Управленческие проблемы примеры. Управленческие проблемы и их решение. Основные цели разбора управленческих ситуаций: а зачем вообще что-либо разбирать

Управленческие проблемы и их решение (стр. 1 из 2)

Управленческие проблемы примеры. Управленческие проблемы и их решение. Основные цели разбора управленческих ситуаций: а зачем вообще что-либо разбирать

Реферат

“Управленческие проблемы и их решение”

Управленческие проблемы и их решение

Управленческая проблема представляет собой сложный вопрос, задачу, требующую своего уяснения, изучения, оценки и решения.

Проблемы всегда имеют определенное содержание, возникают в свое время и на своем месте, вокруг них всегда есть круг лиц или организаций, их порождающих, однако предприятие не останавливается из-за этого в развитии.

Меняется соотношение его внутренних переменных, изменяется внешнее окружение, и в результате, естественно, возникают сложные вопросы, которые необходимо решать. Здесь имеется причинно-следственная связь.

Например, изменились ставки налогов, устарела технология и т.д.

Чтобы уяснить причины возникновения проблем, необходим причинно-следственный анализ. В ходе его проведения можно обнаружить истинные причины, отсеять побочные, неглавные, сопутствующие, уяснить, глубоко изучить и оценить ситуацию. Тем самым будет подготовлена предпосылка к принятию необходимого решения.

Управленческие проблемы классифицируется по следующим признакам:

степень важности и срочности. Как правило, самые важные проблемы являются и наиболее срочными;

масштабы последствий в случаях принятия или непринятия решений и численность организаций и лиц, которых затрагивают данные проблемы;

возможность решения проблемы с наименьшими затратами и в оптимальные сроки;

степень риска, связанного с решением данной проблемы, и возможность возникновения новых проблем на этой основе;

степень структуризации и формализации, возможность выражать проблему в количественных и качественных показателях и т.д.

Кроме того, проблемы могут различаться по способам их разработки:

1) безальтернативный, когда путь решения проблем только один, других вариантов решения нет;

2) бинарный и многовариантный, когда проблему можно решить двумя и более способами;

3) в случаях, когда ни один из способов не может дать положительного ответа на вопрос, как разрешить проблему, применяют комбинационный способ. Он заключается в том, что проводится комбинирование отдельных частей и способов решения проблем, не противоречащих друг другу. В целом это основа для последующего поэтапного решения проблемы.

Отдельно рассматривается вопрос о сроках решения проблем.

Виды проблем рассматриваются по следующим критериям:

стратегические, направленные на формирование базы стратегических данных, их уяснение, изучение, оценку и практическое использование;

тактические, разрешение которых происходит в более короткие сроки, чем стратегические;

долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, текущие;

по уровням руководства – высшего, среднего и низового звеньев управления.

Каждый менеджер в любой организации или на предприятии с первых шагов в своей деятельности сразу же встречается с массой проблем. Они могут быть маленькими и большими, разрешимыми или неразрешимыми, крайне опасными или не очень. Причина их возникновения кроется в самой работе людей.

Управленческие проблемы возникают вследствие нежелательных явлений внутреннего или внешнего свойства, получения результатов работы, отличающегося от запланированного, ошибочных действий руководства и рядовых исполнителей.

К основным причинам возникновения управленческих проблем следует отнести:

изначально ошибочные цели организации, способы и сроки их достижения;

неверные принципы и методы деятельности работников;

ошибочные критерии оценки возможностей предприятия и сотрудников;

умышленные нарушения в технике, технологии, финансах, поставках и т.д.;

изменения в политике и экономике государства;

природные катаклизмы и стихийные бедствия (пожар, наводнение и др.).

Решение проблем

Решение – это волевое воздействие человека на объект управления для разрешения проблемы, выбор альтернативы для достижения поставленной цели.Виды решений, как правило, совпадают с видами проблем. Если проблема носит стратегический характер, то и решение должно быть стратегическим, если проблема текущая, краткосрочная, то и решение должно быть аналогичным.

Решение стратегических проблем относится к разряду инициативных, идущих от высшего руководства к исполнителям низших звеньев управления.

В этом случае высшее руководство берет на себя инициативу и ответственность за принятые решения стратегического характера.

Примером может служить направление инвестиций (капиталовложений) на перспективное развитие производства нового вида изделий, решение о расширении производства или, напротив, о свертывании дел и т.д.

Решение тактических проблем – это дело средних звеньев руководства; на основе предписаний “сверху” они планируют решения проблем в среднесрочных планах и выполняют краткосрочные задачи. Низовые звенья управления решают проблемы исходя из устных распоряжений, указаний или письменных приказов.

Текущие проблемы каждодневного характера, так называемая рутинная работа, занимают основное время низовых звеньев управления. От решения данных проблем среднее звено руководства и особенно высшие руководители по возможности должны быть освобождены.

Решение проблем классифицируется по ряду признаков: степень обязательности исполнения; функциональное назначение; способ принятия; сфера реализации.

По степени обязательности решения могут быть: директивными – они принимаются высшим руководством и обязательны к исполнению для нижестоящих управленческих структур.

Рекомендательные решения разрабатываются совещательными органами. Их исполнение желательно, но не обязательно.

Ориентирующие решения принимаются руководством для координации работы нижестоящих управленческих структур, которые действуют автономно.

По функциональному назначению выделяют организационные, координирующие, регулирующие, активизирующие и контролирующие ход выполнения решения. Например, предписывающие способ действия и методы решения проблем; распределяющие работу между исполнителями, по проведению контроля, проверок, подготовке нормативных документов и др.

По способу принятия выделяются решения выборочные и систематические. К первым относятся решения одного или нескольких вопросов данной проблемы, ко вторым – решения, охватывающие проблему целиком во всей ее многосложности и взаимосвязи.

По сфере реализации решения связаны с той областью деятельности, которой порождена проблема и от решения которой зависит Дальнейший ход дела в данной сфере. Это может быть производство, финансы, сбыт, поставки, кадры, НИОКР и т.д.

Решения классифицируются также на принятые единолично или коллективно, на общие и специальные, на запрограммированные и незапрограммированные, на закрытые и для общего пользования и т.д.

Принятие решений всегда сопряжено с определенной степенью риска. Работа в условиях неопределенности, нестабильности, постоянно меняющейся обстановки считается нормальной для менеджера.

Поэтому он действует на основе, имеющейся в его распоряжении информации, которая не всегда соответствует действительному положению дел.

В таких условиях он вынужден действовать наудачу, в надежде на благоприятный исход, ввиду чего возрастает угроза ухудшения деятельности руководимого им предприятия, полной или частичной утраты материальных, финансовых или людских резервов и ресурсов, а также потери имиджа.

В практике менеджмента разработаны несколько вариантов комплексной оценки риска в ходе решения проблем.

Правилом здесь является то, что общая сумма риска равна сумме частных рисков, а частный риск равен нормативной минимальной ставке с поправкой на каждый элемент риска (скидкой или добавкой).

С точки зрения риска, критерий может быть таким: “Рассчитывай на худшее” – Вальда; “Рассчитывай на лучшее” – Сэвиджа, “Ориентируйся на лучшее” – Лапласа, “Компромисс” – Гурвица.

Методы принятия решений и их реализация

Процесс принятия решений составляет один из центральных пунктов управленческой деятельности.

Научные исследования и практический опыт – свидетельствуют, что рациональное решение проблем возможно тогда, когда руководители следуют общепринятым методам работы в этой области.

К ним относят, прежде всего, научный метод, суть которого состоит, во-первых, в том, что путем наблюдения, сбора и анализа информации формулируется гипотеза (предположение) о самой проблеме и возможных подходах к ее решению.

Во-вторых, научный метод дает системную ориентацию, т.е. выявляет взаимосвязи данной проблемы с внешним окружением и внутренними переменными самой организации.

Выявленные взаимосвязи позволяют наиболее полно представить причины возникновения проблемы и увидеть ее основу.

Такой подход даст возможность бороться не с последствиями, порожденными проблемой, а непосредственно с причинами ее возникновения, предпринять действия, исключающие повторение нежелательных явлений.

В-третьих, научный метод пользуется математическим моделированием.

К нему обращаются в наиболее сложных случаях, не позволяющих диагностировать проблему и подготовить решение без дополнительного количественно-качественного анализа, лишь на основе причинно-следственной оценки.

Метод математического моделирования применяется также, когда в реальности невозможно провести тот или иной эксперимент хода развития события или явления.

Для менеджеров, занятых хозяйственной деятельностью, важное значение имеет метод экономического анализа. Он, по сути, является одной из форм построения модели.

Экономический анализ включает методы оценки экономических показателей работы предприятия, издержек, рентабельности, движения денежных средств, уровня спроса и др. Примером может служить модель, в основе которой лежит определение точки самоокупаемости, анализ безубыточности работы.

Метод принятия решений здесь связан с определением точки, когда суммарный доход сравняется с общими расходами, т.е. когда работа предприятия перестает быть убыточной, и начинает приносить прибыль.

Источник: https://mirznanii.com/a/163410/upravlencheskie-problemy-i-ikh-reshenie

Управленческие ситуации: как их разбор решает проблему «заколдованного круга» воспитательных бесед с подчинёнными

Управленческие проблемы примеры. Управленческие проблемы и их решение. Основные цели разбора управленческих ситуаций: а зачем вообще что-либо разбирать

Я никогда не говорю: «Мне нужно, чтобы вы это сделали».
Я говорю: «Мне интересно, сумеете ли вы это сделать»

Генри Форд

кому: собственникам, топ-менеджерам, руководителям

Проблема «заколдованного круга» воспитательных бесед

Руководители нередко сталкиваются с ситуацией, когда «наказания» и «уговоры» в отношении подчинённых бесполезны, и они продолжают вести себя по-старому. Какие же самые распространённые методы воздействия на поведение сотрудников?

Некоторые начальники предпочитают срываться на крик, кто-то любит проводить задушевно-воспитательные беседы, другие включают показательную жёсткость и сыплют штрафами налево и направо, а кое-кто и вовсе чуть ли не на жалость пытается надавить.

Грабли по кругу — любимая забава руководителей в воздействии на поведение подчинённых

У этих способов одинаковые степень результативности и время действия, — эффект от их применения утрачивается через 1-3 дня, а дальше всё возвращается «на круги своя»: люди снова опаздывают на работу, задачи не выполняются вовремя, «внезапно» повторяется форс-мажор, возникавший уже 7 раз за этот месяц. Есть ли выход из заколдованного круга?

Краткая суть технологии в том, что мы по определённому алгоритму разбираем с подчинёнными возникающие управленческие ситуации с фиксацией всей информации в электронное личное дело сотрудника (неофициальное). На алгоритме я подробно остановлюсь в следующей статье.

Уже слышу голоса “Отставить словоблудство! Дайте нам его сюда немедленно! Хватит теории, сколько можно?” С радостью, но прыжок “с головой” в алгоритм едва ли будет полезен, если мы ещё не определились даже, что мы будем понимать под управленческой ситуацией.

Что такое управленческая ситуация и «с чем её едят»?

Управленческая ситуация — это некоторое событие (как из прошлого, так и из настоящего или будущего), связанное с действием и/или бездействием подчинённых и требующее реакции руководителя; в случае отсутствия реакции власть и авторитет руководителя могут уменьшиться.

Основные типы управленческих ситуаций

  • Нарушение сотрудником парадигм регулярного менеджмента Александра Фридмана (список здесь).
  • Нарушение подчинённым субординации, регламентов и правил.
  • Возникшая неудача, удача.
  • Появление новых рисков, непредвиденных убытков и так далее.

Примеры управленческих ситуаций

Какие могут быть реальные управленческие ситуации? Классический пример: сотрудник получил распоряжение, но оно не было выполнено (например, организовать встречу с Клиентом).

И далее руководителю предоставляется тысяча и одно оправдание, “почему задача не была выполнена”.

Причины могу называться разные: «Не было ресурсов», или «я забыл», или «я не посчитал это дело важным, в это время позвонили другие» и т.д.

Ещё один пример. Порученное вами задание может быть выполнено со спорными параметрами. Например, вы рассчитывали, что сотрудник выставляет счет за тридцать минут, а он почему-то тратит на это три часа.

Третий пример – заключена некая сделка, но когда стали подсчитывать прибыль для компании, оказалось, что по этой сделке имеют место убытки. Не правда ли, хороший повод разобраться в ситуации подробно?

Причины подчинёнными могут называться разные: «Не было ресурсов», или «я забыл», или «я не посчитал это дело важным, в это время позвонили другие» и т.д.

Когда управленческой ситуации нет? Предположим, убытки таки возникли, к вам приходит ваш сотрудник и говорит: “Так и так, возникли убытки” и так докладывает вам причину и обстоятельства, что вы сразу всё понимаете, и рапортует: “Вот, я все уже сделал, только посмотрите и внесите финальный штрих”. И показывает Вам формализованные результаты разбора ситуации по алгоритму, который я приведу в следующей статье. К сожалению, в наше время это редкость (будем реалистами), но давайте всё-таки предположим.

Казалось бы, действительно, нет риска для власти и авторитета руководителя. Значит ситуацию нельзя отнести к управленческой? Почти угадали.

Данное условие выполняется только в случае действий сотрудника по алгоритму, который был утверждён вами.

Если же подчинённый прибегает “без спроса” с детализированным анализом, который Вы ему не поручали, или о необходимости разработать который он не спрашивал, — этот факт и будет предметом разбираемой управленческой ситуации.

Время против «торопышек»

И снова я слышу голоса скептиков: “Боже мой, сколько же это времени потребуется на разбор управленческих ситуаций!”, “У нас и так сплошной форс-мажор”, “Откуда мы возьмём время?”

Если, господа, у вас есть время постоянно разбирать последствия бездействия руководителя в деле управления своими подчинёнными, не проще ли всё же потратить часть этого времени на предупреждение этих самых “бесконечных форс-мажоров”? Да, время на управление действительно требуется. Но если его правильно инвестировать, итоговый выигрыш во времени и прибыли будет значительным!

Наглядный пример, что бывает с компанией, когда время на управление выделяется “по остаточному принципу”

-версия статьи “Управленческие ситуации: теория”

Источник: http://OpenStud.ru/blog/for-businessmen/management-cases/

Управленческие проблемы и пути их решения

Управленческие проблемы примеры. Управленческие проблемы и их решение. Основные цели разбора управленческих ситуаций: а зачем вообще что-либо разбирать

    Федеральное агентство по образованию
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
    Российский государственный профессионально-педагогический университет
    Кафедра Антикризисное управление  

Контрольная работа

    по дисциплине «уПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» 
    «Управленческие проблемы и пути их решения»        
    II курса, группы  Кч-214 сдАУ                                               Кудрявцева Л.В.    

 

Введение 3

1. Управленческие ситуации и методы их прогнозирования 4

1.1 Функциональные и ситуационные задачи управления 4

1.2 Сущность ситуационного подхода к управлению 5

1.3 Методы прогнозирования ситуаций 11

1.4 Алгоритмы формирования процедур управления 13

2. Источники и причины возникновения управленческих ситуаций 14

2.1 Отношения управления 14

2.2 Среда и связи производственной организации 16

3. Классификация и моделирование управленческих ситуаций 17

3.1 Характеристики ситуаций 18

3.2 Проблема описания ситуаций 18

3.3 О моделях управленческих ситуаций 19

4. Циклы и методы разрешения ситуации 20

4.1 Типология циклов управления 21

4.2 Методы разрешения ситуаций 22

Заключение

Литература

Введение

      Возникающие в управлении задачи по сути своей являются либо функциональными, либо ситуационными. Функциональные (стабильные) задачи определяются сложившимся разделением труда в производстве и управлении.

Ситуационные задачи являются следствием нарушения во взаимодействии специализированных подсистем и элементов производственной организации и следствием воздействия на нее технико-технологических, социально-экономических и региональных факторов, в том числе воздействия, обусловленного их различной динамикой.

      Динамичность производственной организации, ее способность реализовывать изменяющиеся цели управления, могут быть обеспечены только наличием и взаимодействием двух элементов структуры управления: один из них обеспечивает решение стабильных задач управления, а другой – переменных, ситуационных. Соответственно и процессы управления должны формироваться исходя из двух принципов организации управления – функционального и ситуационного.

Функциональные и ситуационные задачи управления

      Адаптивность производственной организации может быть обеспечена лишь дополнением существующего механизма функционирования элементами ситуационного типа, обеспечивающими возможность решения комплекса возникающих проблем. Ситуационные элементы организации и методы управления могут формироваться и как временные.

      Возникающие ситуации являются результатом различных взаимодействий, происходящих в механизме, структуре и процессе управления, и связаны со статикой и динамикой внешней и внутренней среды производственной организации. Ситуации могут иметь как внешний, так и внутренний источник, то есть являться результатами нарушения взаимодействия подсистем производственной организации между собой и с внешней средой.

      Управленческая ситуация – это характеристика сложившегося состояния производственной организации и ее звеньев, которое с точки зрения субъекта управления может быть удовлетворительным или неудовлетворительным. В последнем случае ситуация становится проблемной, она характеризует реальные несовпадения желаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта.

      Таким образом, проблемная ситуация выступает с одной стороны как совокупность целей субъекта (их полная совокупность или какая-либо часть), а с другой – как состояние субъекта, объекта и внешней среды.

Одна и та же проблемная ситуация может быть сформулирована как различные проблемы. Каждая из таких проблем ориентирует систему управления на совершенно разные пути и методы преодоления исходной проблемной ситуации.

      Различают два типа формулирования проблемы, которые условно можно назвать субъектными и объектными. Проблемы первого типа фиксируются в терминах потребностей  данного субъекта управления, отражают факт их неудовлетворенности. Проблемы второго типа формулируются на базе субъектных и отражают недостаточность тех или иных средств и факторов для решения соответствующей исходной проблемы.

      Управление, основанное на выявлении ситуаций, их классификации и выполнении различных преобразований, приводящих  к их разрешению, получило название ситуационного управления.

Сущность ситуационного подхода к управлению

      В основе ситуационного подхода к управлению лежит мысль о том, что внутреннее функционирование организации должно быть согласовано с требованиями стоящей перед ней задачи, ее техническим оснащением, внешним окружением, а также потребностями персонала. Только в этом случае она будет работать эффективно.

    Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырёхшаговый процесс.

    1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

    2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики, в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики или концепции.

    3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

    4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приёмы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путём в условиях существующих обстоятельств.

    Успех или неуспех в значительной степени основывается на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние.

Если это не будет сделано правильно, нельзя полностью определить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации.

Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникает необходимости прибегать к догадкам или методу проб и ошибок для определения наиболее подходящего решения организационных проблем.

    Конкретный выбор переменных точно так же, как и в случае с функциями управления, находит разную интерпретацию у разных авторов, но большинство из них сходятся во мнении, что существует не более десятка факторов, которые можно сгруппировать по двум основным классам внутренних и внешних переменных.

    Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации.

Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений.

Однако это не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Чисто внутренний фактор есть нечто данное, что руководство должно преодолеть в своей работе.

    Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, – это цели, структура, задачи, технология и люди.

    Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.

    Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

    Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности.

На основе решения руководства о структуре, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами, информацией.

    Льюис Дейвис описывает технологию как «сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях».

    Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.

    Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Понимание и успешное управление человеческой переменной очень сложно.

      В управленческой практике критические переменные никогда не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Значительные изменения любой переменной будут в определенной степени влиять на все остальные переменные.

Влияние этих последующих изменений может значительно превосходить то, что изначально их вызвало.

Вместе с тем совершенствование одной переменной, например, такой, как технология не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.

      Один из способов определения окружения и облегчения учета влияния внешней среды на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основные группы: среды прямого и косвенного воздействия на организацию.

Источник: http://stud24.ru/economics/upravlencheskie-problemy-i-puti-ih/6654-14398-page1.html

Управленческие решения, процесс их подготовки, методы разработки

Управленческие проблемы примеры. Управленческие проблемы и их решение. Основные цели разбора управленческих ситуаций: а зачем вообще что-либо разбирать

Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. В ходе выполнения четырех функции управления (планирование, организация, мотивация и контроль) менеджеры имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей.

Принятие решений характеризуется как:

  • сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
  • поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
  • процесс взаимодействия членов организации;
  • выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
  • часть общего процесса управления;
  • постоянная часть ежедневной работы менеджера;
  • начало выполнения всех других функций управления.

Под управленческим решением следует понимать творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания законов функционирования управленческой системы и анализа информации об её состоянии на определенный момент времени, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы.

Принципы принятия управленческих решений

Выделяют 10 принципов, которыми следует руководствоваться при принятии любых решений:

  • Прежде чем вникать в детали, постарайтесь представить проблему в целом.
  • Не принимайте решения, пока не рассмотрите все возможные варианты.
  • Сомневайтесь.
  • Старайтесь взглянуть на проблему с разных точек зрения.
  • Ищите модель или аналогию, которая поможет вам лучше понять сущность решаемой проблемы.
  • Задавайте как можно больше вопросов.
  • Не удовлетворяйтесь первым решением, которое придет в голову.
  • Перед принятием окончательного решения прислушайтесь к мнению других.
  • Не пренебрегайте своими чувствами.
  • Помните, что каждый человек смотрит на возникающие проблемы со своей точки зрения.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям

Каждое управленческое решение, принимаемое в системе управления в соответствии с его назначением, должно отвечать следующим требованиям:

  • иметь ясную цель (в противном случае принятие обоснованных рациональных решений невозможно);
  • быть обоснованным, т.е. содержать количественную, расчетную основу, объясняющую мотив выбора именно данного решения из ряда других возможных;
  • иметь адресата и сроки исполнения, т.е. иметь ориентацию на конкретных исполнителей и конкретные даты исполнения решений;
  • быть непротиворечивым, т.е. всесторонне согласованным как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, а также с предшествующими и предстоящими решениями;
  • быть правомочным, т.е. опираться на требования правовых актов, нормативных документов, указаний и распоряжений руководителей, а также учитывать обязанности и права руководства и подчиненных;
  • быть эффективным, т.е. наилучшим из возможных в отношении ожидаемого итога к затратам;
  • быть конкретным, т.е. отвечать на вопросы, как, когда и где действовать;
  • быть своевременным, т.е. приниматься тогда, когда реализация этого решения еще может привести к поставленной цели;
  • обладать достаточной полнотой, краткостью, четкостью, быть понятными исполнителями без каких-либо дополнительных уточнений и разъяснений.

Подходы к принятию управленческих решений

Менеджер в своей работе должен различать решения по видам, а организация в целом должна иметь определенный подход к принятию решений. В этой связи выделяют

Централизованный подход (рекомендует принимать как можно большее число решений на верхнем уровне управления) и децентрализованный подход (поощряет менеджеров передавать ответственность по принятию решений на самый низкий управленческий уровень)

Групповой подход (менеджер и один или более служащих работают вместе над одной проблемой) и индивидуальный подход (принятие решений только менеджером)

Подход «система участия» (менеджер опрашивает людей, которые будут задействованы в принятии решения, но оставляет за собой право сказать последнее слово) и «система неучастия» (менеджеры не предусматривают участие со стороны в системе принятия решений и предпочитают собирать информацию, оценивать альтернативы и принимать решения, не привлекая к этому посторонних)

Демократический подход (решения принимаются в пользу большинства) и совещательный подход (вовлекается множество человек в принятие решений и ищется компромисс между всеми мнениями)

Стадии принятия управленческого решения

  1. Уяснение проблемы (сбор информации, выяснение актуальности, определение условий, при которых эта проблема будет решена).
  2. Составление плана решения (разработка альтернативных вариантов решения, сопоставление вариантов решения с имеющимися ресурсами, оценка альтернативных вариантов решения по социальным последствиям, оценка альтернативных вариантов решения по экономической эффективности, составление программ решения, разработка и составление детального плана решения).
  3. Выполнение решения (доведение решений до конкретных исполнителей, разработка мер поощрений и наказаний, контроль за выполнением решений).

Процесс разработки и принятия решений

Процесс разработки решения является важным фактором обеспечения его качества, во многом определяет затраты времени и средств. Лицо, возглавляющее разработку решения, должен: определить проблему и задачи при ее решении, цели решения и пути ее достижения, распределение работ по подготовке решения, определить людей, ответственных за их выполнение.

Процесс разработки решения при традиционном менеджменте включает следующие шаги:

  1. Обнаружение и формулировка проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения.
  2. Сбор и анализ информации о проблеме, подлежащей решению.
  3. Разработка критерия оценки эффективности решения.Оптимальный вариант решения — вариант, позволяющий эффективно решить проблему в соответствии с разработанным критерием. Неэффективных и рациональных решений может быть много, а оптимальное решение одно.
  4. Разработка альтернативных решений, анализ возможных вариантов решений. Анализ должен проводиться по совокупности параметров эффекта, соответствующих каждому варианту, а правила анализа возможных вариантов решений предопределяются заданным критерием оценки эффективности. Любое решение может быть оценено с использованием, как минимум, трех параметров эффекта: целевого эффекта (прибыль, производительность труда и т.п.); затрат на получение этого эффекта (времени, других ресурсов); безопасности.
    • насколько реальна альтернатива в условиях поставленных целей и ресурсов;
    • каков риск дополнительных проблем;
    • какой эффект альтернатива принесет в других сферах организации, т.е. узнать мнение подчиненных.
  5. При выборе альтернативы менеджер должен понять:

  6. Реализация оптимального варианта решения. Реализация решения может предусматривать следующих два этапа:
    • доведение решения до исполнителей;
    • организация исполнения решения.
    • Если решение было недостаточно четко сформулировано менеджером;
    • Если решение было ясно и четко сформулировано, однако исполнитель его плохо уяснил;
    • Решение четко сформулировано, и исполнитель его хорошо уяснил, но у него не было необходимых условий и средств для его выполнения;
    • Решение было грамотно сформулировано, исполнитель его усвоил и имел все необходимые средства для его выполнения, но у него не было внутреннего согласия с вариантом решения, предложенным менеджером. Исполнитель в данном случае может иметь свой, более эффективный, но его мнению, вариант решения данной проблемы.
  7. Доведение решений до исполнителей начинается обычно с разделения решения на групповые и индивидуальные задания и подбора исполнителей.

    В результате каждый сотрудник получает конкретное собственное задание, которое находится в прямой зависимости от его служебных обязанностей и целого ряда других объективных и субъективных факторов.

    Считается, что умение передать задачи исполнителям являются главным источником эффективности принятого решения. В связи с этим выделяют четыре основные причины невыполнения решений:

  8. Контроль за процессом осуществления принятого решения.Он принимает форму обратной связи, посредством которой можно получить информацию об исполнении решения, достижении организацией поставленных целей.

    Главное назначение контроля состоит в своевременном обнаружении возможных отклонений от заданной программы реализации решения, а также своевременном принятии мер по их ликвидации.

    В процессе контроля первоначальные цели организации могут модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полученной дополнительной информации о выполнении принятых решений. Т.е.

    основная задача контроля состоит в том, чтобы своевременно выявить и спрогнозировать ожидаемые отклонения от заданной программы реализации управленческих решений.

С помощью контроля не только выявляются отклонения от заданий, сформулированных в решениях, но и определяются причины этих отклонений.

Методы принятия управленческого решения

Число всевозможных конкретных методов и моделей почти так же велико, как и число управленческих проблем, для разрешения которых они были разработаны.

ТЕОРИЯ ИГР – метод моделирования оценки воздействия принятого решения в условиях неопределенности, например, на конкурентов.

МОДЕЛИ ТЕОРИИ ОЧЕРЕДЕЙ или модель оптимального обслуживания используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них.

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ используются для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах.

МОДЕЛЬ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ – определение оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей.

ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ – это модель, представленная в графической форме. На график наносят все шаги, которые необходимо рассмотреть, оценивая различные альтернативы.

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ – методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной рентабельности деятельности предприятия. Напр., анализ безубыточности.

Платежная матрица — это один из методов статистической теории решений, метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения.

Метод Делфи – экспертам, которые не знают друг друга, даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть.

Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения.

Этот метод используется для достижения эффективности.

Источник: http://bmanager.ru/articles/upravlencheskie-resheniya-process-ix-podgotovki-metody-razrabotki.html

Управленческие проблемы и пути их решения на современных предприятиях

Управленческие проблемы примеры. Управленческие проблемы и их решение. Основные цели разбора управленческих ситуаций: а зачем вообще что-либо разбирать

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное  образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

 «Российский государственный профессионально-педагогический университет» филиал в г. Первоуральске

Институт менеджмента и экономической безопасности

Кафедра менеджмента и маркетинга

Контрольная работа

по дисциплине: менеджмент

по теме: управленческие проблемы и пути их решения на современных предприятиях

Выполнил студент Яранцева Е. С.

№ группы ПУ 411 ТГ

Проверил преподаватель 

Первоуральск

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ 4

1.1 Проблемы как предпосылки принятия решений 4

1.2 Причины и особенности решения проблем 9

2. ПУТИ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 13

2.1 Рациональное решение проблем 13

2.2 Экономико-математическая модель решения проблем на предприятиях 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

ВВЕДЕНИЕ

Проблема выбора имеет весьма серьезное прикладное значение, которое неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих решения. Об этом свидетельствуют и возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении.

В настоящее время решение управленческих проблем является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.

Исторически наука об управлении как самостоятельная научная дисциплина возникла в начале XX в.

Началом ее интенсивного развития как научной дисциплины можно считать 40-е годы, когда во время Второй мировой войны в Англии группе ученых было поручено решить такие сложные управленческие проблемы, как оптимальное размещение объектов гражданской обороны, огневых позиций и др.

Среди работ российских авторов следует отметить труды Н.Н. Рождественского, И.И. Платонова, В.Н. Лешкова, И.Е. Андреевского, Б.Н.Чичерина, В.А. Гольцева, А.В. Горбунова, В.В. Ивановского.

В 50-60-е годы система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована в виде научных дисциплин, таких, как исследование операций, системный анализ, управление техническими системами и др.

Цель работы: изучить и раскрыть понятие, классификацию управленческих проблем, сущность, причины и особенности решения управленческих проблем.

1.1 Проблемы как предпосылки принятия решений

В современных условиях большое значение  приобретает качество управления предприятием. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности функционирования организации. Именно по этой причине результативность деятельности организации в значительной степени зависит от того, кто управляет.

Для того чтобы предприятие могло выпускать качественную и, следовательно, конкурентоспособную продукцию, его система управления должна обеспечивать эффективную обратную связь с клиентами и поставщиками, должную мотивацию персонала и четко определенную ответственность менеджеров различного уровня, объективную самооценку и непрерывное снижение издержек.

В таком понимании система управления предприятием совпадает по существу с системой качества. Практически это означает, что «система качества» предприятия трансформируется в «качественную систему управления предприятием». В этом случае система управления полностью вбирает в себя систему качества, ее можно было бы называть системой качественного управления.

Следует обратить внимание на то, что существует ряд проблем, которые в значительной степени сдерживают становление качественной системы управления. Среди них: 1

1. Наши предприятия, в большинстве своем, не имеют обратной связи с потребителями. Многие предприятия продают свою продукцию через многочисленных посредников. Незнание конечного потребителя влечет за собой рекламационные акты и замечания клиентов.

2. У наших предприятий, как правило, отсутствует обратная связь с поставщиками. 90 – 95 % рекламаций и замечаний от потребителей вызваны низким качеством продукции поставщиков. Систематическая работа с поставщиками таит  в себе огромные возможности для быстрого повышения эффективности производства

3. На многих российских предприятиях отсутствует обратная связь с персоналом. Информация, полученная от руководителя  и от рабочего об одном и том же событии, резко отличается. Преграды на пути информации очень прочны.

4. В российских системах управления нечетко определена ответственность менеджеров.

5. Внутренние аудиты  систем управления проводятся эпизодически.

Мы можем говорить о менеджменте применимо ко всем организациям как об управлении предприятием, основывающемся на современной теории и практике управления.

Практические работники – управленцы пока не в состоянии воспринять слово «менеджмент», так как в этом слове они непроизвольно слышат «менеджмент бизнеса».

Но сегодня каждая организация действует в условиях в большей степени рыночных отношений, когда руководитель сам определяет что, как и для кого производить.

Проблемы всегда имеют определенное содержание, возникают в свое время и на своем месте, вокруг них всегда есть круг лиц или организаций, их порождающих, однако предприятие не останавливается из-за этого в развитии.

Меняется соотношение его внутренних переменных, изменяется внешнее окружение, и в результате, естественно, возникают сложные вопросы, которые необходимо решать, Здесь имеется причинно-следственная связь.

Например, изменились ставки налогов, устарела технология и т.д.

Проблемы всегда связаны с совокупностью условий или факторов, которые создают ситуацию, оказывающие влияние на деятельность организации.

Проблемная ситуация характеризует проблему, возникшую под действием сложившейся ситуации. Выявление проблемной ситуации является исходным моментом для постановки задачи принятия решений.

Рассмотрение проблемы, с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов. Позволяет описать проблемную ситуацию.

Описание проблемной ситуации содержит две части:2

1. характеристика проблемы (место, время возникновения, содержание, границы распространения и воздействия на работу предприятия)

2. ситуационные факторы:

– внутренние, т.е. зависящие от самого предприятия;

– внешние, т.е. формирующие сферу, в которой работает предприятие.

Чтобы уяснить причины возникновения проблем, необходим причинно-следственный анализ. В ходе его проведения можно обнаружить истинные причины, отсеять побочные, неглавные, сопутствующие, уяснить, глубоко изучить и оценить ситуацию. Тем самым будет подготовлена предпосылка к принятию необходимого решения.

Каждый менеджер в любой организации или на предприятии с самого начала своей деятельности сразу же встречается с массой проблем. Они могут быть серьёзными и не совсем, разрешимыми или неразрешимыми, крайне опасными или не очень.

Причина их возникновения кроется в самой работе людей.

Управленческие проблемы возникают вследствие нежелательных явлений внутренней или внешней среды, получения результатов работы, отличающегося от запланированного, ошибочных действий руководства и рядовых исполнителей.3

Осуществление контроля предполагает создание такого механизма, который должен обнаруживать изменения во внешней и внутренней средах функционирования организаций, места возникновения проблем, необходимость принятия дополнительных решений для достижения целей системы. Механизм контроля должен состоять из двух частей – контроля за изменениями во внешней (вход системы) и внутренней (в организации и выходах системы) средах.

Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления.

В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление.

При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.

На основе анализа внешних и внутренних факторов определяют проблемное поле, в рамках которого выявляются и формируются проблемы предприятия. В зависимости от способа реагирования на проблемы различают виды управления:4

1) реактивное управление, т.е. реакция на прошлое. Проблему решают на основе результатов отчетов как отклонения от нормы;

2) инактивное управление – реакция на настоящее состояние (по текущим данным);

3) преактивное управление (упреждающее). Используется для раскрытия потенциальных возможностей, т.е. поиска существующих резервов;

4) интерактивное – учитывает настоящее и будущее как единый проблемный массив (строится на основе внедрения системы стратегически-управленческого учета и контроллинга).

На этапе диагностики устанавливают симптомы затруднений и имеющиеся возможности, что помогает определить проблему в целом.

Методы сбора информации: личные наблюдения, беседы с персоналом, приглашения консультантов, анализ отчетов, интервьюирование, анкетирование и др. Информация бывает релевантная, т.е.

достоверная, относящаяся к конкретной проблеме; и неуместная, т.е. избыточная, которая удлиняет процесс принятия решений и удорожает его.

Классификация управленческих проблем

Управленческие проблемы классифицируется по следующим признакам:5

– степень важности и срочности, самые важные проблемы являются и наиболее срочными;

– масштабы последствий, в случаях принятия или непринятия решений, и численность организаций и лиц, которых затрагивают данные проблемы;

– возможность решения проблемы с наименьшими затратами и в оптимальные сроки;

– степень риска, связанного с решением данной проблемы, и возможность возникновения новых проблем на этой основе;

– степень структуризации и формализации, возможность выражать проблему в количественных и качественных показателях и т.д.

Факторы, приводящие к появлению проблем

Каждый менеджер в любой организации или на предприятии с первых шагов в своей деятельности сразу же встречается с массой проблем. Они могут быть маленькими и большими, разрешимыми или неразрешимыми, крайне опасными или не очень.

Причина их возникновения кроется в самой работе людей.

Управленческие проблемы возникают вследствие нежелательных явлений внутреннего или внешнего свойства, получения результатов работы, отличающегося от запланированного, ошибочных действий руководства и рядовых исполнителей.

1.2 Причины и особенности решения проблем

Управленческая проблема представляет собой сложный вопрос, задачу, требующую своего уяснения, изучения, оценки и решения.

Проблемы могут различаться по способам их разработки6:

  • безальтернативный, когда путь решения проблем только один, других вариантов решения нет;
  • бинарный и многовариантный, когда проблему можно решить двумя и более способами;
  • в случаях, когда ни один из способов не может дать положительного ответа на вопрос, как разрешить проблему, здесь применяют комбинационный способ. Он заключается в том, что проводится комбинирование отдельных частей и способов решения проблем, не противоречащих друг другу. В целом это основа для последующего поэтапного решения проблемы.

Отдельно рассматривается вопрос о сроках решения проблем.

Виды проблем рассматриваются по следующим критериям:

  • стратегические, направленные на формирование базы стратегических данных, их уяснение, изучение, оценку и практическое использование;
  • тактические, разрешение которых происходит в более короткие сроки, чем стратегические;
  • долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, текущие;
  • по уровням руководства — высшего, среднего и низового звеньев управления.

К основным причинам возникновения управленческих проблем следует отнести:

  • изначально ошибочные цели организации, способы и сроки их достижения;
  • неверные принципы и методы деятельности работников;
  • ошибочные критерии оценки возможностей предприятия и сотрудников;
  • умышленные нарушения в технике, технологии, финансах, поставках и т. д.;
  • изменения в политике и экономике государства;
  • природные катаклизмы и стихийные бедствия (пожар, наводнение идр.).

Источник: http://student.zoomru.ru/men/upravlencheskie-problemy-i-puti-ih/262223.2360079.s1.html

Законный совет
Добавить комментарий