Универсальные десантные корабли типа прибой. Большие десантные корабли российского флота. Данный проект является для нашей страны технологическим вызовом

Проект универсального десантного корабля

Универсальные десантные корабли типа прибой. Большие десантные корабли российского флота. Данный проект является для нашей страны технологическим вызовом
raigapКрыловский государственный научный центр разработал проект универсального десантного корабля «Лавина» на замену вертолетоносцам типа «Мистраль». Об этом РИА Новости сообщил высокопоставленный представитель военно-промышленного комплекса.

«В ЦНИИ имени Крылова разработан альтернативный “Мистралям” проект вертолетоносца “Лавина” водоизмещением 24 тысячи тонн, еще большим, чем французский корабль », — сказал собеседник агентства. Корабль по типу архитектуры будет полутримараном (??? вот названьице-то… почти что “недоперепил”:) ) …

Его дальность плавания составит 5 тысяч миль на скорости 18 узлов, максимальная скорость — 22 узла, экипаж достигнет 320 человек. Корабль сможет перевозить до 500 морских пехотинцев или 50 единиц бронетехники.

По словам источника, проект предусматривает базирование 16 вертолетов, в их числе противолодочные и поисково-спасательные Ка-27, транспортно-боевые Ка-29 и ударные Ка-52К.

Предполагается также иметь на борту шесть десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шесть десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». Корабль будет вооружен артустановками АК-176М и АК-630М-2 «Дуэт» и морскими зенитными комплексами «Панцирь-М».

Ранее отмечалось, что Невское проектно-конструкторское бюро также разработало проект десантного корабля «Прибой» водоизмещением 14 тысяч тонн, который может стать альтернативой французским «Мистралям».

Корабль несет восемь вертолетов на борту и может перевозить до 500 морских пехотинцев или 40-60 единиц бронетехники. В декабре 2014 года источники «Ленты.

ру» в оборонной промышленности заявляли, что новый десантный корабль для ВМФ должен приблизительно соответствовать основным параметрам голландских универсальных десантных кораблей типа «Роттердам» или «Йохан де Витт», выбранных в качестве образца.

Те имеют водоизмещение 14-16 тысяч тонн, перевозят до 500-600 морских пехотинцев и несут на борту шесть вертолетов и набор плавучих десантно-высадочных средств.

Источник – http://military-informant.com/

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ-ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ «ЛАВИНА». В рамках проходящего в Подмосковье военно-технического форума «Армия-2015″ 19 июня 2015 года был презентован проект универсального десантного корабля-вертолетоносца «Лавина».

Крыловский государственный научный центр создал проект универсального десантного корабля-вертолетоносца «Лавина» водоизмещением 24 тыс. тонн в качестве альтернативы французскому Mistral. Будущий корабль по своему архитектурно-конструкторскому типу будет полутримараном с дальностью плавания 5 тыс.

миль при 18 узлах, максимальной скоростью 22 узла, экипажем 320 человек, десантовместимостью 500 человек или 50 бронетранспортеров, отметил он.

Проект предусматривает базирование 16 вертолетов: многоцелевых Ка-27, транспортно-боевых Ка-29 и ударных Ка-52К, а также шести десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шести десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор».

Согласно проекту, корабль будет вооружен артустановками АК-176М и типа «Пальма» и морскими зенитными комплексами «Панцирь-МЕ». Одновременно на форуме «Армия-2015″ была представлена информация по УДК «Прибой». Проект «Прибой» универсального десантного корабля разработан ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро».

Универсальный десантный корабль «Прибой» будет иметь водоизмещение 14 тысяч тонн при осадке 5 метров. Кроме того известно, что для ВМФ России разрабатывается и другой проект перспективного большого десантного корабля «Кашалот».

Руководство ВМФ рассчитывает, что для нужд флота будет построено не менее четырех кораблей данного класса. Эти УДК могут стать альтернативой французским вертолетоносцам. При этом, технические наработки и системы, которые уже имеются на французском корабле, применяться не будут.

Решение о строительстве корабля будет принято после завершения разработки проекта.
ХАРАКТЕРИСТИКИ : Водоизмещение, т 24000 Скорость полного хода, узл. 22 Дальность плавания (на скорости, узл.), миль 5000 (18) Экипаж, чел. 320.

ВООРУЖЕНИЕ : 1 х 1 76-мм универсальная артустановка АК-176М 2 х ЗРАК «Панцирь-МЕ» 4 х 2 х 6 30-мм ЗАК «Пальма» Вертолеты типа Ка-27, Ка-29 и Ка-52К 16 Десантные катера проекта 11770 «Серна» или десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор» 6 Десантовместимость: — десант, чел. 500 — бронетранспортеров 50.

Источник – http://bastion-karpenko.ru/

?

|

raigapОпытная авиационная четырёхствольная пушка с вращающимся блоком стволов , стреляющая 70-мм ракетными снарядами с темпом 4000 выстрелов в минуту. США, начало 1950-х. Были попытки приспособить это изделие в качестве зенитного …

38-мм трёхствольная пушка с вращающимся блоком стволов. Та же страна, то же время, та же концепция.

Источник – http://mpopenker.livejournal.com/

Источник: https://raigap.livejournal.com/377136.html

Самое интересное в истории Российского флота

Универсальные десантные корабли типа прибой. Большие десантные корабли российского флота. Данный проект является для нашей страны технологическим вызовом
Большой десантный корабль «Иван Грен»

20 июня 2018 года в состав Северного флота вошел большой десантный корабль (БДК) проекта 11711 «Иван Грен». Он назван в честь вице-адмирала И.И. Грена — известного отечественного специалиста в области морской артиллерии.

Корабль может брать на борт до 300 морских пехотинцев или 13 танков и высаживать их на расстоянии до 3,5 тысяч морских миль. В постройке находятся еще три корабля этой серии.

Они значительно расширят возможности Российского флота по защите национальных интересов страны на просторах Мирового океана.

В настоящее время почти две трети промышленных предприятий и более половины населения земли сосредоточены на расстоянии не более 50 км от побережья морей и океанов.

В связи с этим, в последнее десятилетие отмечено повышенное внимание мировых держав к созданию универсальных десантных кораблей, которые позволяют решать гораздо более сложные задачи в условиях региональных конфликтов и гуманитарных операций.

Немного истории

О необходимости таких судов убедительно свидетельствует исторический опыт. Еще в древние времена возникла необходимость быстро перебрасывать морем целые армии, а затем и снабжать их. Тогда и появились первые корабли, способные перевозить сотни солдат со всем снаряжением.

Вплоть до первой мировой войны для высадки морских десантов использовались обычные суда с малой осадкой.

(О том, как высаживали десанты во время Гражданской войны читайте здесь, а во время Великой отечественной войны — смотрите статью «Николаевский десант – беспримерное мужество и стойкость».)

Первые успешные попытки создания специализированного десантного корабля были предприняты в 1915 году в Англии.

Русские конструкторы всего за пару месяцев создали проект самоходной баржи водоизмещением 255 тонн, которая могла взять на борт до 800 десантников или до 14 легких танков.

Скорость баржи составляла всего 5,5 узла и обеспечивалась двумя дизелями шведской фирмы «Болиндер», что и определило название проекта. Строительство барж началось в середине 1916 года.

В 1941 году болиндеры использовали при высадке десанта у Южной-Озерейки, правда тогда их надо было тащить на буксире.

Под губительным огнем противника на баржах горела техника, взрывались боеприпасы, гибли люди, но основная часть танков и личного состава первого броска десанта была высажена.

Существенное улучшение характеристик десантных судов было достигнуто при постройке серии для планировавшейся в годы Первой мировой войны десантной операции на Босфор. За основу была взята шхуна купца Эльпидифора, поэтому проект получил название «Эльпидифор».

Канлодка типа «Эльпидифор»

Новые десантные баржи имели водоизмещение около 1000 тонн, усиленный корпус и порты для выгрузки техники. Баржи были электрифицированы, вооружены артиллерией и средствами радиосвязи.

Они могли принять на борт до 1000 бойцов с личным оружием и четыре 152-мм орудия или шесть легких танков. Единственным их недостатком была небольшая скорость — всего 10 узлов. К началу Великой Отечественной войны «Эльпидифоры» были переоборудованы в канонерские лодки.

Но во всех крупных десантных операциях этой войны они использовались как десантные корабли.

В годы войны была построена довольно большая серия десантных ботов (ДМБ — десантный морской бот). При водоизмещении 20 т ДМБ принимал до 100 десантников. Всего было построено более 160 таких судов.

В Керченско-Эльтигенской десантной операции они стали одним из основных высадочных средств.

Несмотря на большие потери этих судов во время шторма, флоту удалось высадить десант, оттянувший на себя значительные силы противника.

Послевоенный период

По окончании Второй мировой войны Советский Союз приступил к ускоренному обновлению Военно-Морского Флота, прежде всего за счет создания носителей артиллерийского и торпедного оружия.

Строительство десантных кораблей в то время не предусматривалось, хотя флоту по-прежнему ставилась задача обеспечить перенос боевых действий наших войск на территорию противника.

Но уже к середине 50-х годов ситуация полностью изменилась.

США окружили Советский Союз системой военно-морских баз. В американском и британском флотах значительно увеличилось как количество, так и номенклатура десантных кораблей. Появились специализированные танко-десантные и пехотно-десантные корабли, корабли огневой поддержки и десантные транспорты. Угроза нападения на нашу страну с моря резко возросла.

Средний десантный корабль
Проекта 188

В СССР серийное строительство десантных кораблей началось во второй половине 50-х годов. Начинали с разработки самоходного плашкоута с носовой аппарелью, а первым отечественным кораблем такого класса стал средний десантный корабль (СДК) проекта 188.

Он обеспечивал десантирование на необорудованный берег пяти средних танков и 350 человек морской пехоты. В 1957-1963 годах по этому проекту было построено 18 кораблей. Они очень нужны были во время войны.

Их участие в боевых действиях позволило бы значительно повысить эффективность десантных операций, смотрите, например, статью о Ленинградских десантах.

В начале 60-х годов у нас началось создание ракетно-ядерного флота, способного осуществлять крупномасштабные десантные операции в удаленных районах планеты. Были воссозданы части морской пехоты, началась отработка морских десантных операций.

Вскоре десантные корабли стали включать в состав отрядов, уходивших на боевую службу.

В связи с этим они должны были обладать хорошими мореходными качествами и достаточной скоростью, а также обеспечить нормальные условия жизни для морских пехотинцев.

Большие десантные корабли

БДК «Воронежский комсомолец»
Проект 1171

В 1963 году начались работы по созданию больших десантных кораблей (БДК) типа «Воронежский комсомолец» проекта 1171 «Тапир». В 1964-1975 годах в ГДР и Польше по этому проекту построили 14 судов четырех модификаций.

БДК проекта 1171 мог взять на борт почти полный батальон морской пехоты со штатной техникой и перебрасывать его на расстояние не менее 2000 миль. Это был уже принципиально новый корабль океанской зоны.

«Тапиры» длительное время составляли ядро десантных сил отечественного флота, прекрасно зарекомендовав себя во время боевых служб и учений.

Новой разработкой в этой области стал БДК проекта 775. Он имел более мощное вооружение и мог принимать на борт 10 средних танков и 340 десантников. В период с 1974 года по 1985 год было построено 28 кораблей этого проекта.

За время службы эти корабли принимали участие в самых различных операциях: в 1986 году эвакуировали советских граждан из Йемена, в 1991 году из Эфиопии, а в августе 1999 года доставили российский контингент миротворческих сил в Югославию.

12 августа 2008 года два БДК «Ямал» и «Саратов» высадили российский десант в грузинском порту Поти.

К этому времени в западных странах вступила в силу новая концепция проведения десантных операций — «высадка десанта через горизонт». По ней, большой десантный корабль подходил к месту высадки, но оставался вне зоны действия оружия неприятеля.

Высадка осуществлялась с помощью вертолетов и катеров, которые находились на десантном корабле.

В ответ на эту концепцию в 1968 году у нас было принято решение о создании универсального десантного корабля океанской зоны с сильным вооружением, повышенной скоростью и живучестью.

БДК «Иван Рогов» пр. 1174

Проекту присвоили номер 1174 «Носорог». Головной корабль этого типа сдан ВМФ в 1978 году и назван «Иван Рогов» в честь видного флотского политработника.

Он мог нести до 500 десантников со штатной техникой или до 50 плавающих танков ПТ-76, а также оказывать мощную артиллерийскую поддержку первому броску десанта.

В то время он не имел зарубежных аналогов, поскольку мог высаживать десант непосредственно на берег или вертолётами и катерами на воздушной подушке, находясь на значительном расстоянии от места высадки. До конца 1989 года флот получил три таких корабля.

Малые десантные корабли на воздушной подушке

Успех любого десанта зависит от внезапности и стремительности высадки личного состава и техники. Для обеспечения этих важнейших факторов в Советском Союзе разрабатывали малые десантные корабли на подводных крыльях, на воздушной подушке, катамараны и даже экранопланы.

Однако до серийной постройки дошли только корабли на воздушной подушке, а наиболее успешным среди них был проект 12321 «Джейран». В период с 1970 по 1985 год флот получил 20 таких кораблей.

Каждый из них мог развивать скорость до 50 узлов и принимать на борт два средних танка или 200 человек десанта.

Малый десантный корабль «Зубр»

В конце 70-х потребовались более мощные десантные корабли, способные совершать дальние переходы в составе эскадр. Новый малый десантный корабль на воздушной подушке проект 12322 «Зубр» обладал уникальными качествами.

Он развивал скорость до 60 узлов и мог брать на борт до 500 десантников или боевую технику весом до 150 тонн, а также оказывать десанту мощную огневую поддержку.

Головной корабль этого класса вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 году, в начале 90-х годов их было уже восемь, а в настоящее время осталось только два.

Перспективы

Эпопея с поставками в Россию двух десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» вызвала интерес к отечественным разработкам в этой области.

Невское проектно-конструкторское бюро создало проект универсального десантного корабля (УДК) «Прибой», который станет достойной заменой «Мистралям».

Данный корабль сможет развивать скорость до 20 узлов и принимать на борт до 60 единиц техники и до 500 десантников. Для их высадки предназначены 8 вертолетов и четыре десантных катера.

Противовоздушная оборона корабля будет построена на базе зенитного ракетного комплекса «Панцирь-М», а его авиагруппа может быть усилена новым самолетом вертикального взлета и посадки, разработка которого уже началась. Создание первых двух таких УДК вошло в программу вооружений на 2018−2025 годы.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Юхнин А. «С моря на сушу». Еженедельник «Независимое военное обозрение» № 39 2015 г.
  • Юферев С. Большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен» и его возможности. Сетевое издание «Военное обозрение». 10.01.2018 г.

Источник: https://korvet2.ru/desnt-korabl.html

На замену «Мистралям»: к 2030 году Россия получит три авианесущих корабля

Универсальные десантные корабли типа прибой. Большие десантные корабли российского флота. Данный проект является для нашей страны технологическим вызовом

ВМФ России получит отечественную замену французским «Мистралям». К 2025 году планируется закончить строительство двух универсальных десантных кораблей типа «Прибой». А к 2030 году у России должен появиться новый авианосец «Шторм» с атомной энергетической установкой. Сможет ли отечественная экономика и промышленность удовлетворить потребности флота, разбирался RT.

Проходящий в Санкт-Петербурге Международный военно-морской салон стал источником важнейших новостей в отечественной кораблестроительной отрасли. Представитель командования ВМФ России анонсировал планы по строительству двух вертолётоносцев и одного авианосца.

На замену «Мистралям»

С 2015 года в России не утихают дискуссии по поводу необходимости замены французских вертолётоносцев типа «Мистраль», которые Париж отказался отдавать Москве под предлогом «агрессивной политики Кремля». В результате два корабля-дока без вооружений и вертолётов были переданы Египту.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что сохранявшаяся два года интрига разрешилась. Заместитель командующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук подтвердил, что строительство двух УДК «Прибой» вошло в государственную программу вооружения (ГПВ) на 2018—2025 годы.

  • Макет десантного корабля «Прибой»
  • РИА Новости
  • © Александр Вильф

25 мая 2017 года заместитель министра обороны Юрий Борисов рассказал журналистам, что в ГПВ до 2025 года (которая пока находится в стадии обсуждения) были включены два вертолётоносца. При этом он не уточнил, о каком проекте идёт речь.

28 июня в интервью ТАСС вице-президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Пономарёв сообщил, что корабли типа «Прибой» будут возводиться на мощностях двух петербургских предприятий — «Северная верфь» и «Балтийский завод», а также на «Севмаше» (Архангельская область).

«Прибой» впервые был представлен на международном форуме «Армия-2015». В Минобороны РФ заявили, что проект может стать альтернативой французским кораблям. «На «Прибое» всё будет отечественным: и десантно-высадочные средства, и авиакрыло, и оружейные системы», — говорилось в сообщении ведомства. 

Также по теме

​ВМФ: В России завершается формирование облика корабля, аналогичного «Мистралям»

Проектирование большого десантного корабля, аналогичного по возможностям «Мистралям», находится на завершающей стадии, заявил…

Водоизмещение УДК составит 14 тыс. тонн при осадке 5 метров. Предельная скорость корабля  — 20 узлов (крейсерская — 15-16 узлов), дальность плавания — 6 тыс. морских миль (11 тыс. км), автономность похода — 60 суток. Держать противовоздушную оборону «Прибоя» будет зенитный комплекс морского базирования «Панцирь-М».

На палубе «Прибоя» будут размещены до 8 противолодочных и десантно-высадочных вертолётов Ка-27 и Ка-52K. Также универсальный корабль сможет нести на борту четыре десантных катера проекта 11770М «Серна» и два десантных катера «Мурена» проекта 12061М.

Предполагается, что «Прибой» будет вмещать около 500 десантников и до 60 единиц различной военной техники, включая 20—30 танков. Автором проекта является Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ).  

Возросшая потребность

«Прибой», как и любой другой современный универсальный десантный корабль, будет выполнять самый широкий спектр задач. В условиях современной войны УДК является незаменимым морским транспортом, кораблём управления и средством патрулирования дальней морской и океанской зоны.

Появление двух «Прибоев» значительно усилит экспедиционные возможности ВМФ России. Потребность в дальних боевых походах объективно выросла в связи с началом сирийской операции и созданием новых баз на Дальнем Востоке.

Отечественные УДК должны стать полноценной альтернативой французским вертолётоносцам «Севастополь» и «Владивосток», которые Россия так и не получила от Франции. Между тем в экспертной среде бытует мнение, что двух кораблей подобно класса всё же недостаточно.

  • Корабль-вертолётоносец «Мистраль»
  • © Yannick Le Bris / Wikimedia Commons

В середине июня 2015 года начальник департамента Гособоронзаказа ОСК Анатолий Шлемов заявил, что России необходимы 6—8 вертолётоносцев. Два года назад Минобороны оценило потребности ВМФ как минимум в четыре «Прибоя», правда, в ведомстве не указали сроки их строительства.

На данный момент известно, что до 2025 года ВМФ получит два УДК. Реализация проекта «Прибой» будет сложной задачей для российских корабелов, которые никогда не строили суда подобного класса. (В советские годы все авианесущие корабли строились на Черноморском заводе в украинском Николаеве. — RT).

Однако российские верфи получили большой опыт, работая в кооперации с французской корпорацией Chantiers de l’Atlantique, которая строила для ВМФ «Мистрали». Отечественные предприятия выполняли часть сборочных работ, а инженеры имели возможность наблюдать за строительством кораблей на верфях Франции.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в беседе с RT предположил, что на строительство двух «Прибоев» уйдёт не менее 5 лет. Стоимость контракта с ОСК, по его мнению, составит примерно $1 млрд (без учёта вертолетной техники и вооружений).

В целом затраты на отечественные УДК будут сопоставимы с деньгами, которые были выплачены Chantiers de l’Atlantique. Напомним, что французская корпорация получила от Минобороны РФ $1,2 млрд. Вооружение, вертолёты и часть оборудования производились на российских предприятиях — это было одним из ключевых условий контракта.

Чистый авианосец

Помимо вертолётоносцев, обеспечить прочное присутствие ВМФ в акватории Мирового океана призван многоцелевой авианосец проекта 23000 «Шторм». Впервые данный проект был продемонстрирован в закрытом режиме в июле 2013 года. Его разработчиком является Крыловский государственный научно-исследовательский центр (КГНЦ).

В настоящее время Россия обладает одним авианосцем — «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5), который был спущен на воду в 1987 году. Однако корабль относится к классу авианесущих крейсеров и не является чистым авианосцем.

Для сравнения: на палубе «Шторма» могут размещаться 80—90 единиц авиатехники, а на палубе «Адмирала Кузнецова» — не более 52 самолётов и вертолётов.

«Шторм» будет значительно превосходить  по габаритам авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Водоизмещение корабля составит 90—100 тыс. тонн (против 50—60 тыс. тонн), длина — 330 м (против 270 м), ширина по ватерлинии — 40 м (против 33 м).

Важной особенностью «Шторма» станет атомная энергетическая установка, которая предоставляет судну практически неограниченную автономность передвижения.

  • Крейсер «Адмирал Кузнецов» во время прохода авианосной группы Северного флота России
  • РИА Новости

На «Кузнецове» силовая установка работает на мазуте. С одной стороны, она повышает выживаемость корабля, с другой — негативно влияет на скорость и дальность хода.

Также по теме

«Мы можем построить всё»: нужны ли российскому флоту новые авианосцы

После завершения первого боевого похода крейсера «Адмирал Кузнецов» в России активно обсуждается необходимость появления в составе ВМФ…

На проходящем в Петербурге военно-морском салоне замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство авианосца планируется подписать к концу 2025 года. При этом он не назвал верфи, которые будут участвовать в реализации проекта.

По информации зарубежных СМИ, командование ВМФ России в перспективе рассчитывает получить как минимум два «Шторма». Строительство головного крейсера обойдётся в $6,2 млрд (без учёта авиации и вооружений), второй корабль будет стоить дешевле.

Грандиозная задача

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский обратил внимание, что появление трёх авианесущих кораблей в составе ВМФ потребует строительства боевых кораблей первого и второго ранга (водоизмещением свыше 3 и 4 тыс. тонн).

Эксперт полагает, что сопровождать вертолётоносцы и авианосцы в походах, вероятно, будут эсминцы проекта 23560 «Лидер».

«Для сопровождения одного авианесущего корабля требуется 4-5 фрегатов или корветов и одна подводная лодка. «Лидер» бы эти задачи однозначно решил, но войдёт ли этот проект в ГПВ до 2025 года, пока неясно», — констатировал Мураховский.

Вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что проект эскадренных миноносцев будет разрабатываться на Северном проектно-конструкторское бюро (Петербург). Однако сроки начала производства заместитель командующего ВМФ России не сообщил.

  • Крейсер «Адмирал Кузнецов»
  • РИА Новости

В свою очередь, Виктор Мураховский надеется, что в перспективе ВМФ России обретёт порядка четырёх УДК типа «Прибой», как планировало Минобороны в 2015 году: «Вертолётоносцы важны для РФ в первую очередь для снабжения всем необходимым эксклавов и отдалённых баз. Поэтому нам понадобятся два корабля в Тихом океане и один — на Балтике. И ещё один УДК должен дежурить в Чёрном или Средиземном море».

«Реализация подобных проектов потребует масштабных расходов. Нельзя сбрасывать со счетов стоимость авиакрыла, оборудования, материальные и временные затраты на подготовку лётчиков и моряков. Это грандиозная задача в текущих условиях. Наверное, мы справимся, но делать далеко идущих выводов сегодня я бы не стал», — резюмировал Мураховский.

Источник: https://russian.rt.com/russia/article/404063-avianosetz-shtorm-priboi

Перспективные морские

Универсальные десантные корабли типа прибой. Большие десантные корабли российского флота. Данный проект является для нашей страны технологическим вызовом

В Калининграде на судостроительном заводе “Янтарь” (ПСЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) были заложены два больших десантных корабля (БДК) проекта 11711 типа “Иван Грен”. По планам Минобороны, “Владимир Андреев” и “Василий Трушин” — такие им дали названия — должны войти в состав Военно-морского флота (ВМФ) РФ до 2025 года.

Пока отечественный флот пополнил единственный БДК этого проекта — “Иван Грен”, к передаче готовится однотипный — “Петр Моргунов”. Вошедший в состав Северного флота в июне 2018-го “Иван Грен” стал первым десантным кораблем, спроектированным и построенным в новейшей истории России.

Работа над ним велась более 20 лет из-за многочисленных переделок по требованию ВМФ. Он также стал первым в составе нашего флота полноценным боевым кораблем, способным осуществлять весь спектр десантных операций на море.

Среди них не только высадка и перевозки десанта, боевой техники и оборудования, а также использование их в качестве флагманских кораблей, для эвакуации и для участия в гуманитарных миссиях.

Долгая дорога на флот

Наш флот к началу 2000-х годов располагал примерно 20 большими десантными кораблями проектов 775 (строились в Польше в 1974–1991 годы) и 1171 (шифр “Тапир”, строились в Калининграде в 1966–1975 годах).

Количество БДК с момента распада Советского Союза сократилось примерно вдвое, средний возраст оставшихся превышал 20 лет, самый старый — “Саратов” — вошел в состав флота в 1966 году. Около половины БДК к тому же находились в ремонте или на консервации.

Корабли польской постройки испытывали проблемы с запчастями и ремонтом. Также из состава флота была исключена подавляющая часть средних и малых десантных кораблей — вследствие их полного износа.

В этой связи командование ВМФ рассматривало строительство БДК нового поколения как одну из приоритетных задач.

Проект 11711 был разработан Невским проектно-конструкторским бюро (Невское ПКБ) в Санкт-Петербурге в 1990–2000-х годах и является развитием проекта 1171 “Тапир”. Корабль позволяет решать вопросы переброски значительных объемов боевой техники и войск.

Экс-глава Невского ПКБ Сергей Власов рассказывал ТАСС, что первоначально техническое задание было выдано на корабль, который ходил бы по внутренним водным путям — рекам и каналам.

В дальнейшем проектантам пришлось переделывать его в морской корабль — изменять высоту надстройки, вносить ряд других изменений.

Его немного увеличили, расширили танковый трюм, чтобы вошло больше техники и она вставала в два ряда. Расширение танкового трюма привело к сокращению объемов для иных помещений корабля

Сергей Власов

экс-глава Невского ПКБ

По сравнению с проектом 1171 был расширен танковый трюм, чтобы техника могла вставать в два ряда; часть жилых помещений и медицинский блок разместили над верхней палубой. Технические требования неоднократно дополнялись в течение более чем 13 лет строительства головного корабля. Вносимые правки касались в том числе номенклатуры вооружения и оснащения.

Большой десантный корабль проекта 11711 типа “Иван Грен” на территории Прибалтийского судостроительного завода “Янтарь” в Калининграде

© Виталий Невар/ТАСС

Корабли этого проекта строили на мощностях Прибалтийского судостроительного завода “Янтарь” в Калининграде. “Иван Грен” стал одним из самых известных “долгостроев” российского ВМФ.

Проектировать его начали еще в прошлом столетии, а заложили лишь 23 декабря 2004 года. В 2010-м строительство приостанавливалось из-за отсутствия финансирования и продолжилось в 2014-м.

Спуск на воду состоялся 18 мая 2012 года.

“На протяжении всех этих лет заказчик неоднократно менял технические требования к кораблю”, — рассказывал в интервью ТАСС в апреле 2018 года генеральный директор ПСЗ “Янтарь” Эдуард Ефимов.

Свой отпечаток на создание “Ивана Грена” наложил и тот факт, что проект создавался в 1990-е годы. Именно поэтому при его строительстве в последние два года возникло очень много конструкторских вопросов. Пришлось вносить некоторые поправки в проект, но сейчас, на мой взгляд, все правильные решения найдены

Эдуард Ефимов

генеральный директор ПСЗ “Янтарь”

“В сравнении с проектами, созданными в советское время, с кораблями, которые сейчас дослуживают свой срок, он сделал шаг вперед по вместимости десанта и техники. Он оснащен современной радиотехникой, системами вооружения”, — говорил Ефимов.

Генеральный директор ПСЗ “Янтарь” Эдуард Ефимов

© Виталий Невар/ТАСС

Корабль был назван в честь советского вице-адмирала Ивана Грена, ученого в области морской артиллерии. Государственные испытания начались в ноябре 2017-го и несколько раз прерывались для устранения выявленных технических проблем. Передали флоту 20 июня 2018 года.

Закладка второго “десантника” состоялась 11 июня 2015-го. На воду “Петр Моргунов” был спущен через три года, ввод в строй ожидается в этом году.

Корабль назван в честь советского генерал-лейтенанта береговой службы Петра Моргунова, первого в СССР кавалера ордена Нахимова I степени.

Разработчики отмечали, что в проекте были учтены все необходимые изменения, выявленные в процессе постройки первого корабля.

Первоначально государственная программа вооружений предусматривала строительство шести кораблей проекта 11711.

В 2015 году появилась информация, что ВМФ сократит число запланированных к постройке кораблей этого проекта до двух.

Говорилось, что эта серия продолжена не будет, однако в конце декабря 2018 года президент ОСК Алексей Рахманов заявил, что ВМФ получит еще два или три корабля такого класса по доработанному проекту.

Спуск на воду большого десантного корабля проекта 11711 типа “Петр Моргунов” в Калининграде

© Виталий Невар/ТАСС

9 апреля 2019-го министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что два БДК этого проекта все-таки будут заложены.

15 апреля стало известно, что корабли назовут в честь Владимира Андреева (советский адмирал, командовал десантной операцией по захвату Южного Сахалина и Курильских островов в 1945 году) и Василия Трушина (генерал-майор, Герой Советского Союза, проявивший мужество и героизм в боях с японскими войсками в 1945-м).

В некоторых СМИ писали, что толчком к строительству БДК проекта 11711 послужил отказ Франции от передачи российскому флоту двух десантных кораблей типа “Мистраль”.

В конце прошлого года главком ВМФ Владимир Королев отмечал, что главное командование флота рассматривает вопрос продолжения строительства больших десантных кораблей проекта 11711 с учетом анализа эксплуатации головного корабля этого проекта “Иван Грен” и улучшения характеристик кораблей этой серии.

Возможности “десантников”

“Петр Моргунов” строится с учетом решения технических проблем, возникавших на головном корабле.

В частности, российское сетевое издание FlotProm со ссылкой на отраслевой источник и пресс-службу “Янтаря” сообщало, что правый и левый дизельные двигатели “Петра” поменяют местами, что позволит изменить характер вращения винтов и устранить проблему с управляемостью при движении задним ходом. СМИ сообщали, что в случае успешных испытаний на нем аналогичная перестановка двигателей будет проведена и на головном корабле.

Большой десантный корабль проекта 11711 типа “Петр Моргунов”

Корабли проекта 11711 обладают полным водоизмещением около 5000 т и являются самыми крупными надводными кораблями, построенными в новейшее время. Для сравнения: водоизмещение предыдущего проекта 1171 составляет 4300 т, а самых многочисленных кораблей этого класса в ВМФ (проект 775) — 4400 т.

Длина — 120 м, ширина — 16,5 м, осадка — 3,6 м. Скорость полного хода — до 18 узлов (около 33,3 км/ч). Дальность плавания — 3500 морских миль (около 6400 км) на скорости 16 узлов (порядка 29 км/ч), автономность плавания — 30 суток. Экипаж — 100 человек.

Продолжение

Одна из главных “изюминок” кораблей проекта 11711 — неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Из распахнутых носовых створок на воду могут выталкиваться инженерные понтоны, которые формируют мост на берег.

Через них производится высадка десанта, после чего используется для переправы тяжелой техники. Это позволяет сохранять дистанцию между БДК и берегом, снижая риск сесть на мель.

По некоторым данным, высадка десанта возможна при волнении моря до четырех баллов.

Вместимость корабля — 13 танков или 36 бронетранспортеров, до 300 десантников, до 30 грузовых автомобилей. Возможности позволяют перевозить до 1500 т грузов в стандартных 20-футовых морских контейнерах.

Погрузка техники может выполняться двумя способами: по аппарели (при этом техника движется своим ходом) либо с помощью палубного крана (грузоподъемность 16 т) через грузовой люк в верхней палубе.

Боевая техника перевозится на так называемой танковой палубе БДК.

Большой десантный корабль проекта 11711 типа “Петр Моргунов”

© Виталий Невар/ТАСС

энергетическая установка — два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА-3700 с дизелями 10Д49 мощностью 5,2 тыс. л.с. каждый производства ОАО “Коломенский завод” (Московская область).

Вооружение — две шестиствольные артиллерийские установки АК-630М калибра 30 мм, сдвоенная артиллерийская установка АК-630М-2 “Дуэт” с радиолокационной системой управления огнем “Ласка”.

Двухавтоматная 30-миллиметровая автоматическая артиллерийская установка, которая обеспечивает огромную скорострельность — до 10 000 выстрелов в минуту.

Основное ее предназначение — обеспечение противоракетной обороны кораблей ВМФ в ближней зоне.

Также может решать задачи по поражению самолетов, вертолетов и беспилотников, малоразмерных надводных и береговых целей. Эффективная дальность стрельбы составляет 4000 м.

Продолжение

Помимо скорострельного артиллерийского вооружения на борту имеются два крупнокалиберных пулемета “Жало” калибра 14,5 мм, которые предназначены для борьбы с воздушными, надводными и береговыми легкобронированными целями на дальности до 2000 м и 1500 м по высоте. Также БДК имеет комплекс выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 “Просвет-М”, который защищает корабль от ракет противника.

Транспортно-боевой вертолет Ка-29 во время испытаний российского большого десантного корабля “Иван Грен” в акватории Балтийского моря

© Виталий Невар/ТАСС

При строительстве “Иван Грена” были использованы современные технологии, направленные на снижение заметности за счет использования различных технических решений и материалов. Помимо этого было уделено повышенное внимание условиям размещения экипажа корабля и десантников: появились тренажерный зал и более комфортабельные каюты.

Предусмотрено базирование на БДК и двух корабельных транспортно-боевых вертолетов Ка-29 или поисково-спасательных вертолетов Ка-27. В случае необходимости на его борту сможет разместиться и новейший морской ударный вертолет Ка-52К “Катран”.

Потенциал “десантника”

На базе проекта 11711 может быть создан десантный корабль водоизмещением, в несколько раз превышающим водоизмещение БДК класса “Иван Грен” (сейчас 5000 т).

“Есть возможность увеличить его водоизмещение до 7, 8, 9 и даже до 14 000 т”, — говорил гендиректор ПСЗ Ефимов.

Он также напомнил, что Невское ПКБ в инициативном порядке разрабатывает проект десантного корабля на базе “Ивана Грена”, который по сравнению с предшественником будет иметь большее водоизмещение, длину и ширину, станет более вместительным.

Большой десантный корабль проекта 11711 типа “Иван Грен”

© Виталий Невар/ТАСС

Кстати, на базе “Грена” к 2024 году должен быть создан и первый экспедиционный корабль. “Нас торопят, мы хотим закончить все в 2024 году. Но это такая тяжелая история, потому что его придется перепроектировать”, — сказал президент ОСК Алексей Рахманов, отметив, что речь идет именно о постройке на базе “Ивана Грена”.

По словам главкома ВМФ, именно подобные БДК в будущем составят основу океанских группировок нашего флота, а в ближней зоне основные функции будут выполнять корветы и малые ракетные корабли.

“В перспективе основу группировок кораблей в океанской зоне составят фрегаты и большие десантные корабли, обладающие повышенными боевыми возможностями по ударному и оборонительному потенциалу”, — отмечал он.

Ведь за последнее время роль морских десантных операций только увеличивается. Морской пехоте на флоте отведена особая роль. Это один из самых боеспособных инструментов, способных быстро и эффективно решать задачи тактического плана.

А боевая оснащенность подразделений потребовала увеличения транспортных возможностей. Поэтому флоту нужны корабли, которые не только стали бы средством доставки военных (десанта), но и выполняли бы функции мобильной военно-технической базы.

БДК проекта 1171 в полной мере должны ответить всем этим требованиям.

Роман Азанов

В материале использованы данные “ТАСС-Досье”

Источник: https://tass.ru/armiya-i-opk/6363281

Законный совет
Добавить комментарий