Виды цифровых фотоаппаратов. Среднеформатные фотокамеры и цифровые задники

Среднеформатные камеры: рейтинг, обзор лучших моделей, особенности съемки и советы по выбору

Виды цифровых фотоаппаратов. Среднеформатные фотокамеры и цифровые задники

История фотографии началась именно со среднеформатных камер, которые позволяли делать большие снимки высокого качества. Со временем их вытеснил более удобный и дешевый формат 35-мм пленочных фотоаппаратов.

Однако сейчас все более популярным становится использование среднеформатных камер, даже появились первые цифровые аналоги.

Подробнее о нюансах выбора, лучших производителях и местах покупки профессиональных пленочных камер вы сможете прочесть в этой статье.

Средний формат в фотографии

В прошлом веке в мире фотографии было множество разнообразных форматов. Но прижились и стали массовыми только два – 35-милиметровый и средний формат.

Поначалу среднеформатными камерами пользовались все фотографы, но со временем большинство из них перешло на 35-мм пленку, так как фотоаппараты с ней были гораздо компактнее и удобнее.

Кроме того, у камер с большим форматом не было автоматических деталей, и людям приходилось вручную заправлять и перематывать пленку, а также замерять экспозицию.

В настоящий момент в мире можно найти следующие варианты среднеформатных фотоаппаратов:

  • Современные (цифровые) зеркальные фотоаппараты.
  • Двухобъектные зеркальные камеры (TLR).
  • Зеркальные кадры с одним (сменным) объективом: SLR.

Отличия обычных камер от среднеформатных

Понятие “средний формат” обозначает класс в фотоаппаратуре, который имеет пленочный кадр размером 4,5 на 6 или 6*9 сантиметров. От обычных камер средний формат отличает, прежде всего, качество. Благодаря большому размеру матрицы и кадру большей площади, камера фиксирует больше информации и снимки получаются более детальными.

Изначально среднеформатные фотоаппараты использовали профессионалы, именно из пленки 6х9 печатали материал для журналов и постеров. Вопрос в том, почему сейчас среднеформатные камеры вновь стали так популярны? Ответ прост – как бы ни старались разработчики цифровых фотоаппаратов, им все равно не удается достигнуть качества обычных пленочных камер.

Камера, выпущенная в прошлом веке, снимает с разрешением 50 мегапикселей, что превышает все показатели у цифровых аналогов. Конечно, именно такой снимок выберут для печати больших баннеров, потому что он обладает просто потрясающей детализацией с минимальными искажениями. Правда, и фотоаппарат для этого должен быть хороший, следует учесть и некоторые нюансы съемки.

У среднего формата есть множество плюсов и парочка минусов. К плюсам можно отнести:

  • Большую информационную емкость. Кадр большей площади фиксирует больше деталей, а значит, зернистость снимка уменьшается, зато возрастает плавность переходов.
  • Точная передача цветов и оттенков. Многие современные фотографы пытаются добиться “пленочного цвета” на цифровых снимках. Камера среднего формата позволяет создать естественные цвета, которые не нужно никак корректировать.
  • Фокусные расстояния на таких фотоаппаратах, как правило, больше, чем на малоформатных.

Однако есть у среднеформатных камер и недостатки, которые часто останавливают фотографов, желающих их приобрести:

  • Высокая стоимость техники.
  • Большой вес.
  • Отсутствие автоматических настроек.
  • Высокая стоимость расходных частей (пленки, проявки).

Самые известные модели

Если вы решили все же купить среднеформатную пленочную камеру, то наверняка захотите выбрать лучшую модель из существующих на рынке. Ниже представлены “бестселлеры” на рынке фотоаппаратов.

  1. Hasselblad – эта камера является орудием профессионалов и известна во всем мире. С помощью этого фотоаппарата получаются замечательные качественные снимки.
  2. Компания Mamiya выпускала множество моделей среднего формата, рассчитанных на 120 пленку. Самой известной считается Mamiya 645, которая довольно часто продается в комиссионных магазинах.
  3. Pentax любим многими фотографами за мягкую цветопередачу и идеальную картинку. Наибольшей популярностью пользуется модель 645N, которую можно приобрести примерно за 70 долларов.
  4. Камеру компанию Seagull купить можно, если ваш бюджет ограничен. Это более низкие по классу фотокамеры, которые, тем не менее, делают отличные кадры. Они относятся к классу двухобъектных фотоаппаратов, в которых один объектив нужен для фокусировки, а другой – для съемки.
  5. “Киев” – на рынке можно найти камеры с размером кадрового окна 4,5*6 и 6*9 см. Фотоаппараты, произведенные в СССР, имеют гораздо более демократичную стоимость, чем их импортные конкуренты. После покупки важно отдать камеру на профилактический осмотр специалисту.

Средний формат в цифровом варианте

Редкий фотограф останется безучастным к среднефоматным камерам.

Производители поняли это, и в 2010 году начался выпуск новых, цифровых камер с большим цифровым сенсором, который является аналогичным пленочному формату.

Как и в случае пленочных камер, вы получаете в переходе с обычных 35 мм на средний формат – это точность цветопередачи и высокая детализация изображения. Современные камеры состоят из нескольких частей:

  • сама фотокамера;
  • цифровой задник, который позволяет преображать оптическое изображение в цифровое.

Какими компаниями представлен цифровой средний формат на современном рынке?

  1. Pentax 645Z обладает большой матрицей размером 43*32 мм, что в 1,5 раза превышает размер у малоформатных камер. Даже по сравнению с полнокадровыми фотоаппаратами Pentax снимает значительно больше деталей. Светочувствительность у этого фотоаппарата составляет 204 800 ISO, что позволяет снимать ему практически в полной темноте.
  2. Компания Mamiya также выпустила цифровой аналог пленочного среднего формата: 645 DF+. Несмотря на свою высокую стоимость, у этой камеры весьма скромные параметры: максимальная светочувствительность составляет 800 ISO. Но в вопросах скорости съемки и качества изображения ей нет равных, поэтому эту камеру часто выбирают профессионалы.
  3. Среднеформатная камера Phase One является новичком на рынке. Но технические характеристики фотоаппарата впечатляют. CMOS матрица размером 53.7×40.4 мм позволяет делать кадры разрешением до 101 мП. Широкий динамический диапазон позволяет передавать детали как на самых светлых, так и на темных участках кадра.
  4. Среднеформатная камера Hasselblad является возрождением легендарного бренда. Этой шведской легенде уже, без малого, 180 лет.Чувствительность матрицы достигает 12800 единиц, а количество активных пикселей – 51. Камеры известного бренда делались универсальными: благодаря скорости выдержки, быстрой автофокусировке и функции передачи снимков по Wi-Fi, они могут использоваться в абсолютно разных задачах.

Среднеформатные камеры Fujifilm

Очень долго поклонники бренда Fuji ждали выпуска среднеформатного фотоаппарата. Совсем недавно компания выпустила современную модель с большой матрицей – GFX 50S. Этот фотоаппарат имеет целый ряд преимуществ, присущих всем камерам среднего формата.

Благодаря беззеркальной технологии Fujifilm 50S способен делать несколько сотен снимков в минуту, при этом не издавая практически никакого шума. Также фотоаппарат имеет поворотный экран, функцию съемки видео и возможность применения самых разных сменных объективов.

При этом новая камера имеет не слишком большой вес благодаря относительно легкому корпусу.

Камеры Hasselblad

Одним из самых первых производителей среднеформатных камер стала компания Hasselblad, которая ранее прославилась своими пленочными камерами, а затем начала выпускать и цифровые фотоаппараты.

Среди пленочных наиболее известной считается модель 500C/M, которая и прославила шведский бренд. Несмотря на солидный срок жизни, эти фотоаппараты до сих пор работают безукоризненно благодаря высокому качеству сборки.

Внешнее фотоаппарат похож на Mamiya, но у него есть одно неоспоримое преимущество. Фотоаппарат Hasselblad 500C/M комплектуется оптикой Carl Zeiss, благодаря чему фотографии, снятые на него, получаются резкие и с интересным рисунком.

Правда, не стоит надеяться на то, что время понизило цену на эту модель – как и прежде, приобрести среднеформатную камеру Hasselblad можно не дешевле 100 долларов (6000 р.).

Hasselblad H6D-100C стала первой цифровой версией предыдущих моделей. Несмотря на то что среднеформатные цифровые камеры значительно уступают классическим 35 мм фотоаппаратам в скорости съемки, весе и цене, их считают лучшими в мире.

Почему? Дело в том, что Hasselblad превосходит прочие системы в резкости, удобстве управления и качестве оптики. Для цифровых камер среднего формата этой компании существует более 20 объективов, которые поражают своим качеством и безупречной оптикой.

Безусловно, марка Hasselblad не самая дешевая в мире, но она стоит своих денег.

Самая доступная среднеформатная камера

Те, кто только начинает знакомиться с миром среднеформатной фотографии, нередко задают вопрос о том, какая из камер наиболее доступна для покупки? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя.

В настоящий момент самыми дешевыми можно считать пленочные камеры, которые продаются на барахолках и на специализированных сайтах. Их цена зависит от состояния фотоаппарата, бренда и продавца.

Одними из самых доступных среднеформатных камер в настоящий момент можно считать следующие:

  • Советский фотоаппарата “Любитель” изготавливался в 40 и 50 годы 20 века и сейчас является практически антиквариатом, на который, тем не менее, можно снимать. Цена подобной камеры всего около 2-3 тысяч рублей.
  • Yashica-MAT LM – классическая японская среднеформатная камера с пленкой 120 мм и размером кадрового окна 6*6 см. Приобрести можно за 13-15 тысяч рублей.
  • Mamiya C3 – зеркальная двухобъектная камера со сменной оптикой. Стоимость начинается от 30 тысяч рублей.

В целом в мире пленочной фотографии главенствует следующий принцип: чем дороже, тем лучше. Поэтому чем большим бюджетом вы располагаете, тем более качественную технику сможете приобрести.

Многие фотографы интересуются, есть ли среднеформатные камеры у Canon? Эта компания уже давно стала лидером по производству фотоаппаратов, но ее руководители пока не планируют выпуск камер с расширенной матрицей.

Инструкция по использованию

Многие фотографы, спрашивают, с чего начать? Среднеформатные камеры имеют совершенно другое устройство, нежели привычные всем 35-мм. У каждого бренда свои нюансы, но можно выделить общие принципы по эксплуатации.

  • Прежде всего, если у вас пленочная камера, необходимо выбрать правильный тип пленки. 120 тип подходит практически ко всем камерам. Фотоаппараты среднего формата не оснащены автоматической “прокруткой” пленки, поэтому после того, как вы ее заправите, необходимо будет самостоятельно промотать ее до конца.
  • Затем нужно выставить правильные настройки. Встроенным экспонометром среднеформатные камеры обычно не комплектуются, поэтому его можно приобрести отдельно или руководствоваться стандартной таблицей по соотношению ISO и значениям диафрагмы.
  • После того как вы сделали кадр, необходимо вручную прокрутить пленку вперед.
  • В конце с максимальной осторожностью нужно вынуть пленку и отдать ее на печать или сканировку. Современные пленочные сканеры позволяют передать всю информацию в цифровой вариант в высоком разрешении, поэтому большинство фотографов предпочитают этот вариант.

Стоимость

Обзор среднеформатных камер доказывает, что их стоимость может начинаться от нескольких тысяч и доходить до нескольких миллионов. Это та сфера, в которой новые фотоаппараты стоят дороже, чем некоторые машины. Ниже приведен список самых популярных моделей и их стоимость.

  1. Mamiya 645 вместе со стандартным объективом 80 мм обойдется в 30-40 тысяч рублей. Более дешевая модель RZ67 продается на Ebay за 17 тысяч. Новые среднеформатные цифровые камеры Mamiya продаются уже гораздо дороже, их цена возросла из-за усовершенствованной конструкции и цифрового задника. Стоимость такой модели начинается от 2,5 миллиона рублей.
  2. Поддержанную пленочную камеру Hasseblad в базовой комплектации продают за 30-40 тысяч рублей. Если вы хотите приобрести сразу готовый комплект с фирменной оптикой CarlZeiss, то тогда вам придется выложить 50-100 тысяч рублей. Hasseblad, как и другие производители, тоже выпустило цифровой вариант среднего форматы, цены на который начинаются от 800 тысяч рублей и доходят до 2,5 миллиона в зависимости от модели фотоаппарата.
  3. Легендарный Pentax 645 с размером кадрового окна 4,5х6 см продается на стоках по цене от 30 до 80 тысяч рублей, но отдельные экземпляры продаются и за 13-15 тысяч, все зависит от качества техники. А вот новый цифровой Pentax 645Z со светосильным объективом будет стоить около 550 тысяч. На данный момент это самая дешевая среднеформатная цифровая камера.

Работая с поддержанной техникой вы, без сомнения, столкнетесь с некоторыми затруднениями. При приобретении даже идеальной с технической точки зрения камеры вам, скорее всего, потребуется некоторая помощь со стороны специалистов. Сразу после покупки необходимо отдать камеру на профилактически осмотр и юстировку.

Ведь за несколько десятков лет какие-то элементы камеры наверняка перестали работать так, как должны. На объективах среднеформатных камер довольно часто можно встретить плесень между стеклами, которая влияет на конечный результат.

Поэтому при выборе поддержанной камеры нужно обращать внимание на комментарии продавцов, которые, как правило, указывают подобные нюансы в описании. Самой частой поломкой считается засвет пленки и неполадки затвора. Так, например, ремонт затвора среднеформатной камеры “Киев” 88 может обойтись в стоимость, превышающую цену самого фотоаппарата.

Да и специалистов по ремонту старой техники найти бывает непросто. Для проверки этой функции лучше взять с собой пленку и на месте сделать пару пробных кадров.

Источник: https://FB.ru/article/390787/sredneformatnyie-kameryi-reyting-obzor-luchshih-modeley-osobennosti-syemki-i-sovetyi-po-vyiboru

Плёночная фотография. Среднеформатные камеры

Виды цифровых фотоаппаратов. Среднеформатные фотокамеры и цифровые задники

Продолжаем цикл статей о плёночной фотографии. В этой статье мы расскажем о выборе среднеформатной камеры.

Средний формат

Среднеформатные камеры 100 лет назад позиционировались как любительские, но к середине прошлого века формат 35 мм начал вытеснять их в профессиональную нишу. К концу ХХ века средний формат однозначно считался профессиональным. Объяснений этому несколько.

Во-первых, больший формат подразумевает увеличенные габариты и вес камеры. Прибавим сюда меньшую светосилу оптики для среднеформатных камер, что автоматически удлиняет выдержку, и получается, что снимать на широкую плёнку без штатива можно в ограниченных ситуациях. А носить с собой тяжёлый кофр, да ещё со штативом, ради банального снимка в семейный альбом согласится редкий фотолюбитель.

Во-вторых, до середины 80-х годов в полиграфии использовались преимущественно цветные слайды, снятые на широкую плёнку (качество узкого слайда тогда оставляло желать лучшего).

В-третьих, стоимость большинства среднеформатных камер сразу выводила их из разряда любительских (конечно, случались исключения типа Любителя или недоразумения а-ля Этюд стоимостью 7 р., но этот ширпотреб лишь укреплял позиции профессиональных камер).

Впрочем, появление современных лёгких среднеформатных камер опять изменило ситуацию. Фотолюбители вновь обратили свой взор на средний формат. И не случайно!

Среднеформатных камер на рынке существенно меньше, что облегчает задачу выбора, так как откровенный хлам в рядах среднего формата встречается редко. Сразу оговорюсь, что разговор будет о наиболее популярных камерах и конструкциях. Но давайте разберёмся с основыми типами среднеформатных камер. Их три:

  • Дальномерные
  • Двухобъективные зеркальные
  • Однообъективные зеркальные

Дальномерные среднеформатные камеры

В принципе, именно дальномерные среднеформатные камеры стали первыми массовыми фотокамерами. Правда, тогда они имели вид «раскладушек» с обязательным мехом от объектива до камеры. Конструкция эта и сегодня популярна, достаточно взглянуть на камеру Bessa III (при этом существует более привычная современному восприятию камера Bessa III W с жёстко встроенным объективом).

На что сегодня стоит обратить внимание, если вы твёрдо решили обзавестись плёночным дальномером среднего формата? Во-первых, определитесь с размером кадра. Придётся выбирать между 6×4,5, 6×6, 6×7 и 6×9 см.

Некоторые системные среднеформатные камеры изобилуют всяческими адаптерами и вкладышами, позволяющими уменьшать формат кадра, так что обладатель Mamya 7 может работать с тремя форматами (6×7/6×4,5/24×60), а вот, например, владелец камеры Bronica RF645 обречён на единственный формат 6×4,5.

Кадрирование и наводка на резкость в среднеформатной дальномерной камере производятся точно так же, как и в малом формате. Разве что видоискатель крупнее. Так что все плюсы и минусы (параллакс) дальномерного визира тут тоже присутствуют.

Основное преимущество среднеформатных дальномерных камер — компактность. Ни один другой тип среднеформатных камер не может похвастаться такими скромными габаритами и весом. А для съёмки вне студии это весомый аргумент!

Дальномерные среднеформатные камеры можно поделить на системные камеры со сменной оптикой (яркий представитель — Mamiya Press) и на компактные с несменным объективом, как правило, с дискретным фокусным расстоянием (стоит обратить внимание на весьма интересные модели различных форматов компании Fujifilm).

Fujica GS645S. Цена на аналогичную модель Wide с объективом 45 мм f/5,6) в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 25 000 р.

Bronica RF 645 имела большой выбор аксессуаров. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Zenzanon RF 65 мм f/4,0 + бленда + 1 крышка + ремень в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 25 000 р.

Двухобъективные среднеформатные камеры

Принцип двухобъективной зеркальной камеры прост — основной объектив проецирует изображение на плёнку, второй — через неподвижное зеркало на матовое стекло видоискателя, по которому и наводится резкость. Объективы сопряжены, и при наводке на резкость изображения в видоискателе устанавливается резкость и на основном, съёмочном объективе.

Схема устройства двухобъективной зеркалки и варианты визирования. Через шахтный видоискатель с лупой (слева), через рамку (в центре), через пентапризму (справа).

Тут законодателем стиля однозначно является компания Franke & Heidecke с камерой Rolleiflex. Созданная в 1928 году двухобъективная система живёт и по сей день.

Автор являлся обладателем современного Rolleiflex 2.8 FX (80 мм) с пентапризмой: впечатления от работы с этой классической камерой остались самые положительные.

Да и клиенты до сих пор при встрече искренне благодарят за сделанную для них работу.

В простейшей комплектации двухобъективная камера оснащена шахтным видоискателем с откидной лупой для точной фокусировки. Правда, изображение в таком видоискателе перевёрнуто, но к этому можно привыкнуть.

Не нравится видеть сюжет перевёрнутым? Можно обзавестись пентапризмой. Не хочется тратиться на недешёвый аксессуар — визируйте через рамочный видоискатель.

Правда, резкость придётся устанавливать по шкале расстояний.

Двухобъективные камеры, как правило, имеют несменные объективы. Так что желающему иметь телевик или широкоугольник придётся обзавестись двумя разными камерами. Правда, есть и исключения: камеры Mamya С330 позволяют менять оптические пары.

Удачные конструкции, как известно любят копировать. Поэтому на вторичном рынке выбор таких камер обширен.

Компания Yashica выпустила немало двухобъективных зеркалок. Одна из удачных и вполне бюджетных — Yashica Mat-124 G. Цена на аналогичную модель в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 15 000 р.

Mamya C330. Подобную модель с объективом Mamya-Secor 80 мм f/2,8 можно найти в комиссионном отделе магазина photosale.ru за 10 000 р.

Зеркальные камеры

Pentax 6×7 с объективом Takumar SMC 105 мм f/2,4. Подобную модель без ручки в комиссионном отделе магазина photosale.ru можно приобрести за 18 000 р.

Среднеформатные однообъективные зеркальные камеры — суперпрофессионалы. Все достоинства малоформатных зеркалок присутствуют и здесь.

Можно выделить два типа среднеформатных зеркалок: со съёмными кассетами (задниками) и без.

Зеркалки без съёмных кассет по конструкции похожи на обычные зеркальные камеры, только существенно крупнее. Из особенностей конструкции стоит отметить съёмную пентапризму и шахтный видоискатель.

Пожалуй, одназначно  лучшая камера этого типа — Pentax 67 (6х7). К ней выпускалась отличная оптика и хороший выбор аксессуаров. Благодаря дополнительной ручке держать эту совсем немаленькую камеру весьма удобно.

Мне довелось работать этой камерой, и со свой стороны могу дать ей лучшие рекомендации.

Розовой мечтой советских фотографов был Pentacon Six TL (6×6), но в реальности приходилось довольствоваться монстром Киев 6С (6х6).

Зеркальные камеры со съёмными кассетами показали себя куда более компактными и практичными. Особенность и невероятное удобство по тем временам — возможность быстро менять во время съёмки кассету: например, чтобы снять сюжет на плёнку другой чувствительности или сделать дубли на чёрно-белый и цветной негатив.

Особенно удобно такими камерами делать предварительный полароидный снимок. Сегодня, конечно, это звучит забавно, но ещё 15 лет назад все эти операции были невероятно эффективны. Кстати, именно на камерах этого типа впервые появились съёмные цифровые задники.

Так что отдельные модели (например, Contax 645 или многие модели Hasselblad) можно смело считать как плёночными, так и цифровыми.

Классическая зеркальная камера со съёмными кассетами формата 6х6 — Hasselblad. Серия 503 выпускалась до 2013 года.

К камерам этого типа выпускался широкий выбор аксессуаров, различные фокусировочные экраны и видоискатели, моторная приставка и, конечно, великолепная линейка оптики.

Единственным недостатком можно назвать квадратный формат, но это, как известно, на любителя. К тому же можно ставить кассеты с размером кадра 6×4,5.

Hasselblad 500 C/CM + Opton 100 мм f/3,5 + кассета A12 6х6 + лупа + бленда. Цена комплекта в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 35 000 р.

Hasselblad постигла участь Leica и Rolleiflex: удачная конструкция нещадно копировалась, благодаря чему на рынке немало интересных камер за меньшие деньги.

Обычно среднеформатная зеркалка в базовой комплектации шла с шахтным видоискателем. Различные пентапризмы с TTL-замером или без него продавались отдельно. Плёнка перематывалась вручную, но некоторые модели дооснащались моторным приводом. Среди прочих стоит отметить камеры Zenza Bronica, к которым выспускались удобные рукоятки с курковым взводом.

Для среднеформатных зеркалок производитель обычно старался выпустить разные виды пентапризм и видоскателей, чтобы удовлетворить различные запросы фотографов. Например, у владельцев Bronica ETRSi был выбор из пяти вариантов.

Размеры кадра среднеформатных зеркалок от 6×4,5 до 6×8. Как правило, для больших форматов бывали кассеты и меньших размеров. Есть даже кассеты под узкую плёнку с размером кадра 24×36 мм и для съёмки панорам.

Сменные кассеты для среднеформатных зеркалок позволяли владельцу менять формат и даже тип плёнки. Например, с Bronica ETRSi можно было снимать на широкую плёнку (6×4,5) или на узкую в двух вариантах (24×36 и 24×60).

Полиграфия второй трети прошлого века требовала слайды максимального размера. Так появился формат 6х7, который надолго прописался в студиях профессионалов. Почему 6х7? Всё просто — такой формат лучше подходит к пропорциям стандартной заграничной журнальной полосы, чем квадратный 6×6 или вытянутый 6×9.

Яркие представители формата 6х7 — камеры Mamya RB и RZ. Кстати, для этих камер есть кассеты с форматом кадра 6х8. Кассеты камер RB и RZ можно поворачивать на 90° — очень удобно, когда необходимо поменять вертикальный формат на горизонтальный, не поворачивая камеру. Среднеформатная зеркалка на студийном штативе — это вам не мыльница, которую можно повернуть одной рукой!

Mamya RZ67 Pro. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Mamiya-Sekor 110 мм f/2,8 + кассета 120 + мотор в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 22 000 р.

Стоит морально подготовиться к тому, что работа с зеркальной Mamya 6×7 требует особого стиля и не терпит суеты. Всё должно быть основательно. На RB за взвод затвора и перемотку плёнки отвечают два отдельных рычага.

Кадрирование, наводка на резкость, управление экспозицией — всё совсем не так, как с какой-нибудь малоформатной зеркалкой.

Конечно, с зеркальной Mamya можно снимать и на пленэре, но всё с той же основательностью, подтверждением которой служит мощный хлопок огромного зеркала, во время срабатывания затвора.

С повышением качества плёнки (в особенности цветного слайда) всё большую популярность обретали облегчённые среднеформатные зеркалки форматом 6х4,5. Mamya 645, Bronica ETR-Si, Pentax 645 и, наконец, пожалуй, лучшая камера этого формата Contax 645.

Contax 645. Лебединая песня бренда. Универсальная автофокусная камера с моторной протяжкой плёнки; позволяла и снимать на плёнку, и ставить цифровой задник. Отменная оптика Carl Zeiss выделяла её среди конкурентов формата 6×4,5. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Planar 80 мм f/2,0, кассетой M-1 и пентапризмой в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 70 000 р.

По сравнению с тяжеловесами 6×7 они невероятно компактны и оперативны: ради этого отдельные модели (Pentax 645) лишались громоздких съёмных кассет, и со временем на них даже появился автофокус.

Малыши среднего формата по габаритам ненамного превосходили топовые малоформатные зеркалки, но качество снимков было существенно выше.

Формат 6х×4,5 заслуженно пользовался успехом как в студии, так и на природе.

Mamya 645 PRP TL. Бюджетный вариант. Камеру можно было собирать как конструктор, докупая нужные опции: мотор, пентапризму… В результате вы становились обладателем неплохой компактной среднеформатной камеры. Цена на аналогичную модель в комплекте с кассетой и пентапризмой в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 15 625 р.

В заключение хочется дать важный совет по покупке плёночной камеры на вторичном рынке, будь то комиссионный магазин или покупка с рук.

Ни в коем случае не рекомендую покупать камеру через Интернет заочно (если только вы не приобретаете её для своей коллекции). Если вам нужна рабочая камера, обязательно нужно подержать её в руках, проверить работу всех механизмов, а в идеале — отснять тестовую плёнку, чтобы проверить работу затвора и  оптики. То же можно сказать и про приобретение объективов.

И пусть вас не вводит в заблуждение отличный внешний вид камеры или объектива. Иногда изрядно потёртая камера — куда более надёжный партнёр на съёмке, чем идеальная с виду коробка. Обратите внимание на работу затвора (самое уязвимое место плёночных камер), да и оптика может нуждаться в юстировке.

В любом случае, в приличном комиссионном магазине вы можете расчитывать на профессиональный совет и техническую поддержку.

Как видите, выбор плёночной камеры — непростая задача. Оставляем вас ненадолго, чтобы вы могли обдумать, какая плёночная камера — ваша. Следующая статья будет посвящена собственно самой плёнке. Разберёмся, какой материал лучше подходит для съёмки ваших аналоговых шедевров.

Продолжение следует..

Источник: https://fototips.ru/praktika/plyonochnaya-fotografiya-sredneformatnye-kamery/

Фотографические форматы

Виды цифровых фотоаппаратов. Среднеформатные фотокамеры и цифровые задники

© 2018 Vasili-photo.com

В зависимости от размера светочувствительного материала (плёнки или цифровой матрицы) различные системы фотокамер принято подразделять на три основные группы: камеры большого, среднего и малого формата.

Чем больше физический размер фотоматериала, тем выше детализация, а, значит, и потенциальное техническое качество снимка, но при этом тем более громоздкой становится система в целом.

Рассмотрим все форматы по порядку.

Большой формат (он же – широкий, он же – крупный)

Исторически большой формат является старшим из всех фотографических форматов, однако его рано списывать со счетов.

Возможно, вы будете удивлены, но старомодные громоздкие крупноформатные фотоаппараты до сих пор активнейшим образом используются фотографами, которые стремятся к бескомпромиссному качеству изображения.

Камеры большого формата напрочь лишены всякой автоматики, и потому требуют от фотографа определённых навыков в традиционном фотоделе. Как следствие, они не слишком популярны среди любителей.

Полевая камера большого формата Toyo 45CF

Крупноформатная камера состоит из двух стенок, соединённых мехом, похожим на гармонь. На передней стенке располагается объектив, сопряжённый с затвором. Задняя стенка представляет собой рамку с матовым стеклом, по которому осуществляется компоновка кадра и наведение объектива на резкость. Непосредственно перед съёмкой в камеру вставляется кассета с листом плёнки.

Стенки камеры могут смещаться в пределах, ограниченных растяжимостью меха. Уменьшая или увеличивая расстояние между стенками, фотограф производит наведение на резкость.

Сдвигая стенки в параллельных друг другу плоскостях можно исправлять перспективные искажения, а наклоняя или поворачивая стенки друг относительно друга можно тем самым изменять положение плоскости фокусировки, делая её непараллельной плоскости кадра.

Абсолютный контроль над перспективой кадра и глубиной резко изображаемого пространства – уникальное свойство широкоформатной камеры.

Да, существуют специальные tilt-shift объективы как для малоформатных, так и для среднеформатных камер, но, во-первых, они не обеспечивают такого количества подвижек, какое возможно в камере большого формата, а во-вторых, крупноформатная камера позволяет использовать подвижки с любым без исключения объективом.

В широкоформатных камерах используется плёнка в виде отдельных листов, чаще всего размером 4×5 дюймов (значительно реже 8×10 дюймов). Отдельные листы плёнки, в отличие от катушек, позволяют индивидуально проявлять каждый кадр, варьируя время проявления и реактивы, что даёт фотографу дополнительный контроль над яркостью и контрастом будущего снимка.

Относительные размеры кадров 8×10 и 4×5

При всех неоспоримых достоинствах крупноформатных фотоаппаратов, нельзя не признать, что работа с ними сложна и не терпит спешки. Потому-то и применяются они сегодня лишь там, где спешка ни к чему: в съёмке пейзажей, в студийной съёмке, а также для научно-технических целей.

На сегодняшний день не существует полноценных серийных цифровых камер большого формата. Сканирующие задники (например, производства Better Light) применимы только в условиях полной неподвижности объекта съёмки и неизменности освещения, т.к. сканирование растягивает экспозицию на многие минуты.

Большинство фотографов-широкоформатников снимает на плёнку, а затем сканирует полученные негативы или слайды на обычном сканере. Даже наипростейший планшетный сканер с разрешением в 1200 dpi позволяет получить из кадра размером 4×5 дюйма цифровое изображение с разрешением в 28,8 мегапикселей. Возьмите сканер посерьёзнее, и конечное разрешение будет измеряться сотнями мегапикселей.

Малый формат (он же – узкий, он же – 35-мм)

Малоформатные фотоаппараты являются наиболее популярными в силу своей компактности и высокой степени автоматизации. Они оказались незаменимы для профессиональной съёмки спорта и дикой природы, а уж в любительской среде это зачастую единственный общеупотребимый формат. Для малого формата характерно огромное разнообразие фотоаппаратов, сменной оптики и прочих аксессуаров.

Плёнка типа 135 имеет ширину 35 мм вместе с перфорацией. Ширина рабочей области 24 мм. Кадры располагаются горизонтально, и размер одного кадра составляет 36 x 24 мм. 35-мм плёнка выпускается в катушках по 36, 24 и 12 кадров.

Цифровые фотоаппараты могут иметь матрицу размером с традиционный кадр 35-мм плёнки, т.е. 36 x 24 мм (т.н. полный кадр), либо же меньшего размера (кроп). Доминирующие стандарты фотосенсоров с кроп-фактором это APS-C (кроп-фактор 1,5-1,6), 4/3″ (кроп-фактор 2) и 1″ (кроп-фактор 2,7).

Относительные размеры полного кадра (35-мм), кропнутых сенсоров (APS-C, 4/3″ и 1″), и сенсоров компактных цифровых камер (1/1.7″ и 1/2.3″).

Плёночные камеры малого формата представлены двумя основными классами: дальномерные фотоаппараты и однообъективные зеркальные фотоаппараты. Последние были особенно популярны в силу своей универсальности и оперативности в обращении.

Малоформатный дальномерный фотоаппарат Leica M3
Цифровой малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат Canon 5D Mark III

В настоящее время использование плёночных 35-мм фотоаппаратов полностью утратило практический смысл. Цифровые модели превосходят своих плёночных предшественников, как по качеству изображения, так и по эргономичности, имея при этом относительно доступную цену.

Снимать на 35-мм плёнку сегодня можно либо из чисто сентиментальных соображений, либо в том случае, когда вы отправляетесь в какое-нибудь настолько глухое место, что перезарядка аккумулятора цифровой камеры становиться в принципе невозможной и полностью механическая плёночная камера – единственное решение проблемы. Впрочем, такие случаи крайне редки.

Дальномерные цифровые камеры выпускает исключительно Leica. Основными же производителями зеркальных аппаратов являются Canon и Nikon.

Всё большую популярность завоёвывает довольно гетерогенный класс беззеркальных цифровых фотоаппаратов с электронным видоискателем. Камеры подобного типа имеются нынче практически у всех производителей фототехники.

Меньше малого

Помимо упомянутых выше трёх основных форматов существовало также несколько типов плёнки, так сказать, сверхмалого формата, предназначенной для использования в предельно компактных камерах. Эти системы (APS, 110, дисковая плёнка и т.

д.) предназначались для сугубо любительских целей и никогда не были особенно популярны. Качество изображения было посредственным, а цена – явно завышенной. Забудьте о плёночных микроформатах. Они канули в Лету, с чем я их и поздравляю.

А вот цифровые компактные камеры с компактными же матрицами здравствовали и процветали вплоть до повсеместного засилья смартфонов. Несмотря на крошечные сенсоры, современные компакты обеспечивают приемлемое качество, особенно при хорошем освещении. Оптимальный вариант для путешествий и протокольной съёмки, когда качество картинки не является фактором первостепенной важности.

Размеры матриц компактных камер измеряются по диагонали в долях т.н. видиконовского дюйма. Один видиконовский дюйм равен 2/3 обычного дюйма, т.е. 16,93 мм. Например при диагонали в 1/1.7”, т.е ~10 мм, сенсор будет иметь размеры 7,6 x 5,7 мм. Диапазон размеров обычно лежит в пределах 1/2.7-2/3”, в зависимости от модели.

В последние годы заметна тенденция к увеличению размера матрицы в компактных цифровых камерах вплоть до полного 35-мм кадра при сохранении небольшого размера самого аппарата, что не может не радовать.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Желаю удачи!

Вернуться к разделу “Фотооборудование”

Перейти к полному списку статей

%network%.
Присоединяйтесь и будьте в курсе! data-orientation=horizontal data-text-color=#000000 data-share-shape=rectangle data-sn-ids=..tw.ok.gp.

data-share-size=40 data-background-color=#ffffff data-preview-mobile=false data-mobile-sn-ids=..tw.ok.gp. data-pid=1424918 data-counter-background-alpha=1.

0 data-follow-title=Подпишитесь на новости! data-following-enable=true data-exclude-show-more=false data-selection-enable=false data-follow-=vasili.photography class=upto-buttons>

Источник: https://vasili-photo.com/articles/photographic-formats.html

Законный совет
Добавить комментарий