. Примечательно, что эти предприятия используют минимум импортных комплектующих: уровень локализации их продукции составляет более 90%.

Среди производителей из стран СНГ наиболее успешно в России торгуют своей техникой «Минский тракторный завод», «Гомсельмаш» (Гомель) и «Харьковский тракторный завод». За последние десятилетия очень хорошо укрепились в нашей стране и заводы сельскохозяйственного машиностроения из дальнего зарубежья, работающие под марками «John Deere», «CNH», «Claas», «AGCO», «SDF» и др.

Если рассмотреть отдельные сегменты отрасли, то наиболее критична ситуация, сложившаяся в производстве сельскохозяйственных тракторов. Можно без преувеличения сказать, что тракторостроение в России практически отсутствует.

Одни предприятия прекратили выпуск традиционной продукции (так, например, произошло с Липецким тракторным заводом), другие и вовсе полностью ликвидированы и более не существуют (Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения).

Более-менее стабильно работают лишь предприятия, входящие в состав концерна «Тракторные заводы».

В 2014 году в России было выпущено всего лишь около 6,7 тыс. тракторов сельскохозяйственного назначения, в 2015-м — 5,2 тыс., в 2016-м — 6,7 тыс.

Причем даже из этого мизерного количества отечественными являются лишь около половины тракторов. Так, по данным за 2016 год 52% произведенных в России тракторов были собраны из импортных тракторокомплектов иностранных брендов.

Особенно много тракторов по этой технологии произвели российские филиалы МТЗ — более 38%.

В то время как тракторное сельскохозяйственное машиностроение в России хромает на обе ноги, ситуация в сегменте зерноуборочных комбайнов складывается значительно лучше. В 2014 году в нашей стране было произведено 5,5 тыс. этих машин, в 2015-м — 4,6 тыс., в 2016-м — 6,4 тыс. Этого вполне достаточно, чтобы покрыть потребности внутреннего рынка и даже экспортировать технику за рубеж.

Главным российским комбайностроителем является концерн «Ростсельмаш», в состав которого входит больше дюжины заводов в разных регионах. Кроме того, на территории России методом крупноузловой сборки производят комбайны иностранных брендов — «Claas», «Гомсельмаш», «CNH», «John Deere», «AGCO» и др.

Хотя производство комбайнов является самым успешным сектором отечественного сельхозмашиностроения, за последние годы прекратили выпуск этой техники (а порой и свое существование) многие профильные предприятия. В частности комбайны больше не выпускают Тульский комбайновый завод, Рязанский завод сельскохозяйственного машиностроения, Таганрогский комбайновый завод, Красноярский комбайновый завод и другие.

Торговый баланс сельскохозяйственного машиностроения РФ

Достаточно неплохо общую ситуацию в отечественном машиностроении сельхознаправления характеризует баланс импорта/экспорта.

Еще несколько лет назад сальдо было резко отрицательным: в 2014 году на экспорт продано 589 зерноуборочных комбайнов и 5,2 тыс.

тракторов всех типов (к сожалению, не удалось найти статистику отдельно по сельхозтракторам); в тот же год импорт комбайнов составил 2118 единиц, а тракторов — 82,8 тыс.

Однако с 2013 года наметилась стойкая тенденция по выравниванию диспропорции между импортом и экспортом. По итогам первых восьми месяцев 2016 года российские производители увеличили продажи на внутреннем рынке:

  • полноприводных тракторов — на 80%,
  • комбайнов — на 35%,
  • посевной техники — на 15%,
  • почвообрабатывающей — на 35%,
  • машин для послеуборочной обработки урожая — на 20%.

По словам замдиректора ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Дениса Максимкина, скачок, который сделало сельскохозяйственное машиностроение в 2016 году, стал результатом постепенного улучшения ситуации в отрасли, начиная с 2013 года. Именно тогда правительство впервые начало субсидировать производителей агротехники. В прошлом году на эти цели из федерального бюджета было выделено почти 10 млрд. рублей.

Другим существенным стимулом стала девальвация национальной валюты, из-за которой импортная техника подорожала в разы и стала намного менее доступной для большинства сельхозпредприятий. Ценовой фактор на данный момент остается одним из главных стимулов покупать отечественные трактора и комбайны.

По словам представителя «Росагромаша», импортозамещение в сельскохозяйственном машиностроении — это лишь одно из последствий обвала национальной валюты. Девальвация позволила отечественным заводам более успешно конкурировать и на зарубежных рынках.

По оперативным данным, в 2016 году экспортные поставки сельхозтехники выросли на 20% и составили 2,7 тыс. единиц. Крупнейшим экспортером оказался Петербургский тракторный завод (17% от указанного объема) и Ростовский завод «Клевер» (7%).

Основным же покупателем российских тракторов, комбайнов и сеялок является Казахстан – около 60% всего экспорта.

Источник: https://xn--80ajgpcpbhkds4a4g.xn--p1ai/articles/selskohozyajstvennoe-mashinostroenie-rossii/

Законный совет
Добавить комментарий