Тональный контраст. Контраст в фотографии. Как использовать контраст для передачи характера снимаемой сцены. Наклон кривой контролирует контраст

Основы композиции: контраст (часть 1)

Тональный контраст. Контраст в фотографии. Как использовать контраст для передачи характера снимаемой сцены. Наклон кривой контролирует контраст

Основная цель правил композиции – привлечь внимание зрителя и выделить смысловой элемент на фотографии. Человеческий глаз инстинктивно ищет на снимке самый яркий и резкий элемент.

Контраст – это, прежде всего, различие между участками изображения во всевозможных их характеристиках. Оно может быть выражено в большей или в меньшей степени и придает фотографии эмоциональное звучание. Различают несколько типов контраста в фотографии:

Тоновый (или тональный) контраст

Он представляет собой разницу от наиболее светлого к наиболее темному. Тоновый контраст характерен для ахроматических цветов. Ахроматические цвета  – это оттенки серого в диапазоне от белого к черному. Наиболее ярким (светлым) является белый цвет, а наиболее темным – черный.

Эмоциональная выразительность ахроматической композиции зависит от шкалы использованных тонов. Композиция, построенная в светло-серых тонах, будет выглядеть легкой, воздушной, умиротворенной.

Колорит композиции, решенной в темно-серых тонах, выглядит мрачноватым, суровым, даже трагичным. Наиболее сильный, динамичный и жесткий контраст – контраст черного и белого. Черный с белым – это классика, не требующая дополнений. Белый с серым, серый с серым, серый с черным – идеальный фон для ярких цветовых акцентов.

Под тональным контрастом понимается также намеренное затемнение переднего плана и  высветление, подсвечивание заднего. Или наоборот. Таким образом светлые и темные участки изображения на фотографии сопоставляются между собой так, что картинка начинает передавать глубину пространства, его объем.

На фотографии создается так называемая тональная перспектива. Тональная перспектива это изменение цвета и контраста объектов при их удалении вглубь пространства фотоснимка.

Ощущение иллюзии пространства ещё больше усиливается, когда объекты переднего плана переданы в естественном цвете, а те, что на дальнем плане фотографии, переданы в оттенках синего.

При помощи тонального контраста принято изображать силуэты людей, которые расположены на переднем плане картинки. Основной объект в кадре изображается темным на ярком, хорошо освещенном фоне.

Внимание зрителя всегда привлекает объект, освещенность которого заметно отличается от освещенности фона, или остальных объектов в кадре. Причем, как в одну, так и в другую сторону (светлее или темнее).

Силуэт на фотографии получается, если есть достаточно большая разница в освещенности фона и снимаемого объекта. Например, съемка портрета на фоне ярко освещенного окна или против ярких источников света (съемка в контражуре).

В своих фотографиях Карлоса Готея из Пуэрто-Рико очень органично сочетает и интересный фон, и «силуэтно-сюжетную» линию.

Цветовой контраст

Он подразумевает наличие на фотографии противоположных (конкурирующих) цветов. Этот вид контраста использовать несколько сложнее, чем тот, который мы описали выше. Но если он применен грамотно и правильно, то снимок сразу бросается в глаза зрителю. Так уж устроен наш мозг, что человек сразу выделяет из множества других изображений изображение контрастное по цветам.

Конкурирующие цвета легко определить, используя цветовой круг. Если линейный спектр луча света, состоящий из 7 основных (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и 5 переходных цветов  расположить по окружности, мы получим цветовой круг. Впервые это сделал Исаак Ньютон.

Первое сочетание – диаметрально удаленная пара

Например, желтый и синий, красный и зеленый. Эти сочетающиеся цвета находятся на концах диаметра цветового круга. Но данное сочетание таит в себе много подводных камней.

При использовании этих цветов рядом и в равном количестве они даже на небольшом расстоянии сольются в серое пятно.

Чтобы смягчить контраст, нужно один из них использовать как отдельные вкрапления на фоне другого, так как цветовой контраст работает лучше с меньшими и большими цветовыми массами.

Классическая триада – цвета, которые расположены на вершинах треугольника с равными сторонами, вписанного в цветовой круг. Сочетание трех основных тонов (желтый, красный, синий) считается очень жестким. Три дополнительных цвета (оранжевый, сиреневый, зеленый) считаются более уравновешенными, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно.

СОВЕТ: Краски, входящие в три основных цвета, не должны браться в равном количестве. Их насыщенность тоже должна быть различна. Тогда вы получите гармоничную картину, радующую глаз и не раздражающую.

Аналогичная триада. Цвета, которые размещены по соседству друг с другом  в цветовом круге в пределах одной четверти, образуют аналогичную триаду. Они очень замечательно смотрятся вместе, потому что имеют общий главный цвет в своем составе (например, желтый), но не создают никакого контраста.

Если вы хотите, чтобы ваша работа вызвала у человека ощущение комфорта и умиротворения, используйте цвета, которые находятся по соседству друг с другом. Сама природа создала такую гармонию. Приятные глазу градиенты создают общую радужную картину.

Теплые и холодные цвета. Стоит помнить еще об одной особенности. Все цвета делятся на теплые и холодные. К теплым можно отнести оттенки красного, желтого, зеленого, а к холодным – оттенки фиолетового, синего, голубого.

Работа участника Ivan777 (Иван Седловский), занявшая призовое место в конкурсе на нашем сайте.

Вам, как фотографу, остается посмотреть на ситуацию и определить, какой из видов контраста в данной конкретной композиции более уместен. И проследить за тем, чтобы контрастные элементы изображения перекликались с его сюжетной составляющей.

Больше фотографируйте и экспериментируйте.

Удачи!

Другие статьи о композиции в фотографии:

Золотое сечение в фотографии

Сила линий в фотографии

Формат кадра в фотографии

Контраст в фотографии (Часть 2)

Точка съёмки и выбор плана

Ракурс

Геометрия в фотографии

Равновесие в фотографии (Часть 1)

Источник: http://photodzen.com/learn/photo-abc/osnovy-kompozitsii-kontrast/

Photoshop: используем «Кривые»

Тональный контраст. Контраст в фотографии. Как использовать контраст для передачи характера снимаемой сцены. Наклон кривой контролирует контраст

Инструмент «тональные кривые», вероятно, является наиболее мощными гибким преобразованием изображения, в то же время он может быть и одним из наиболее пугающих.

Поскольку фотографы рисуют светом, кривые точно соответствуют их практике, влияя на две базовых производных света: тон и контраст.

Кроме того, именно тональные кривые придают различным типам плёнки их уникальный характер, так что понимание сути их работы позволит вам имитировать любую плёнку — и фотографию даже не придётся переснимать.

Как это работает

Аналогично уровням яркости, тональные кривые получают на вход тональный диапазон и избирательно расширяют или сжимают его участки.

Однако, в отличие от уровней, для которых существуют только точки чёрного, белого и центра полутонов, тональная кривая управляется любым числом контрольных точек (обозначены маленькими квадратиками), вплоть до 16.

Результат данной кривой можно проконтролировать, проследив по вертикали входной тон от горизонтальной шкалы до кривой, и от неё по горизонтали к вертикальной шкале выходного тона. Таким образом, кривая в виде центральной диагонали оставит тон без изменений.

Если вы проследите два входных тона, вы увидите, что расстояние между ними увеличивается, если кривая становится круче, тогда как при выполаживании кривой относительно диагонали тон подвергается компрессии (сжимается).

Вспомните из главы о гистограммах, что сжатые тона получают меньший контраст, тогда как растянутым тонам достаётся больше контраста.

Наведите курсор на подписи к кривым, чтобы увидеть, как эти изменения влияют на утрированный пример:

Выберите:
Высокий контрастНизкий контраст
Показывать тональные метки?
данет

Примечание: кривые и гистограммы, показанные выше, применяются к яркости (не RGB)

Выше показаны наиболее распространённые кривые: «S» и «инверсная S».Кривая S добавляет контраст в полутонах за счёт теней и ярких участков, тогда как инверсная S имеет обратный эффект.

Обратите внимание на то, как они меняют гистограмму, и, что более важно, посмотрите также, как они влияют на изображение: инверсная S выделяет детали на бортах лодки и в тени под ней, смывая текстуру водной поверхности, а прямая S имеет обратный эффект.

Мотивация: динамический диапазон и эффект плёнки

Почему перераспределение контраста всегда является компромиссом? Поскольку снимаемые сцены содержат больший динамический диапазон света (см. «динамический диапазон»), чем мы можем воспроизвести на бумаге, для печати тональный диапазон всегда приходится подвергать компрессии. Кривые позволяют лучше использовать ограниченный динамический диапазон.

Контраст в полутонах более важен для восприятия, потому зачастую теням и яркостям в этой тональной компрессии оставляют подбирать крошки.

В силу этого большинство плёнок и видов фотобумаги для поддержания контраста в полутонах используют что-то типа S-образной кривой.

Наведите курсор на график справа, чтобы увидеть, как S-образная кривая может помочь сохранить контраст в полутонах, и заметьте, насколько она похожа на кривую плёнки (внизу). Уникальный характер каждой плёнки в первую очередь определяется её тональной кривой.

(показана для бумаги Kodak Supra II)

Более того, если камера (в идеале) оценивает относительное количество фотонов в каждом пикселе линейно, наши глаза и мозг в действительности применяют собственную тональную кривую, чтобы получить максимум визуальной чувствительности в наибольшем диапазоне освещённости.

В связи с этим камера должна применить собственную тональную кривую к файлу формата RAW, чтобы сохранить точность.

Наконец, каждый цифровой сенсор имеет собственную кривую тональной чувствительности, и даже персональные компьютеры применяют различные тональные кривые, когда показывают изображения (корректируют гамму).

Итого: тональные кривые необходимы для каждого изображения в той или иной форме — будь то восприятие глаза, эмульсия плёнки, цифровая камера, монитор или пост-обработка.

На практике: основы

Ключевая концепция кривых состоит в том, что невозможно добавить контраст в одном тональном диапазоне, не убавив его в другом.Другими словами, кривые только перераспределяют контраст.

Следовательно, у любой фотографии есть «бюджет контраста», и вам нужно решить, на что его потратить — будь то равномерное распределение (диагональ) или перераспределение (произвольная кривая).

Далее, кривые всегда сохраняют тональную иерархию (если не использовать кривые с отрицательным углом). Это означает, что если до преобразования некий тон был ярче другого, он останется более ярким после преобразования, — но необязательно настолько же ярче.

Трёх ключевых точек, показанных выше (для теней, полутонов и яркостей) обычно достаточно (в дополнение к точкам чёрного и белого). Хитрость в том, что даже минимальное движение ключевой точки может привести к существенным изменениям в финальном изображении.

Резкие изменения кривой могут запросто вызвать постеризацию, растянув оттенки в областях с градиентной вариацией цвета. Поэтому умеренная коррекция, которая порождает гладкие кривые, обычно работает наилучшим образом.

Если вам нужна сверхтонкая подстройка, попробуйте увеличить размер окна кривых.

Уделите максимальное внимание гистограмме изображения, внося изменения.Если вы хотите повысить контраст в определённом тональном пике, используйте гистограмму, чтобы удостовериться, что максимум кривой приходится на этот пик. Я предпочитаю в процессе перемещения контрольных точек держать открытым окно гистограмм, чтобы контролировать изменения (Window → Histogram).

Использование незадействованного тонального диапазона

Исключением из перераспределения контраста является случай, когда часть тонального диапазона не задействована, на границах гистограммы или в виде провалов между тональными пиками. Если неиспользованные участки диапазона имеют место на краях гистограммы, их можно задействовать, смещая точки чёрного и белого (так же, как и в уровнях).

до после

Если между тональными пиками наблюдаются провалы, уникальная возможность кривых состоит в том, что они могут понизить контраст в неиспользуемых тонах — тем самым высвободив его для оттенков, которые присутствуют в изображении. В следующем примере кривая использована для ликвидации тонального разрыва между небом и более тёмной листвой.

до после 

Заметьте, как в результате изображение становится более равномерным, при том что полутона и яркие области на гистограмме остаются более-менее неизменными.

Сглаживание засветок

С момента, когда уровень яркости достигает максимума (255 для 8-битных изображений), цифровые фото могут показать грубые засветки. Это создаёт неестественный вид, и порой предпочтителен более плавный переход к белому. Наведите курсор на изображение, чтобы увидеть разницу.

(результаты получены с помощью кривой пользовательского профиля цвета)

Обратите внимание на солнечную засветку. В целом, переход яркостей можно сделать более плавным, понижая наклон кривой в правом верхнем углу.

Канал яркости и слой коррекции

Применение кривых в канале яркости — в режиме LAB либо в слое коррекции — поможет снизить изменения в тоне и насыщенности цвета. Наведите курсор на каждое из нижеприведенных изображений, чтобы увидеть, что получилось бы в результате применения такой кривой в канале RGB.

Инверсная SS-образная кривая

Обратите внимание, насколько снижается и повышается насыщенность цвета для инверсной и прямой S-образных кривых, соответственно. В целом, кривые, усиливающие полутона, будут повышать цветонасыщенность, и наоборот. Изменения в насыщенности могут оказаться желательными при осветлении теней, но в большинстве других случаев их следует избегать.

Чтобы применить кривые только к каналу яркости посредством выбора другого режима наложения можно использовать корректирующий слой (Слой → Новый корректирующий слой → Кривые…), как показано на рисунке справа.

Ещё одно достоинство такого метода состоит в том, что так можно сделать коррекцию кривых более мягкой. Это достигается соответствующим понижением плотности (обведено красным).

Такой способ, в частности, полезен потому, что порой минимальные сдвиги ключевых точек вносят слишком большие изменения в изображение.

Наконец, вы можете продолжать корректировать кривую, не меняя всякий раз исходное изображение — и тем самым уменьшая постеризацию.

Применение кривых для коррекции баланса цвета

Хотя до сих пор мы применяли кривые к значениям RGB или яркости, их можно также применять на отдельных каналах цветности в качестве мощного средства коррекции оттенков в специфических тональных областях.

Скажем, в вашем изображении присутствует синева в тенях, хотя и полутона, и яркие участки выглядят сбалансированно. Изменение баланса белого или соотношения цвета в целом могло бы повредить другие оттенки.

допосле

На примере вверху количество синего избирательно снижено в тенях, чтобы избавиться от синевы. Не забудьте зафиксировать ключевые точки строго на диагонали для всех тональных диапазонов, где изменения не нужны.

Если вам не нужны точные корректировки цветности, использование кривых, вероятно, избыточно. В таких случаях коррекция баланса белого была бы намного проще (Photoshop: «Image → Adjustments → Color Balance…»).

Как вариант, глобальную цветокоррекцию можно производить, используя привязку нейтральных полутонов («Snap Neutral Midtones» под кнопкой «Options»).

Этот метод лучше всего работает для изображений, в которых усреднение полутонов примерно нейтрально; для снимков с господством одного цвета (например, снятых в лесу) следует использовать другие методы, такие как баланс белого в RAW или с помощью уровней.

Контрастность изображения

Данная глава рассматривает контраст как нечто желательное, хотя в действительности это зависит от предмета съёмки, атмосферы и художественного замысла. В некоторых случаях автор может намеренно избегать использования полного тонального диапазона.

Например, снимки, сделанные в тумане, дымке или при очень мягком свете, часто не содержат абсолютно чёрных или белых областей.

Контраст может акцентировать текстуру или повысить выделение объекта на фоне, однако жёсткий свет или облачность могут привести к слишком большому или слишком малому контрасту, соответственно.

Предосторожности

  • Избегайте использования кривых, поскольку любое растягивание гистограммы изображения повышает вероятность постеризации.
  • Всегда применяйте тональные кривые к 16-битным изображениям, если возможно.
  • Следует избегать существенных преобразований в канале RGB. В этих случаях используйте тональные кривые в канале яркости в слое коррекции или в режиме LAB, чтобы избежать существенных изменений в тоне и насыщенности.

Смежная тема обсуждается в статье:
Photoshop: используем «Уровни»

Источник: https://www.cambridgeincolour.com/ru/tutorials-ru/photoshop-curves.htm

Как использовать контраст в фотографии

Тональный контраст. Контраст в фотографии. Как использовать контраст для передачи характера снимаемой сцены. Наклон кривой контролирует контраст

Использованием различных художественных приемов в фотографии начинает интересоваться любой начинающий фотограф, уже освоивший азы и технические аспекты своей фотокамеры.

Одним из самых эффективных приемов, применяемых фотографами для усиления эффекта от просмотра своего произведения является контраст. С таким понятием сталкивался каждый в различных областях жизнедеятельности.

Поскольку нас интересует фотоискусство, то рассмотрим, как использовать контраст в фотографии.

Контраст бывает разный, но главное его свойство – это резкое различие одних участков фотографии от других, что при правильном его использовании позволяет выгодно привлечь внимание зрителя.

Действительно, если провести анализ десятка фотографий, в которых применен той или иной вид контраста и тех фотографий, которые сделаны без его применения, то мы сразу придём к выводу об эффективности использования этого параметра в своих работах.

Разновидности контрастов

В фотоискусстве принято говорить о двух видах фотоконтраста: тоновый и цветовой. Редко два этих вида используются совместно в одном кадре. Рассмотрим более детально оба варианта.

Тоновый контраст

Тоновым – принято называть резкий переход от области изображения с одной яркостью к области с яркостью, отличной от первой на несколько стопов. Величину разницы тонов изображения можно разделить на фотографии с низким контрастом (разница в 1-2 EV), средним (2-6 EV) и высоким (до 10 EV).

Но в данном случае все весьма субъективно, так как подача материала тоже важна, не меньше чем величина контрастных оттенков. Так две фотографии, тона которых отличаются на одинаковое количество стопов, могут восприниматься зрителем совершенно по-разному.

Так как восприятие зависит в том числе и от компоновки кадра, расположения главного объекта и его размера.

Тоновый контраст достаточно часто используется фотографами разного уровня, он проще в понимании, однако его применение делает фотографию выразительнее.

Но во многих случаях использование тонового контраста вызвано окружающей обстановкой: наличием в одном кадре областей, значительно отличающихся уровнем освещенности, узким динамическим диапазоном фотокамеры.

В подобном случае получение качественного результата без применения HDR возможно только использованием в кадре приема тонового контраста.

На практике

Вы наверняка видели фотографии, в которых главный объект, например, человек, изображен в виде силуэта, при этом фон проработан полностью, экспонирован правильно. Такие фотографии создают впечатление недосказанности, тем самым предоставляют зрителю возможность самому додумать сюжет, дорисовать в своем воображении те детали, которые на фотографии скрыты сплошным черным цветом.

Такой прием «может убить двух зайцев» – помимо создания эффекта недосказанности, преднамеренное недоэкспонирование части фотографии можно применять по абсолютно банальной причине – скрыть нежелательные детали. Возможно, в области теней находятся некрасивые текстуры, мусор или просто ничем неприметная составляющая, которая будет отвлекать.

Недоэкспонирование такой области разом убирает данную проблему.

Но все это лишь второстепенные плюсы использования разницы тонов и силуэта, как частного примера контраста. его задача – привлечь внимание зрителя к доминирующему объекту, отвести его от ненужных деталей, помочь понять задуманное. Подобной цели служат также такие правила композиции, как “правило третей” или “диагонали”, что может использоваться совместно с контрастом.

Как правильно использовать

Во-первых, необходимо оценить, имеются ли в запланированном кадре контрастирующие объекты. При этом важно помнить, что контраст в фотографии с множеством деталей только испортит общее впечатление, разбросает взгляд по всей площади кадра.

Правильный тоновый контраст подразумевает отделение от общего фона только объект съемки, который изначально не должен быть менее 20% кадра. Если удалось добиться естественной разницы оттенков, то достаточно произвести замер экспозиции по фону и выполнить ее блокировку.

На фотоаппарате, как правило, блокировка экспозиции обозначается звездочкой (*) и имеет отдельно вынесенную клавишу для ее использования. После замера экспозиции фона требуется нажать и удерживать нажатой данную клавишу, совместно с этим произвести фокусировку по объекту (при этом замер экспозиции по объекту произведен не будет), выполнить съемку.

Альтернативным вариантом является замер экспозиции фона, фиксирование (запоминание) параметров экспопары, перевод фотоаппарата в ручной режим, выставление данных параметров и съемка объекта.

После фотографирования желательно проверить результат, приблизив объект на экране фотоаппарата и оценив тон. Если вы добились оттенка, близкого в черному цвету и при этом проработанный фон, то кадр можно считать законченным. В противном случает потребуется коррекция в фоторедакторе.

Правильно будет взять за правило производства хотя бы минимальную посткоррекцию любой фотографии. Так как ее просмотр на мониторе компьютера, как правило, помогает выявить как мелкие, так и существенные недостатки, своевременно их устранить.

Для коррекции контраста в редакторе воспользуйтесь соответствующим корректирующим слоем «контраст», уровнями или же настройкой теней и светов через меню коррекции изображения. Если удобно, то можно поправить и с помощью уровней.

Сложности в воплощении задуманного

Что делать, если снимаемая сцена не позволяет получить кадр с правильным контрастом, если разница тонов не столь велика?

  • Для съемки в подобных условиях понадобится штатив. Необходимо сделать снимок фона с правильной яркостью, затем сфотографировать объект, искусственно занизив экспозицию (что удобно делать в режиме P). Штатив нужен для фиксации фотоаппарата, сохранения композиции, ведь потребуется использование двух снимков без случайных сдвигов. После съемки, два кадра требуется загрузить в фоторедактор как два слоя и с помощью маски объединить фон первого изображения с объектом второго;
  • Другим вариантом съемки, в отсутствии штатива, является использование такой функции фотоаппарата, как «вилка экспозиции» (брекетинг) и серийной съемки. Также данный способ пригодится при фотографировании движущегося (не быстро) объекта. Данную функцию можно обнаружить в меню фотоаппарата, с помощью манипулятора выставить требуемый уровень брекетинга (как правило, до двух стопов) и, включив серийную съемку, произвести фотографирование, удерживая фотокамеру неподвижной. После чего вы услышите три спуска затвора фотокамеры. Использование брекетинга позволяет фотоаппарату произвести съемку трех кадров: с нормальной (замеренной) экспозицией, заниженной на выставленный уровень стопов и завешенной. Плюс в том, что удержать фотоаппарат неподвижно при фотографировании трех кадров серией достаточно легко, изменение яркости же фотоаппарат производит сам. Далее, по описанному выше алгоритму требуется загрузить две первые фотографии в редактор и выполнить сведение;
  • И третьим вариантом получения тонового контраста является простое редактирование одной фотографии, путем работы кистью в режиме затемнения, либо же выделения объекта и изменения его яркости соответствующими бегунками. Для получения запаса яркостей и деталей при планируемом редактировании крайне рекомендуется фотографировать, выставив в фотоаппарате формат сохранения файлов RAW.

Цветовой круг

Существует некий «цветовой круг». Это диск, состоящий из радужных цветов, сменяющих друг друга. То есть это привычная нам радуга, но расположенная в окружности.

Каждому оттенку цветового круга контрастным (обратным) будет цвет, расположенный напротив, в идеале находящийся в отдалении на 180 градусов. На практике идеальное сочетание встречается редко.

Потому в фотографиях, в которых использован цветовой контраст, присутствуют цвета, расположенные друг от друга хотя бы в противоположных четвертях.

Рассматривая цветовой круг можно увидеть, например, что обратным голубому цвету будет оранжевый цвет, красному – зеленый, желтому – фиолетовый и так далее.

Использование подобных пар цветов при условии, что они будут составлять основу фотографии, а другие цвета будут отсутствовать (или будут близки по тону к используемым) сделает кадр гарантированно качественным и интересным, обращающим на себя внимание.

Существуют ситуации, когда выгоднее применить малый цветовой контраст. Что это значит? Это означает использование в кадре цветов, стоящих рядом с основным, то есть являющихся его оттенками.

Не только цвет, но и его насыщенность

Для использования цветового контраста рекомендуется найти в интернете и сохранить себе на смартфон цветовой круг, либо распечатать его и иметь при себе. Со временем он «осядет» у вас в голове.

Существует версия цветового круга с учетом насыщенности, где максимальная насыщенность находится на удалении от центра.

Такой круг позволяет оценить силу цветового контраста, ведь он зависит не только от цвета, но и от его насыщенности.

Иногда встречаются ситуации, когда кадр построен или его можно построить на принципе использования двух типов контраста одновременно. В таких ситуациях, как правило, приоритет необходимо отдавать цветовому типу.

Он и сам будет обращать на себя большее внимание зрителя, чем тоновый. Однако, если задумкой автора является превалирование тоновой разницы, то необходимо несколько «задушить» цвета, с помощью уменьшения их насыщенности, но не изменения их самих.

То есть цвета, применяемые в фотографии теперь будут располагаться на цветовом круге ближе к центру.

Сложности в воплощении

в В отличие от тонового, цветовой контраст невозможно подстроить в реальности, если его нет изначально, разве только покрасить объект съемки.

Однако в качестве компенсации нам предоставляется отличная возможность заменить цвет в фоторедакторе, например, в Photoshop с помощью инструмента «замена цвета». Если вы сфотографировали удачный кадр с идеальными цветами, но в него попали лишние детали, вы можете просто удалить их в редакторе.

Это еще раз подтверждает важность постобработки фотографий. Те, кто не ленится потратить лишние 5 минут на кадр, редактируя его, в конечном счете получают больше плюсов и удовлетворения от результата.

Постобработка давно перестала быть дурным тоном, наоборот, неправильным считается выставлять на обозрение некачественный контент. Выравнивание тонов, точная подстройка цвета, удаление мелких дефектов и шумов – обязательные действия понимающего фотографа.

Теперь, зная, что такое цветовой и тоновый контрасты, вы сможете определять его наличие на всех просматриваемых фотографиях и уже понимать причины, по которым многие фотографии сразу обращают на себя внимание.

Как правило, причина тому – наличие контраста. С ним фотографии оживают, становятся интересными, цепляющими.

Такие произведения привлекают, останавливают взгляд, заставляют любоваться ими большее время, нежели чем фотографиями, лишенными такового.

Источник: https://my-photocamera.ru/osnovy-foto/kak-ispolzovat-kontrast-v-fotografii.html

Композиция. Контраст в фотографии

Тональный контраст. Контраст в фотографии. Как использовать контраст для передачи характера снимаемой сцены. Наклон кривой контролирует контраст

Контраст, это основа любой фотографии, а также ее атмосферы. Контраст может поддержать повествование, сделав его естественным, или внести раздор между сутью происходящего в кадре, и мнением нем автора фотографии. В первом случае мы получим более естественную и понятную фотографию, в втором — неоднозначную, возможно с душевным надрывом.

Уроки фотографии. Контраст

Контраст в черно-белой фотографии, это разница в тоне (уровне яркости) между самой темной и самой светлой областью снимка.

С точки зрения восприятия фотоснимка контраст, это его настроение. Поэтому понимание контраста важно как с технической точки зрения (чтобы избежать ошибок камеры при замере света), так и с творческой (чтобы дополнительно влиять на психологический результат снимка).

Если измерать контраст, как разницу в ступенях освещенности (EV), то грубо фотографический контраст можно разделить на следующие групы:

КонтрастРазница освещенностиХарактеристикаСлабый СреднийСильныйЖесткий
 менее 1 EV невыразительный, спокойный, легко регистрируется камерой
1-2 EV удобный для моделирования светом, легко регистрируется камерой, содержит детали как в светлой, так и темной части
2-4 EVдинамичный, может требовать подстройки камеры для передачи деталей в темной части
более 4 EVграфичный, труден для камеры, скрывает второстепенные детали

На практике в фотографии чаще оценивается не глобальный контраст (по всему кадру), а локальный контраст (в зоне главного объекта). Например, в портретной фотографии основное внимание уделяется контрасту на лице модели.

В применении контраста много шаблонов, но нет жестких правил. Это дело эстетики и вкуса.

Кому-то нравятся романтичные портреты Джессики Стэм, кому-то женственность в классических портретах Бул Синклер, а кому-то — жесткость портретов Хельмута Ньютона. На вкус и цвет товарищей нет. Кто-то слушает рэп и жует жвачку.

Кому-то для равновесия нужна классика и гурманская еда. Для кого-то неповторимый вкус студенчества, батон с кефиром замечательно сочетается с рок-музыкой…

Как оценить контраст

  1. С помощью камеры в точечном режиме замера экспозиции.
    Совместите центра кадра со светлой частью контрастной зоны в режиме съемки с приоритетом диафрагмы. Запомните замеренную выдержку (напр. 1/125). Переведите центр на темную часть контрастной зоны, и запомните новую выдержку (напр. 1/30).

    Контраст определяется делением большего числа на меньшее: 125/30=4,1. Так как одна ступень (1 EV), это разница в освещенности в два раза, то в данном примере мы имеем чуть больше 2 EV и находимся в самом начале зоны сильного контраста.

  2. Визуальная оценка.

    Прищурьте глаза чтобы только-только видеть самые яркие элементы оцениваемой зоны, и оцените темные элементы в этот момент. Если темные элементы выглядят полностью темными, без деталей — мы имеем дело с жестким контрастом. Если детали только намечаются, но не полностью черные, это — сильный контраст. В среднем контрасте детали хорошо видны.

    При слабом контрасте можно не прищуриваться, вы и так еда различите разницу между темными и светлыми частями контрастной зоны.

Два технических аспекта контраста

  1. Ошибки замера экспозиции.Слабый и средний контраст не представляют сложности при замере света камерой.

    При сильном и жестком контрасте показания камеры будут сильно зависеть от общего объема темного и светлого в кадре, а также от выбранного режима замера экспозиции.

    Особо аккуратным нужно быть в точечном режиме замера, так как даже небольшое отклонение камеры в сторону даст иные показания.

    Если условия освещенности снимаемой сцены не меняются, то при сильном и жестком контрасте удобнее работать в ручном режиме экспозиции.

  2. Потери деталей.Динамический диапазон (аналог контраста в сенсоре) любой камеры имеет ограничение, зависящее от уровня камеры. Это, пожалуй, единственный параметр камеры, честно отраженный в ее цене.Уже при сильном контрасте возможны потери либо в светах (пересвет), либо в тенях изображения. При жестком контрасте потери возможны в обеих тональных зонах. Поэтому при сильных контрастах необходимо уделять внимание темным и светлым частям снимка, а при жестком — принимать решение, в какой из крайних тональных зон нужно спасти детали с помощью экспокоррекции камеры.

    Ниже приведены примеры потерь при жестком и сильном контрасте.

О творческой составляющей контраста

Когда световой контраст соответствует настроению сцены, остается только выбрать эффективную точку съемки, и грамотно сфотографировать, чтобы получить интересный кадр. Это как прохладный живой напиток, выпитый в жару в состоянии физической усталости, уже гарантирует успех. Осталось только найти мастера, который приготовит напиток в нужном месте, и в нужное время.

Приведу примеры картинок из интернет, в которых именно контраст повлиял на мой выбор. Его уместность в этих кадрах играет очень важную роль.

Сопровождая каждый кадр своими ощущениями (подпись под снимком при просмотре в полный экран), я надеюсь навести вас на мысль о том, как фотография может выиграть от: правильно выбранного времени съемки (света), подбора элементов в композиции, масштаба элементов, намеренного недо, или переэкспонирования. Т.е. многих составляющих результирующего контраста.

Сильный контраст

игра, динамика, сила, пробуждение, противоборство, выразительность, энергия, страх, радость, детство

  • Проанализируйте приведенные выше примеры, и подписи к ним. Подумайте, как контраст каждого снимка помогает создать ощущение, приведенное в подписи.
  • Проанализируйте собственный снимки, и снимки любимых авторов, и сравните тему каждой фотографии с ее контрастом. Помогает ли запечатленный контраст раскрыть тему снимка?

Чтобы просмотреть все статьи на тему композиции в одном месте, кликните по метке «композиция» в заголовке любой статьи о композиции.
Наш бесплатный фотокурс «Держи порох сухим» содержит полезные упражнения для развития композиционных навыков на эту и другие темы

Источник: https://isigmaphoto.com/ru/2016/06/kompozitsiya-kontrast-v-fotografii/

Тон и контраст в изображении / фотографии

Тональный контраст. Контраст в фотографии. Как использовать контраст для передачи характера снимаемой сцены. Наклон кривой контролирует контраст

Подробности 13 августа 2012

Что такое тон, что такое контраст изображения, зачем нужно знать ответы на эти вопросы и как эти знания применить на практике?

Постараемся разобраться, чем различаются фотографии высоко контрастные, от фотографий с низким контрастом?

Высокий (синоним: сильный) контраст делает восприятие фотографии легким, подчеркивает контуры объектов, выявляет текстуры фотографируемых объектов. Поэтому большинство фотографов, для усиления того, что в народе называют «выразительностью» – немного увеличивают контрастность своих фотографий при обработке.

Низкий уровень контраста – сглаживает, и даже бывает так, что текстуры в кадре чуть ли не полностью пропадают… Для примера – можно вспомнить любую фотографию, сделанную в густом тумане.

Такая фотография становится несколько более сложной для восприятия, некоторые элементы на ней приходится практически угадывать, домысливать…

Также, к особенностям низко контрастных изображений можно отнести часто вызываемое такими кадрами ощущение спокойствия.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что нельзя сказать – «лучше» ли высокий контраст, чем низкий, или наоборот. Все зависит от конкретного сюжета и конкретной композиции кадра. Например – далеко не всегда следует повышать контраст в кадре, изображающем туманный пейзаж. А если Вы обрабатываете женский портрет – то иногда контрастность приходится специально уменьшать…

Малый контраст фотографии.

Нормальный контраст фотографии. Фотограф: Карпин Антон. 2011.

Сильный контраст фотографии. Фотограф: Карпин Антон. 2011.

Что такое тон изображения?

В данном конкретном материале, тонами будут являться все возможные оттенки серого. От белоснежного до черного. В качестве примера привожу градацию американского фотографа Энсела Истона Адамса, эта таблица создавалась еще во времена расцвета черно-белой фотографии, но актуальна и до сих пор.

0Абсолютно чёрный тон: очень глубокие тени, полное отсутствие деталей.
IСамые тёмные тона, близкие к чёрному: глубокая тень — без деталей, но с признаками фактуры. В цветных фотографиях допустимы искажения цвета.
IIПоявление первых деталей в тенях: складки, переломы, контурные линии и т. д. В цветных фотографиях допустимы искажения цвета.
IIIНе совсем чёрный: умеренно тёмные тона.
IVСредняя по плотности тень при солнечном освещении в ясный день. Загорелые люди, насыщенная по цвету трава, деревья.
VСтандартный серый тон (отражательная способность 18 %). Нормальный загар.
VIСветлая кожа, чистое небо, строения из белого материала.
VIIСветло-серые, пастельные тона; типографский текст на белой бумаге.
VIIIБелый тон с минимумом деталей или фактурой.
IXСовершенно белый тон без деталей, солнечные блики.

Если на фотографии мы видим и очень светлые тона, и рядом – темные – то такую фотографию можно считать весьма контрастной. Если же мы видим, что на изображении присутствуют только светлые, или только темные, или только «средние» тона, то такое изображение называют низкоконтрастным (малоконтрасным).

Насколько контрастной получится фотография, можно проследить, например, с помощью гистограммы, но “в полевых условиях” сделать это бывает затруднительно, проще положиться на собственные субъективные ощущения. Чтобы понимать – о чем речь, сравните две гистограммы (тех кадров, что приведены выше)…

 Гистограмма кадра с высоким контрастом (верхняя), и гистограмма кадра с низким контрастом.
Обратите внимание на правый и левый края гистограммы, как видите “более контрастная” гистограмма гораздо сильнее “притянута” к краям, которые как раз отражают присутствие в кадре наиболее ярких и наиболее темных оттенков. 

Не смотря на то, что в разных случаях хорошо может смотреться более высокий или более низкий контраст, существует еще и понятие “нормального” контраста, который можно считать идеальным для большинства кадров сделанных в условиях нормального освещения.

Именно к этому идеалу приводится фотография, если Вы в Фотошопе выбираете пункт “Автоконтраст” – Фотошоп при этом с одной стороны делает темные тона еще темнее (если черных тонов на фотографии еще практически нет), и высветляет светлые тона – чтобы в фотографии появилось бы было хоть немного белого тона. Это же Вы можете сделать и вручную.

На гистограмме это выглядит так: и справа и слева линия гистограммы подходит к границам, и слегка ее касается, но сильно не прилегает. Примерно так:

Но следует помнить, что “идеальный” контраст не всегда может хорошо смотреться в каждом конкретном сюжете! Если фотография сделана в тумане, или Вы снимаете например в технике высокого ключа, то гистограмма будет совсем иной, и это будет нормально!

Что такое микроконтраст

Микроконтраст определяет – насколько резкими будут переходы между темными и светлыми тонами – в деталях изображения. Изменение микроконтраста воспринимается до некоторой степени также – как и изменение контраста, многое зависит от конкретной фотографии.

Изначально – микроконтраст сильно зависит от качества объектива и матрицы фотоаппарата, если микроконтраст очень мал, фотография может выглядеть “замыленной”, как будто в ней не хватает четкости.

Но как и в случае с обыкновенным контрастом – нелья сказать, что малый микроконтраст однозначно хуже нормального или высокого. Например, гладкая кожа фотомодели имеет довольно низкий микроконтраст, и увеличивать его – не советую.

(Да и нет в любимом нами Фотошопе какого либо инструмента – для изменения микроконтраста, изменить его можно либо увеличивая резкость, либо общий контраст, либо резкость изображения, либо с помощью специального плагина).

 ***

С использованием различных тонов связаны и такие понятия, как «высокий ключ», и «низкий ключ», о которых должен знать каждый уважающий себя фотограф (или даже просто фотолюбитель). И не только знать, но и уметь использовать свои знания на практике.

(с) Карпин Антон, 2012

Источник: http://creazon.ru/urok/ton-i-kontrast-v-fotografii.html

Законный совет
Добавить комментарий